Об оспаривании решения органа местного самоуправления и взыскании расходов



Дело № 2-82/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края, в составе:

председательствующего Изембаева Р.Н.,

при секретаре Семиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Старковой З.К. к администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края о признании отказа необоснованным и понуждении к постановке на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Старкова З.К. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что ей было отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, несмотря на то, что она своего жилья не имеет, проживает в жилом доме, принадлежащем дочери ФИО1, зятю ФИО2, внукам ФИО3, ФИО4 Она имеет право проживать только на ? доле дома, принадлежащей её дочери ФИО1, а потому на неё и на её дочь приходится менее чем по 7 кв.м. общей площади жилого помещения. Отказ в постановке на учет мотивирован тем, что она обеспечена жилым помещением в соответствии с учетной нормой жилого помещения. Ранее постановлением <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ

Просит:

- признать незаконным и отменить постановление администрации <данные изъяты> района об отказе в постановке её на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать администрацию <данные изъяты> района вынести постановление о постановке её на учет с ДД.ММ.ГГГГ как нуждающуюся в улучшении жилищных условий с момента обращения с заявлением в администрацию <данные изъяты> сельсовета;

- обязать администрацию <данные изъяты> района включить её в список лиц на выделение субсидий для приобретения жилья;

- взыскать с ответчика в свою пользу расходы в размере № руб.

В судебном заседании истец Старкова З.К. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, о причине неявки суд не известила.

Представитель истца Бугаев И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил, просил:

- признать незаконным и отменить постановление администрации <данные изъяты> района об отказе в постановке её на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать администрацию <данные изъяты> района поставить Старкова З.К. на учет, в качестве нуждающуюся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента её обращения с заявлением в администрацию <данные изъяты> сельсовета;

- обязать администрацию <данные изъяты> района включить Старкова З.К. в список лиц на выделение субсидий для приобретения жилья;

- взыскать с ответчика в пользу Старкова З.К. расходы в размере № руб.

В пояснениях представитель истца Бугаев И.В. уточненные исковые требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> района Санькова Л.В. с иском не согласилась. Суду пояснила, что истец проживает в доме своей дочери, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> Фактически в указанном жилом доме проживает 4 человека ФИО2, ФИО1, ФИО3, Старкова З.К.. Общая площадь вышеуказанного жилого дома составляет 54,2 кв.м., следовательно, на каждого проживающего в жилом доме члена семьи приходится по 13,55 кв.м., то есть все лица, проживающие на указанной жилой площади, обеспечены жильем в соответствии с установленной в <данные изъяты> районе, учетной нормой жилого помещения равной 12 кв.м. на 1 человека. Истцу отказано в постановке на учет в связи с тем, что им представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеуказанным основаниям.

Представители третьих лиц, Управления по социальной защите населения <данные изъяты> района и администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 суду пояснила, что после смерти отца мать по состоянию здоровья не смогла проживать одна в своем доме, в связи, с чем она перевезла мать в свой дом. Её муж не согласен с тем, что Старкова З.К. проживает в их доме, говорит, что это его дом, хотя в приватизации участвовали все члены их семьи: она, её муж и их дети.

Суд в силу требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, допрошенного свидетеля, исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в заявлении, суд приходит к выводу, о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В пункте 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» закреплено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу п.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе прочего полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что Старкова З.К. является вдовой, то есть членом семьи умершего инвалида-участника Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

Согласно подп.4 п.1 ст.21 того же Федерального закона нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

Таким образом, на возникшие правоотношения распространяются нормы жилищного законодательства РФ.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ст.31 ЖК РФ).

Старкова З.К. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует: выписка из протокола заседания комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов № от ДД.ММ.ГГГГ; выписка из постановления администрации <данные изъяты> района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий», согласно которым Старкова З.К. было отказано в принятии на учет по основанию, указанному в ст.54 п.2 ЖК РФ, в связи с тем, что Старкова З.К. проживает совместно с семьей дочери в приватизированной квартире. Собственником квартиры является ФИО2 В настоящее время в квартире зарегистрированы 4 человека, площадь квартиры составляет 54,2 кв.м., то есть 13,5 кв.м. на 1 человека. Учетная норма 12 кв.м. на 1 человека. Вышеуказанное основание для отказа в постановке на учет было доведено до сведения истца.

В п.2 ст.54 ЖК РФ указано, что отказ в постановке на учет допускается в случае, если предоставлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С указанным отказом в постановке на учет согласиться нельзя. Так из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> в <адрес>, общей площадью 54,2 кв.м. была передана в собственность ФИО2. Из справки выданной администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент приватизации ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>1 проживали и были зарегистрированы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4. В настоящее время дому по адресу: <адрес> постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района № от ДД.ММ.ГГГГ присвоен адрес: <адрес>

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ», жилые помещения приобретаются в общую долевую собственность граждан с согласия всех совместно проживающих членов семьи.

Несмотря на то, что в договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ включен лишь ФИО2, указанная квартира должна быть передана всем лицам, проживавшим на момент приватизации в указанном жилом помещении. Никто из указанных лиц не заявлял о своем нежелании участвовать в приватизации квартиры. Иное означало бы нарушение прав ФИО1, ФИО3 и ФИО4. В рассматриваемом случае, ввиду недостатков допущенных при заключении договора вышеназванные лица вправе в судебном порядке восстановить свои нарушенные права на вышеуказанную квартиру.

Своего жилья Старкова З.К. не имеет, что следует из сведений предоставленных <данные изъяты> производственным участком <данные изъяты> отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <данные изъяты> и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>

Таким образом, только ? доля <адрес>, общей площадью 54,2 кв.м. по <адрес> в <адрес> может принадлежать ФИО1 Старкова З.К., как следует из данных указанных в её паспорте и в выписке из домовой книги зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>

Вопреки доводам представителя ответчика Старкова З.К. является членом семьи (матерью) только одного собственника жилого дома ФИО1, что подтверждается копиями свидетельств о рождении и о заключении брака на имя последней.

Таким образом, Старкова З.К. и ФИО1 имеют право пользоваться 13,55 кв.м. указанного жилого помещения (54,2 кв.м./4), следовательно, на Старкова З.К. и ФИО1 приходится по 6,77 кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилом фонде, установленной Решением <данные изъяты> районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ равной 12 кв.м.

Ввиду того, что отказ в постановке на учет Старкова З.К. был произведен по инициативе администрации <данные изъяты> района, бремя доказывания законности основания отказа в постановке на учет, в силу требования ст.56 ГПК РФ, лежит на указанном ответчике.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Старкова З.К. имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а потому суд находит заявленные требования законными и обоснованными.

Надлежащим ответчиком по делу является администрация <данные изъяты> района, так как в силу Закона <данные изъяты> края от 14.09.2006г. №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов» вышеуказанными государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, следовательно, требование истца о понуждении к постановке её на учет с момента обращения с заявлением в администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района не основаны на законе.

Что касается требования о понуждении ответчика включить Старкова З.К. в список лиц на выделение субсидии для приобретения жилья, то хотелось бы отметить следующее. Указанная субсидия может быть выделена только после признания Старкова З.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а поскольку настоящее решение суда ответчиком не исполнено и Старкова З.К. на вышеуказанный учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не постановлена, то и основания для понуждения ответчика включить Старкова З.К. в список лиц на выделение субсидии для приобретения жилья отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Старковой З.К. к администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края о признании отказа необоснованным и понуждении к постановке на учет, удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части отказа в постановке на учет по улучшению жилищных условий Старкова З.К.

Обязать администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> края поставить на учет Старкова З.К., в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Взыскать с администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края в пользу Старковой З.К. расходы, понесенные на оплату государственной пошлины в размере № руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Р.Н. Изембаев