об обязани предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Югорск                                                     21 июня 2012 года

             Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Василенко О.В., с участием:

        истца <Истец>,

        представителя истца Ф.А.А.,

        представителя ответчика К.С.В.,

при секретаре Е.Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <Истец> к <Ответчик> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

     <Истец> обратилась в суд с иском к <Ответчик> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

     В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ над ней была учреждена опека, Б.Н.А. была назначена ее опекуном. С момента передачи под опеку до совершеннолетия она находилась на воспитании опекуна, проживая с ней. Жилое помещение за ней не закреплялось ни по месту жительства родителей в <адрес>, ни по месту ее устройства в семью в <адрес>. По достижению ею совершеннолетия и выхода из-под опеки она неоднократно обращалась к ответчику с целью реализации права на внеочередное обеспечение жилым помещением, на что всегда получала отказы, мотивированные: обязанностью предоставления жилья администрацией <адрес> по месту выявления факта отсутствия над ней попечения родителей, отсутствием соответствующего жилфонда и ее заявления о постановке на учет для внеочередного предоставления жилья, достижением ею возраста, после которого предоставление жилья невозможно. Учитывая, что первичное устройство в семью состоялось на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что обеспечение жильем должно осуществляться <Ответчик>. Отказ в предоставлении жилья в связи с достижением ею возраста старше 23 лет незаконен, поскольку ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ не ставят ограничений в реализации прав на предоставление жилого помещения, если лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигло 23-летнего возраста. ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ не связывает предоставление жилой площади и постановке на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа» с самостоятельными действиями такого лица, такие действия должны осуществляться органами государственной власти и местного самоуправления и лицами, имеющими полномочия по защите прав и законных интересов сирот. В настоящее время она не обеспечена жильем, считала, что ответчик в течение продолжительного времени незаконно отказывал ей в предоставлении жилья, устраняясь тем самым от исполнения возложенной на него обязанности. Просила обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

     В судебном заседании истец <Истец> поддержала исковые требования по тем же основаниям, дополнив, что ее родители были лишены родительских прав, опека в отношении нее была назначена в ДД.ММ.ГГГГ., в семье опекуна Б.Н.А. она проживала с ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время проживает и зарегистрирована в квартире супруга. В ее собственности жилого помещения на территории <адрес> либо иного муниципального образования нет. По достижению 18-летия она неоднократно обращалась к ответчику с просьбой о предоставлении жилого помещения, на что получала отказы. После отказа в постановке на учет на внеочередное получение жилья в ДД.ММ.ГГГГ длительный период времени не обращалась в <Ответчик>, поскольку работники отдела опеки и попечительства порекомендовали ожидать предоставления квартиры. Ввиду бездействия ответчика в ДД.ММ.ГГГГ вновь обращалась к нему с заявлениями об обеспечении жилплощадью, однако получала очередные отказы.

Представитель истца Ф.А.А. также поддержал исковые требования по тем же основаниям, дополнив, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истец не обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку имелось ее обращение к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ Нарушение ее прав носит длящийся характер. <Ответчик> выделяла истцу койко-место в общежитии, от которого она впоследствии отказалась, затем квартиру на 4-х человек, таким образом, полагает, что ответчик не отрицает свою обязанность по предоставлению истцу жилья во внеочередном порядке, являющуюся мерой поддержки для социально незащищенных граждан. Считал, что инициировать предоставление жилого помещения должна <Ответчик> в лице ООиП, а не истец. Полагает, что на возникшие правоотношения не распространяется срок исковой давности, поскольку отсутствует момент, с которого необходимо исчислять данный срок. Истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением, <Ответчик> была обязана предоставить истцу жилье во внеочередном порядке.

     Представитель ответчика К.С.В. возражал против удовлетворения иска в связи с пропуском срока исковой давности, считая, что истцу стало известно об отказе в постановке ее на учет на внеочередное получение жилья в ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с этого времени следует исчислять срок исковой давности. На протяжении длительного времени с ДД.ММ.ГГГГ истец в <Ответчик> с заявлением о предоставлении жилья во внеочередном порядке не обращалась. Урегулировать данный вопрос на региональном уровне не представилось возможным.

     Выслушав объяснения истца <Истец> и ее представителя Ф.А.А., представителя ответчика К.С.В., показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетельством о рождении подтверждается, что В.Е.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>

Из справки о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ДД.ММ.ГГГГ А.А.А. и В.Е.С. заключили брак, после чего супруге присвоена фамилия А.А.А.. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ брак был расторгнут.

     ДД.ММ.ГГГГ А.Е.С. после заключения брака была присвоена фамилия <Истец>, что известно из свидетельства о заключении брака, выданного отделом ЗАГС администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

На основании Выписки из решения опекунского Совета при <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ В.Е.С. передана под опеку Б.Н.А. (тете по линии отца).

     Как пояснила в судебном заседании свидетель Б.Н.А. указанное решение опекунского Совета при <данные изъяты> было принято с целью вывоза несовершеннолетней В.Е.С. по ее месту жительства в <адрес> и оформления документов, в связи с тем, что мать девочки часто бросала ее одну и уезжала в неизвестном направлении.

     Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ над В.Е.С. была учреждена опека в связи с тем, что отец дал согласие на установление опеки, мать находится в местах лишения свободы, имущества и жилья ребенок не имеет, опекуном назначена Б.Н.А.

     Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ З.Т.А. лишена родительских прав в отношении дочери В.Е.С., девочка передана на воспитание и содержание Б.Н.А.

     Выпиской из решения <данные изъяты> райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что В.С.А. также лишен родительских прав в отношении дочери В.Е.С., которая передана на попечение органу опеки и попечительства <адрес>.

     В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что В.Е.С. состояла на учете как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в отделе опеки и попечительства администрации <адрес>.

     <Ответчик> отказано В.Е.С. во внеочередном предоставлении жилья по основанию, что жилая площадь должна быть предоставлена по месту выявления и первичного устройства в семью, то есть администрацией <адрес>, что следует из писем начальника ООиП администрации <адрес> Б.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ и первого заместителя главы <адрес> Б.М.И. от ДД.ММ.ГГГГ .

По указанной же причине В.Е.С. отказано в постановке на учет на внеочередное получение жилья как сироте, что подтверждается Выпиской из протокола заседания общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон № 159-ФЗ), действовавшей на момент обращения истца в <Ответчик> с заявлением о выделении жилья, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за передали территории российской Федерации.

     Согласно ч. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Югорскому межрайонному прокурору в интересах В.Е.С. отказано в удовлетворении иска к администрации <адрес> о предоставлении жилья или выделении компенсации на приобретение данного жилья отказано.

     Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья), что следует из ч. 2 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.

     За реализацией своих жилищных прав истец обратилась по фактическому месту жительства и первичному устройству в семью опекуна – в <Ответчик>. Следовательно, отказ ответчика в предоставлении жилого помещения истцу является незаконным и необоснованным.

     В письме от ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик> истцу вновь было отказано в предоставлении жилья вне очереди по договору социального найма, поскольку МО <адрес>, являясь дотационной территорией, не располагает жилфондом для предоставления внеочередникам данной категории; истец в отдел по учету и распределению жилья администрации <адрес> и в <Ответчик> с заявлением о постановке на очередь (список ) не обращалась.

     Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.

В случае учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления, на данном учете будут состоять только граждане, в отношении которых имело место обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом необходимых документов в порядке ст. 52 ЖК РФ, а не все граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.

     В рассматриваемом случае действующим законодательством обязанность по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не предусмотрена, в связи с чем указание ответчика об отсутствии такого обращения со стороны истца не может служить основанием для отказа в предоставлении жилья. Кроме того, истец обращалась с заявлением о постановке на учет, однако ей было в этом отказано, что свидетельствует из выписки из протокола заседания общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

Ссылка отказа на то, что <адрес> является дотационной территорией, в бюджете города отсутствуют средства на обеспечение жилой площадью детей-сирот, является необоснованной и незаконной по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

     Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Статьей 1 Закона ХМАО-Югры от 20.06.2006г. № 60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» муниципальное образование <адрес> на неограниченный срок наделено государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

     В соответствии с ч. 1 ст. 2 вышеуказанного закона, для осуществления предусмотренного настоящим Законом государственного полномочия бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета ХМАО-Югры передаются субвенции из регионального фонда компенсаций в объеме, установленном законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год.

В силу ст. 140 Бюджетного кодекса РФ вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным БК РФ. Гражданин в силу ст. 1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Возможность устранения причины отсутствия денежных средств и соответствующего жилищного фонда достаточно урегулирована законодательством и достижима посредством использования предоставленных <Ответчик> субвенций.

ДД.ММ.ГГГГ <Ответчик> истцу вновь было отказано во внеочередном предоставлении жилого помещения, но по основанию достижения <Истец> возраста старше 23 лет.

     Абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

     Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить вышеуказанных лиц жильем сразу после достижения ими совершеннолетия.

     В судебном заседании нашло свое подтверждение не обеспечение истца жильем после достижения ею совершеннолетия.

Как следует из преамбулы Закона № 159-ФЗ, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимся без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. В связи с этим отказ ответчика по указанному основанию также является незаконным.

Свидетель Б.Н.А. показала, что опекаемая В.Е.С. проживала с ней в период с ДД.ММ.ГГГГ в принадлежащей ей квартире по адресу: <адрес>, доли истца в данной квартире не имеется, жилое помещение за истцом не закреплялось. Ответчиком В.Е.С. вселялась в общежитие, затем выделялась квартира на четыре человека, однако та туда не вселялась. Она и истец неоднократно обращались в <Ответчик>, но получали отказы по различным мотивам.

Свидетель Г.Е.В. пояснила, что истец является сиротой, состояла на учете как опекаемая в ООиП <адрес>. Жилья в <адрес> и <адрес> у истца нет, за ней не закреплялось. В.Е.С. предоставлялось койко-место в общежитии, однако она отказалась него. На момент первоначального обращения истца в <Ответчик> во внеочередном порядке жилые помещения предоставлялись детям, находившимся в специальных учреждениях для детей. В то время субсидии на приобретение жилья округ не выделял. Последний раз истец обращалась в администрацию по вопросу предоставления жилья в ДД.ММ.ГГГГ Истец имеет право на получение жилья по договору социального найма вне очереди, предоставление жилья должно быть инициировано компетентным органом.

Из информации прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что В.Е.С. и ее родители на территории района не имели своего жилья, а проживали в жилье по договору поднайма, положения п.3 ст.60 ЖК РФ на нее не распространяется.

На территориях <адрес> и <адрес> <Истец> (А.А.А., В.Е.С. в собственности жилого помещения не имеет, участия в приватизации не принимала, что подтверждается справками <адрес> районного отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ , справками <адрес> отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , уведомлениями об отсутствии в ЕГРП прав не недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ

     Отсутствие в собственности истца жилого помещения также подтверждается заявлениями В.Е.С. на имя главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о выделении ей койко-места в общежитии и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от временного проживание на койко-месте.

     В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <Истец> была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирована и проживает с семьей по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит по праву собственности супругу истца.

     Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что жилого помещения в собственности истец на момент первоначального обращения к ответчику не имела и не имеет в настоящее время, жилое помещение в установленном законе порядке за ней закреплено не было и в <адрес> не предоставлялось.

Довод представителя ответчика о пропуске срока исковой давности обращения в суд является несостоятельным, поскольку не основан на законе. <Истец> по достижению 18-летнего возраста обратилась к ответчику с требованием предоставить ей жилое помещение, но получила отказ, право истца не было реализовано в установленный законом срок по независящим от него обстоятельствам. Вопрос об исковой давности не может быть поставлен в рассматриваемом случае, поскольку нарушение права обратившегося в суд лица носит длящийся характер. Более того, отказы <адрес> в предоставлении жилого помещения были мотивированы различными причинами.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что <адрес> незаконно и необоснованно отказывалось истцу в предоставлении внеочередного жилья, поэтому исковые требования <Истец> к <Ответчик> о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилое помещение подлежат удовлетворению. При этом суд считает необходимым указать, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться органом местного самоуправления по месту жительства истца общей площадью не менее нормы предоставления в <адрес> ХМАО-Югры.

В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ суд находит необходимым, учитывая равенство интересов сторон, при вынесении решения установить срок, в который ответчик обязан совершить действие по предоставлению истцу жилого помещения.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Обязать <Ответчик> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить <Истец> вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее нормы предоставления в <адрес>.

     Решение может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

     Решение в окончательной форме принято судом 27 июня 2012 года.

Верно.

Судья Югорского районного суда                              О.В. Василенко

Секретарь суда                                           Л.В. Лазарева