О признании права собственности на квартиру



Дело № 2-16/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2011 года <данные изъяты>

<данные изъяты> районный суд <данные изъяты> в составе:

председательствующего – федерального судьи Изембаева Р.Н.,

при секретаре Семиной Е.В.,

с участием истца Сидоров Б.И.,

представителя истца Костицына В.Б.,

ответчиков Сидоровой В.А., Сидорову А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоров Б.И. к администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> края, Сидоровой В.А., Сидорову А.Б. о признании права собственности на жилые квартиры и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в соответствии с договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> была продана ему в собственность. Договор был подписан сторонами и зарегистрирован, однако договор имеет ряд неточностей, в части указания площади квартиры.

В соответствии с завещанием от ДД.ММ.ГГГГ он унаследовал <адрес> в <адрес> и земельный участок по этому же адресу. Часть наследства им принята, что подтверждается выданным ему свидетельством.

Просит признать за ним право собственности: на <адрес> в <адрес>; на земельный участок и квартиру, расположенные по адресу: <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании истец Сидоров Б.И. и его представитель Костицын В.Б. заявленные требования поддержали. В пояснениях сослались на доводы, изложенные в исковом заявлении. Костицын В.Б. дополнительно пояснил, что одна квартира перешла в собственность истца на основании договора купли-продажи, а вторая квартира вместе с земельным участком перешла в собственность истца в качестве наследства по завещанию ФИО10

Представители ответчиков администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчики Сидоровой В.А., Сидорову А.Б. с исковыми требованиями согласились.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> краю в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснение истца, его представителя, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из копии договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и из договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что колхоз «<данные изъяты>» продал Сидоров Б.И. жилой дом, расположенный в <адрес> за № руб. В договорах отсутствует полный адрес жилого дома. Договора зарегистрированы в исполнительном комитете <данные изъяты> сельского совета народных депутатов. Согласно справки, выданной администрацией <данные изъяты> сельсовета ДД.ММ.ГГГГ Сидоров Б.И. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел квартиру, которая в настоящий момент имеет адрес: <адрес> Справка дана в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ наименования улиц и нумерация домов в <данные изъяты> не были присвоены.

В соответствии с кадастровым паспортом на помещение и кадастровым паспортом земельного участка квартира и земельный участок расположены по адресу <адрес>

Согласно сведениям, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации действующих прав на <адрес> в <адрес> отсутствуют.

В соответствии со ст. 48 ГК РСФСР, сделка, не соответствующая требованиям закона, является недействительной.

В соответствии со ст. 160 ГК РСФСР, договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его пунктам. Существенными являются те пункты договора, которые признаны такими по закону или необходимы для договоров данного вида, а также все те пункты, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора. (ст.239 ГК РСФСР).

В соответствии с ч. 1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Соответственно нарушение прав Сидоров Б.И. подлежит устранению в судебном порядке, так как судом установлено, что при заключении договора нумерация домов в <адрес> отсутствовала.

Таким образом, в указанной части заявленные требования подлежат удовлетворению.

Что касается требований истца о признании за ним права собственности на земельный участок и квартиру, расположенные по адресу <адрес> то хотелось бы отметить следующее.

Как следует из копии свидетельства о смерти № №, копии завещания от ДД.ММ.ГГГГ и копии свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Сидоров Б.И., как наследник, указанный в завещании Родионовой М.И. имеет право на наследство в виде: денежных средств по вкладу, компенсации на оплату ритуальных услуг.

В обосновании указанных требований истец ссылается на завещание, в котором указано, что ФИО11 завещала Сидоров Б.И., в том числе и жилую квартиру и земельный участок по адресу: <адрес>

В силу ст.ст.1110, 1112 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм части 3 ГК РФ следует, что в состав наследства могут входить лишь вещи и иное имущество, принадлежащие наследодателю на момент открытия наследства, то есть на момент смерти наследодателя.

Вопреки указанному требованию закона истцом не представлено суду доказательств того, что земельный участок и квартира по адресу: <адрес> принадлежали на момент открытия наследства наследодателю ФИО12.

Представленные истцом: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ по условиям которого ФИО13 приобрел у колхоза «<данные изъяты>» квартиру в <адрес>; справка администрации <данные изъяты> сельсовета о том, что Сидоров Б.И. по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ наследовал <адрес> в <адрес>; расписка о приобретении ФИО14 вышеуказанной квартиры у ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ; соглашение о разделе между ФИО17 и ФИО18 имущества от ДД.ММ.ГГГГ по которому, вышеуказанная квартира перешла ФИО16 не могут быть приняты во внимание, так как не подтверждают возникновения права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества у Родионовой М.И. по следующим основаниям.

В силу положений ст.554 ГК РФ, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, и что при отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащим передаче считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В расписках об отчуждении квартиры и земельного участка от ФИО19. к ФИО20 и от ФИО21 к ФИО22 не указана площадь земельного участка и квартиры, в связи, с чем указанные расписки, являясь договорами, считается не заключенными, а потому право собственности у ФИО23 на указанное недвижимое имущество не возникло.

Не будучи собственником этого имущества ФИО24. не вправе был им распоряжаться, а потому все последующие сделки с этим имуществом являются ничтожными.

Кроме того, в силу ст.223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Сделка между ФИО25 и ФИО26. заключена в ДД.ММ.ГГГГ соответственно она подлежала государственной регистрации, однако государственную регистрацию не прошла, в связи, с чем право собственности у покупателя на земельный участок и квартиру не возникло.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сидоров Б.И. к администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> края, Сидоровой В.А., Сидорову А.Б. о признании права собственности на жилые квартиры и земельный участок, удовлетворить частично.

Признать за Сидоров Б.И. право собственности на <адрес>, расположенную в жилом <адрес>, находящемся по <адрес> в <адрес>.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней с момента принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий __________________ Р.Н. Изембаев