Об оспаривании решения органа местного самоуправления и взыскании расходов.



Дело № 2-24/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2011 <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> районный суд <данные изъяты>, в составе:

председательствующего Изембаева Р.Н.,

при секретаре Семиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Левша А.А. к администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> края, Левша С.И., Левша Л.В., Левша А.С., Чигриной А.С., Чигрину Я.В., Мустафаевой В.А. о признании отказа необоснованным и понуждении к постановке на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Левша А.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что она является вдовой умершего участника и инвалида Великой Отечественной войны Левша И.П., а потому имеет право на социальную льготу по обеспечению жильем на счет средств федерального бюджета один раз в случае признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Своего жилья она не имеет. Решением жилищной комиссии администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет. Позже она была снята с учета без указания оснований снятия с учета. Просила признать её заявление обоснованным, обязать главу администрации <данные изъяты> сельсовета отменить постановление о снятии её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать вынести постановление о постановке её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

В процессе рассмотрения дела судом истец изменила исковые требования. Ссылаясь на вышеизложенные основания указала, что решением комиссии администрации <данные изъяты> района ей было отказано в принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что у членов её семьи имеются жилые помещения общая площадь которых составляет 89,1 кв.м. и площадь жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму равную 12 кв.м. Внучка, правнук, а также ФИО14 не приходятся ей родственниками, фактически с ней не проживают. Площадь в 66,6 кв.м. до ДД.ММ.ГГГГ принадлежала ей. Эти обстоятельства предположительно истолкованы как действия по намеренному ухудшению жилищных условий. В постановлении и.о. главы администрации <данные изъяты> района об отказе в принятии её на учет не указаны основания отказа. Она проживает в доме дочери не на основании договора социального найма или права собственности. Меры социальной поддержки предоставляются лицам, не имеющим жилья и независимо от имущественного положения. П.п.2 п.3 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. учетная норма жилья, предоставляемого членам семьи умершего участника, инвалида ВОВ установлена в 36 кв.м. и именно эта норма должна учитываться при решении вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий. При этом обеспечение жильем производится независимо от материального положения. В силу п.3 ч.2 ст.21 вышеназванного ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего участника ВОВ не вступившей в повторный брак. Она после смерти мужа в повторный брак не вступала.

Просит обязать главу администрации <данные изъяты> района отменить постановление об утверждении решения комиссии об отказе в постановке её на учет по улучшению жилищных условий и обязать главу администрации <данные изъяты> района вынести постановление о постановке её на учет с ДД.ММ.ГГГГ как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель истца Шумилов В.Г. исковые требования поддержал, в пояснениях сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Санькова Л.В. с иском не согласилась. Суду пояснила, что сын и сноха истца Левша С.И. и Левша Л.В. имеют в общей совместной собственности квартиру общей площадью 66,6 кв.м., которая до ДД.ММ.ГГГГ принадлежала истцу. Член семьи истца Чигрина(Левша) А.С. имеет в собственности также жилой дом общей площадью 22,5 кв.м. Определение уровня обеспеченности истца жилой площадью следует производить из суммарной общей площади вышеуказанных жилых помещений в силу п.2 ст.51 ЖК РФ. С учетом суммарной площади указанных жилых помещений и всех лиц, прописанных в указанных жилых помещениях, следует, что все члены семьи обеспечены жилой площадью в соответствии с учетной нормой на одного человека равной на территории <данные изъяты> района 12 кв.м.. Кроме того, истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, следовательно, на учет может быть принята на ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий в силу положений ст.53 ЖК РФ.

Ответчик Левша Л.В. с иском согласилась. Суду пояснила, что свою квартиру в <адрес> истец продала им в связи ухудшением её материального положения сложившегося после смерти мужа. От дальнейших пояснений отказалась, сославшись на доводы указанные в исковом заявлении.

Ответчики Левша С.И., Левша А.С., Чигрина А.С., Чигрину Я.В., Мустафаевой В.А., представители ответчика администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района, третьего лица Управления по социальной защите населения <данные изъяты> района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд в силу требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу, о том, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В пункте 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» закреплено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу п.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе прочего полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что Левша А.А. является вдовой, то есть членом семьи умершего инвалида-участника Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно подп.4 п.1 ст.21 того же Федерального закона нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

Таким образом, на возникшие правоотношения распространяются нормы жилищного законодательства РФ.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ст.31 ЖК РФ).

Левша А.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует: выписка из решения комиссии администрации <данные изъяты> района по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 01.12.2010г.; постановление №511 от 07.12.2010г. «Об отказе в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий». В качестве основания для отказа в постановке на учет Левша А.А. указано, что общая площадь жилых помещений принадлежащих членам семьи Левша А.А. – Левша С.И., Левша Л.В., Чигриной А.С. составляет 89,1 кв.м. Жилая площадь на одного человека соответствует учетной норме установленной на территории района. Также в выписке из решения комиссии имеется ссылка на ст. 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и справок, предоставленных <данные изъяты> производственным участком <данные изъяты> отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» <данные изъяты> Левша А.А. ДД.ММ.ГГГГ прекратила свое право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и своего жилья на сегодняшний день не имеет. В настоящее время, как следует из этих же выписок и свидетельств о государственной регистрации права, указанная квартира, отчужденная истцом, принадлежит ответчикам, Левша Л.В. и Левша С.И. Ответчик Левша Л.В., подтвердила в судебном заседании, что указанную квартиру истец продала им, ввиду сложившегося трудного материального положения.

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В рассматриваемом случае ответчиком в лице Администрации <данные изъяты> района должна быть доказана законность и правомерность отказа в постановке истца Левша А.А. на учет, так как указанный отказ исходил именно от него. Истец же в свою очередь не освобожден от обязанности доказывания своего права на постановку на учет, так как нормами ЖК РФ обязанность по предоставлению документов подтверждающих право для постановки на учет возложена на лицо, обратившееся с указанным заявлением.

Истцом и его представителем доказательств, свидетельствующих об отсутствии у истца намерений на умышленное ухудшение имеющихся у него жилищных условий суду не представлено. Материальное положение истца, побудившего его на продажу квартиры следует только со слов ответчика.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что истец, прекратив свое право собственности на имеющееся у него жилое помещение, имел намерение приобрести право состоять на соответствующем учете, то есть совершил заведомые действия, в результате которого может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Следовательно, в силу закона, истец может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не ранее чем через № лет со дня совершения указанного намеренного действия, то есть не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Левша А.А. к администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> края, Левша С.И., Левша Л.В., Левша А.С., Чигриной А.С., Чигрину Я.В., Мустафаевой В.А. о признании отказа необоснованным и понуждении к постановке на учет, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Р.Н. Изембаев