О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕНОГО НЕВЫПЛАТОЙ ЕДИНОВРЕМННОГО ПОСОБИЯ ПО УХОДУ НА ПЕНСИЮ



РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

г. Югорск                                                   09 февраля 2012 года

Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием:

истца БСМ,

представителей ответчика СГГ, МВА,

при секретаре ХНН,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БСМ к ОБЩЕСТВО об обязании возместить материальный ущерб за несвоевременную выплату единовременного пособия в связи с выходом на пенсию,

УСТАНОВИЛ:

     БСМ обратился в суд с иском к ОБЩЕСТВО об обязании возместить материальный ущерб за несвоевременную выплату единовременного пособия в связи с выходом на пенсию. Исковые требования мотивировал тем, что до апреля 2011г. он работал в ОБЩЕСТВО в должности инженера 1 категории группы передачи данных и контроля средств связи ремонтно-технического центра. ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление об увольнении по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, поэтому, в соответствии с его трудовым договором (пункт 4.2) и коллективным договором ОБЩЕСТВО (часть 1 пункт 7.10.1), ему должны были выплатить единовременное пособие. В приказе «О прекращении трудового договора» от ДД.ММ.ГГГГ сделана пометка, что пособие будет выплачено в сентябре, однако, пособие выплачено не было. Тогда как генеральный директор ОБЩЕСТВО ЗПН разъяснил, что выплата пособия происходит в течение следующего месяца со дня увольнения. Вплоть до декабря 2011г., несмотря на поданное заявление, ему работодатель пособие не выплачивал, о причинах не сообщал. О начислении пособия ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ после получения письма из ОБЩЕСТВО Расчетный листок на пособие ему не был предоставлен. Полагал, что задерживая на длительное время выплату пособия без объяснения причин, ему причинен материальный ущерб, так как он был лишен возможности использовать сумму причитающегося ему пособия по своему усмотрению. Просил обязать ОБЩЕСТВО возместить ему материальный ущерб, нанесенный несвоевременной выплатой пособия в размере 21787 рублей за период с 01 августа по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 580700 рублей (сумма пособия)х137 дней невыплаты х8,25% (ставка рефинансирования).

    В судебном заседании БСМ поддержал исковые требования по тем же основаниям. Дополнил, что единовременное пособие относится к заработной плате и за нарушение сроков ее выплаты работодатель в соответствии со ст. 236 ТК РФ несет материальную ответственность. В приказе об увольнении имелась отметка о выплате пособия в сентябре 2011г., но выплату произвели только в декабре 2011г. Полагал, что выплата ему должна была быть произведена работодателем либо в день увольнения ДД.ММ.ГГГГ, либо в августе 2011г.

    Представитель ответчика СГГ исковые требования не признала, полагала, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

              Представитель ответчика МВА исковые требования не признал, пояснив, что в исковом заявлении истец не сформулировал свое мнение, с которого числа ему необходимо выплатить денежную сумму. Единовременная выплата не относится к заработной плате, а является социальной льготой и гарантией, которую выплачивает работодатель дополнительно работнику при увольнении на пенсию. Срок выплаты пособия не установлен коллективным договором, поэтому не может идти речь о применении ст. 236 ТК РФ. Поскольку истец не написал заявление о выплате пособия, что является обязательным условием, то решался вопрос об основаниях для ее выплаты. В то же время в соответствии с условиями коллективного договора работодатель имел право задержать выплату пособия истцу на срок до одного года, в связи с имеющимися у него неснятыми дисциплинарными взысканиями. Выплата пособия истцу была произведена ДД.ММ.ГГГГ по письменному указанию заместителя генерального директора Общества.

Выслушав истца БСМ, представителей ответчика СГГ, МВА, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 129 ТК РФ устанавливает, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 236 ТК РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В коллективном договоре, согласно ст. 41 ТК РФ, с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В ОБЩЕСТВО был принят коллективный договор, который регулирует социально-трудовые отношения в организации. Договор заключен на три года и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, также включены обязательства работников и работодателя.

Пунктом 7.1.10 раздела 7 «Социальные льготы, гарантии и компенсации» предусмотрено производить выплату единовременного пособия Работникам по их заявлениям, увольняющимся из ОБЩЕСТВО по любым основаниям (за исключением увольнение за виновные действия по пунктам 5-11 ст. 81 ТК РФ) по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе и при ее досрочном назначении, а также при увольнении на трудовую пенсию по инвалидности, исходя из среднего заработка в зависимости от стажа работы в организациях системы ОАО в установленных размерах, а именно от 5 до 10 лет – 7 средних заработков, свыше 10 до 15 лет – 10 средних заработков, свыше 15 до 20 лет – 14 средних заработков, свыше 20 лет – 16 средних заработков.

Статьей 139 ТК РФ предусмотрено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления и производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ОБЩЕСТВО в должности инженера 1 категории группы передачи данных и контроля средств связи РТЦ.

Приказом Врио начальника Управления ОБЩЕСТВО от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с БСМ от ДД.ММ.ГГГГ прекращен, и БСМ уволен с        ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (пункт 3 ст. 77 ТК РФ). Также в приказе указано, что учетно-контрольной группе выплатить БСМ единовременное пособие в размере 10 средних заработков за 10 лет работы в газовой промышленности согласно ч.1 п. ДД.ММ.ГГГГ коллективного договора ОБЩЕСТВО на 2010-2012 г.г.

Из предоставленного ответчиком расчета среднего заработка истца следует, что сумма единовременного пособия равна 668875,20 рублей. ДД.ММ.ГГГГ, с учетом 13% налогового вычета, БСМ было перечислено на личный счет 581921,43 рубль (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ). Данный факт сторонами в судебном заседании не оспаривался.

Истец в судебном заседании пояснил, что в приказе о прекращении с ним трудовых отношений имеется запись экономиста о том, что выплату единовременного пособия произвести в 3 квартале (сентябрь месяц). Также сослался на разъяснения генерального директора ОБЩЕСТВО при встрече с пенсионерами, что единовременная выплата при уходе на пенсию происходит в течение следующего месяца со дня увольнения. В сентябре 2011г. ему не было выплачено единовременное пособие, а выплатили только в декабре 2011г., поэтому он был лишен возможности использовать данную выплату по своему усмотрению и поэтому ответчик обязан возместить ему материальный ущерб.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Коллективный договор сам по себе является нормативным соглашением, т.е. актом, который наряду с конкретными обязательствами содержит нормы права. Основная его задача - регулирование социально-трудовых отношений, под которыми понимаются общественные отношения, входящие в предмет трудового права (статья 1 ТК РФ), а также связанные с социальным обслуживанием и дополнительным социальными гарантиями и компенсациями. Коллективный договор наряду с нормативными положениями содержит обязательственную часть - конкретные обязательства работодателя по обеспечению нормальных условий труда. Что говорит о том, что уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных Кодексом, иными актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условия труда, предусматриваются в коллективных договорах исходя из финансово-экономических возможностей работодателя.

Таким образом, единовременное пособие, предусмотренное пунктом ДД.ММ.ГГГГ коллективного договора Общества, является дополнительной социальной льготой и гарантией, установленной работодателем и выплачиваемой работникам, увольняющимся из Общества по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. В связи, с этим доводы истца об отнесении указанной выплаты к заработной плате в соответствии со ст. 129 ТК РФ суд находит несостоятельными.

Не может суд согласиться и со ссылкой истца на ст. 236 ТК РФ, предусматривающую материальную ответственность работодателя за нарушение установленного срока обязательных выплат, причитающихся работнику при увольнении, так как единовременное пособие к ним не относится и не предусмотрена ст. 140 ТК РФ.

Кроме этого сроки выплаты единовременного пособия, предусмотренного пунктом ДД.ММ.ГГГГ, не установлены ни коллективным договором, ни регламентом 06-05-2010 предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных коллективным договором, утвержденного приказом-постановлением от ДД.ММ.ГГГГ                          .

Учитывая, что коллективный договор является правовым актом, содержащим нормы трудового права, которые регулируют трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения и установление в нем дополнительных льгот, носит не обязательный характер, а является прерогативой Общества, отсутствие конкретных сроков выплаты единовременного пособия предусмотренного коллективным договором, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований БСМ,

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска БСМ к ОБЩЕСТВО об обязании возместить материальный ущерб за несвоевременную выплату единовременного пособия в связи с выходом на пенсию, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение принято в окончательной форме 14 февраля 2012 года.

Верно

Судья Югорского районного суда                                                           В.Н.Колобаев

Секретарь суда                                                                                     ЛЛВ