Дело № 2-223-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.<данные изъяты> 20 мая 2011 года <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края в составе председательствующего судьи Хориной В.М., при секретаре Сёминой Е.В., с участием помощника прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края Калашникова А.Г., представителей ответчиков Синицыной Г.Ф., Саньковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края Р.Ю.Клименко в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<данные изъяты>», администрации <данные изъяты> района о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> района в заявлении указывает, что прокуратурой района совместно с ГПН района ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности и террористической защищенности в здании МДОУ детский сад «<данные изъяты>». В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористического законодательства. В соответствии со ст.ст.32,51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: 1) материально-техническое оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: 2) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст.120 Гражданского Кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение п.16 ППБ №01-03, п.9 Приложения к НПБ 110-03 в МДОУ детский сад «<данные изъяты>» в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников; автоматической пожарной сигнализацией не заблокировано подвальное помещение. Нарушения правил пожарной безопасности, которые не устранены в деятельности МДОУ детский сад «<данные изъяты>», препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Кроме того, Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения определено, что учредителем является администрация <адрес>. В соответствие с п.п.«а,б» ч.4 ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму» органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о наличии в муниципальном учреждении не устраненных условий совершения террористического акта. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «<данные изъяты>» имеет право выступать истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам в пределах находящегося в его распоряжении денежных средств. В соответствии со ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья. Обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц. Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать ввиду систематического изменения состава воспитанников и персонала МДОУ. Следовательно, возможность привлечь лиц к участию в деле в качестве заявителей, решить права каждого из граждан при разрешении дела отсутствует. В силу ст.6 ФЗ «О пожарной безопасности» и п.6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд. Прокурор просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «<данные изъяты>» в здании детского сада по <адрес> в <адрес> в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников; заблокировать подвальное помещение автоматической пожарной сигнализацией; обязать администрацию <адрес> при отсутствии собственных денежных средств у МДОУ детский сад «<данные изъяты>» профинансировать данные мероприятия, установив срок для их исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Помощник прокурора Калашников А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал. Представитель администрации <адрес> Санькова Л.В. исковые требования признала, просит перенести срок устранения нарушений на ДД.ММ.ГГГГ год, потому что средства, заложенные в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ год, уже полностью распределены, внести какие-либо изменения нет возможности. В ДД.ММ.ГГГГ года имеется возможность заложить указанные средства и в ДД.ММ.ГГГГ года устранить нарушения. Санькова Л.В. просит сделать отсрочку до следующего года, так как нет средств. Представитель МДОУ детский сад «<данные изъяты>» Синицына Г.Ф. исковые требования признала и пояснила, что пожарная сигнализация установлена на двух этажах, про подвал разговора не было. Раньше не требовалось заблокировать подвал, а теперь такие требования имеются. Составили смету, устранение этих нарушений обойдется в № рублей. Им было вынесено предписание устранить нарушения до ДД.ММ.ГГГГ года, но так как средств нет, то ничего сделано не будет. План эвакуации был, но он не соответствовал новому формату, заказали в <адрес> новый план эвакуации. Детский сад является юридическим лицом. Синицына Г.Ф. просит установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав помощника прокурора <адрес> Калашникова А.Г., представителей ответчиков Санькову Л.В., Синицыну Г.Ф., исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокурором <адрес> Клименко Р.Ю, с участием дознавателя государственного инспектора ТО НД №4 ФИО5, заведующей МДОУ детский сад «<данные изъяты>» Синицыной Г.Ф., произведен осмотр помещения – здания МДОУ детский сад «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлены следующие нарушения правил пожарной безопасности. В нарушение п.3 ППБ 01-03, п.12 НПБ 110-03, приказа ГУ МЧС России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена передача сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе от установки автоматической пожарной сигнализации на центральный узел связи «01». В нарушение п.9 приложения (таблица №1) к Приказу МЧС РФ от 18.06.2003 года №315 подвальное помещение не заблокировано автоматической сигнализацией. В нарушение п.16 ППБ 01-03 не разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. Отсутствует тревожная кнопка на центральный узел связи «02». В силу ст.34 Федерального Закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Согласно ст.37 руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Согласно п.16 ППБ №01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте. Согласно п.9 Приложения к НПБ 110-03 обязательным объектом защиты АУПС являются здания общественного и административно бытового назначения независимо от площади и этажности. Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения определено, что учредителем является администрация <адрес>. Таким образом, исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Оснований для увеличения срока устранения нарушений суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<данные изъяты>», администрации <адрес> о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «<данные изъяты>» в здании детского сада по <адрес> в <адрес> в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников; заблокировать подвальное помещение автоматической пожарной сигнализацией. Обязать администрацию <адрес> при отсутствии собственных денежных средств у МДОУ детский сад «<данные изъяты>» профинансировать вышеуказанные мероприятия, установив срок для их исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края. Судья: В.М. Хорина