Дело № 2-295- 2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
... Дата обезличена года
... суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Хориной В.М., при секретаре Тумашовой И.В., с участием прокурора ... Алтайского края Клименко Р.Ю., представителей ответчиков Кирейцева И.Н., Акинжановой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... к муниципальному образовательному учреждению «...», администрации ... о признании бездействия незаконным, запрещении эксплуатации автобуса, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... края в заявлении указывает, что прокуратурой ... проведена проверка в отношении МОУ «...». В ходе проверки установлено, что МОУ «...» на праве собственности эксплуатируется школьный автобус марки Номер обезличен, который не в полной мере отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам детей.
Так, вопреки Номер обезличен «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» сиденья в этом школьном автобусе не оборудованы удерживающими устройствами для детей (совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления). В каждом поперечном ряду сидений отсутствует сигнальная кнопка «Просьба об остановке», рабочее место водителя не оснащено звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Девятым пунктом ст.1 этого Федерального закона субъектами транспортной инфраструктуры определены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Указанный автобус находится в собственности МОУ «...», администрацией ... и муниципальным образовательным учреждением, являющимися субъектами транспортной инфраструктуры, нарушаются требования ст.8, п.2 ст.12 Федерального закона «О транспортной безопасности», а также п.2 ст.16 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», а именно этими субъектами не принимается должных мер по поддержанию участвующих в перевозке детей транспортных средств в надлежащем техническом состоянии.
В соответствии с п.1 ч.2 и ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных средств, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Учредителем МОУ «...» являются органы местного самоуправления в лице администрации ... края.
Данное учреждение согласно ст.120 ГК РФ имеет право выступать истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам в пределах находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, использование школьного автобуса по целевому назначению при отсутствии безопасных условий перевозки детей подвергает опасности жизнь и здоровье учащихся МОУ «...».
Бездействием администрации района и руководства МОУ «...» по приведению технического состояния школьного автобуса в соответствие с требованиями Номер обезличен, а также действиями МОУ «...» по перевозке школьников с нарушением условий безопасности ставятся под угрозу закрепленные ст.ст.20, 41, 43 Конституции РФ права детей на жизнь, охрану здоровья и общедоступность образования, грубо нарушаются требования Федеральных законов «О транспортной безопасности» и «О безопасности дорожного движения».
Прокурор просит признать бездействие администрации ... края и МОУ «...» по неоснащению школьного автобуса марки Номер обезличен государственный регистрационный знак Номер обезличен удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями Номер обезличен незаконным; запретить эксплуатацию названного автобуса в целях перевозки школьников до устранения отмеченных недостатков; возложить на администрацию ... и МОУ «...» обязанность принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса марки Номер обезличен государственный регистрационный знак Номер обезличен удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями Номер обезличен «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
В судебном заседании прокурор ... Клименко Р.Ю. поддержал исковые требования.
В судебном заседании представитель школы Акинжанова М.Н. иск признала частично и пояснила, что меры принимаются, сделана заявка на новый автобус, все в администрации района знают, что необходимо переоборудовать автобус. Учредителем является администрация района, которая осуществляет финансирование школы, но нет денег. Просит не запрещать эксплуатацию автобуса и установить срок для устранения недостатков до Дата обезличена года, администрация не выделила денег, другого автобуса нет, если будет запрещена эксплуатация автобуса, то дети не будут учиться, будут сидеть дома. Школе обещают выделить деньги на переоборудование автобуса в первом квартале 2011 года.
Представитель ответчика администрации ... Кирейцев И.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв, в котором сказано, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.9 Закона Алтайского края от 03.12.2004 года №54-ЗС «Об образовании в ...» в круг полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования входит «организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям администрации ... В то же время в соответствии с п.5 ст.8 Закона Алтайского края от 03.12.2004 года №54-ЗС «Об образовании в ...» к полномочиям Администрации ... в сфере образования относятся: «обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами Алтайского края».
Таким образом, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования является полномочиями субъекта РФ, а не полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов.
Кирейцев И.Н. просит в удовлетворении требований прокурору отказать, в случае удовлетворения требований прокурора просит в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для принятия неотложных мер к оборудованию школьного автобуса удерживающими устройствами и выведению на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» до Дата обезличена года. В удовлетворении требования о запрете эксплуатации автобуса просит отказать.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Управления ... по образованию и делам молодежи Администрации ..., извещен надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Управления ... по образованию и делам молодежи Администрации ... в письменном отзыве указывает, что в силу требований п.1 ч.2 и ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса. Просит вынести решение с учетом всех обстоятельств в соответствии с требованиями законодательства РФ ...
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить частично по следующим основаниям.
Суд считает необходимым признать бездействие администрации ... ... и МОУ «...» по неоснащению школьного автобуса марки Номер обезличен государственный регистрационный знак Номер обезличен удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями Номер обезличен незаконным; возложить на администрацию ... и МОУ «...» обязанность принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса марки Номер обезличен государственный регистрационный знак Номер обезличен удерживающими устройствами для детей и выеденными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями Номер обезличен «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
В части запрещения эксплуатации названного автобуса в целях перевозки школьников до устранения отмеченных недостатков суд считает необходимым в удовлетворении данного требования отказать.
Отсутствие ремней безопасности на посадочных местах, кнопок с требованием об остановке, светового сигнала у водителя об остановке в автобусе МОУ «...» подтверждается актом проверки от Дата обезличена года, что не соответствует указанным в исковом заявлении законам и нормативным актам, поэтому исковые требования прокурора в части признания бездействия ответчиков незаконным и возложения на ответчиков обязанности принять меры к оборудованию школьного автобуса удерживающими устройствами для детей и выеденными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями Номер обезличен «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» представляются суду законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принадлежность автобуса МОУ «...» подтверждается паспортом транспортного средства. Использование автобуса для перевозки детей подтверждается графиком передвижения, выпиской из приказа Номер обезличен от Дата обезличена года о подвозе учащихся, проживающих на расстоянии более трех километров от школы, договором на техническое обслуживание и ежедневный контроль школьного автомобиля, лицевой карточкой автомобиля.
Дата обезличена года директором школы Акинжановой М.Н. подано ходатайство главе района ... о выделении средств в размере 173500 рублей на установку новых сидений в школьном автобусе с поясными ремнями и сигнальных кнопок, выведенных на рабочее место водителя в соответствии с требованиями Номер обезличен. Согласно смете расходы на оборудование школьного автобуса МОУ «...» ремнями безопасности, сигнальными кнопками составляют 173500 рублей.
Дата обезличена года заместителем главы по оперативным вопросам администрации ... ... направлено ходатайство начальнику Управления ... по транспорту, дорожному хозяйству и связи Администрации ..., в котором он просит рассмотреть вопрос о включении в заявку на получение в Номер обезличен году субсидий на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники следующей техники для ...: автобус Номер обезличен, автобус Номер обезличен, автобус Номер обезличен.
Из письма заместителя Губернатора ..., начальника Управления ... по образованию и делам молодежи от Дата обезличена года следует, что согласно Постановлению Правительства РФ от 24.02.2010 года №87 «О внесении изменений в постановление Совета Министров-Правительства РФ от ... в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугороднем сообщении (более 50 км между границами населенных пунктов), места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности. Если установка ремней безопасности не предусмотрена конструкцией транспортного средства, то их установка считается переоборудованием ТС. Для проведения переоборудования необходимо заключение о возможности и порядке внесения изменения в конструкцию ТС от завода-изготовителя ТС или уполномоченной организации. Все заводы-изготовители автобусов сошлись во мнении, что невозможно дать единые рекомендации по дооборудованию автобусов ремнями безопасности, в связи с чем меры для каждого конкретного автобуса должны быть установлены организациями, работающими в рамках Приказа МВД от 07.12.2000 года №1240.
Для оборудования автобуса ремнями безопасности конструкция которого не предусматривает их установку необходимо: обратиться в ГИБДД по месту регистрации автобуса для получения заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства; получить заключение «о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства» от уполномоченной организации, работающей в рамках Приказа МВД №1240; переоборудовать автобус в организации, имеющей Сертификат соответствия на переоборудование ремнями безопасности; предоставить автобус на пункт технического осмотра и получить диагностическую карту об исправности автобуса; вышеперечисленные документы предоставить в ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности; в РЭО ГИ БДД произвести регистрацию установленных ремней безопасности.
Согласно Уставу МОУ «...» его учредителем являются органы местного самоуправления в лице администрации ..., школа является юридическим лицом.
В соответствии с пунктом Номер обезличен Устава МОУ «...» отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несут учредители в порядке, определяемом законом.
Согласно Уставу муниципального образования ... администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района, обладает правами юридического лица.
Что касается запрещения эксплуатации школьного автобуса, то суд считает, что это не отвечает интересам детей, нарушает их право на образование, поскольку 40 учащихся проживают на расстоянии 8 км от школы, идет учебный год, другого автобуса в школе нет.
Доводы представителей ответчиков представляются суду несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела, действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора ... к муниципальному образовательному учреждению «...», администрации ... о признании бездействия незаконным, запрещении эксплуатации автобуса, возложении обязанностей удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации ... и МОУ «...» по неоснащению школьного автобуса марки Номер обезличен государственный регистрационный знак Номер обезличен удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями Номер обезличен незаконным.
Возложить на администрацию ... и МОУ «...» обязанность принять неотложные меры к оборудованию школьного автобуса марки Номер обезличен государственный регистрационный знак Номер обезличен удерживающими устройствами для детей и выведенными на рабочее место водителя сигнальными кнопками «Просьба об остановке» в соответствии с требованиями Номер обезличен «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».
В остальной части иска прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в ... суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через ...
Судья: В.М. Хорина