О признании права на меры социальной поддержки и понуждении к постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-220-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.<данные изъяты> 27 мая 2011 года

<данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края в составе председательствующего судьи Хориной В.М., при секретаре Лединой С.В., с участием представителей истца Исаков С.А., Бугаева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаковой А.С. к администрации <адрес> о признании права на получение жилья, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Истец в заявлении указывает, что является вдовой умершего ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО1, что подтверждается удостоверением серии Р номер 139656. В соответствии со ст.ст.21,23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16,21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19,21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исакова А.С. считает, что имеет право на социальную поддержку в виде получения жилья как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано с вынесением постановления от ДД.ММ.ГГГГ по основанию, что она обеспечена жилой площадью в соответствии с установленным уровнем обеспеченности. Комиссия администрации района, отказывая в постановке на учет, исходила из того, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена жилой площадью соответствующей уровню обеспеченности, установленному решением районного Совета депутатов от 18.07.2008 года №42.

Комиссия администрации района приняла решение преждевременно без учета следующих обстоятельств. Согласно положениям ч.1 ст.31 ЖК РФ и п.п.а п.11 Постановления Пленума ВС РФ №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Однако при принятии решения не учтено, что истец была временно зарегистрирована по месту жительства у сына, что отражено в бланке заявления о регистрации в сельсовете, что можно считать соглашением между собственником и членом семьи собственника об ограничении в праве пользования жилым помещением.

Кроме того, согласно ч.2 ст.292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. А сын Исаков С.А. собирается продавать указанное жилое помещение, и она таким образом остается без жилья. Ф РФ

Исакову А.С. просит признать за ней право на социальную поддержку в виде получения жилья как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны; обязать администрацию <адрес> поставить члена семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны Исакову А.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представители истца Бугаев И.В., Исаков С.А. исковые требования поддержали.

Представитель истца Бугаев И.В. суду пояснил, что Исакову А.С. является вдовой ветерана ВОВ, имеются справка, удостоверение. Жилье, в котором проживает истец, является неблагоустроенным. Проживает истец в семье сына, со снохой отношения натянутые. Жилье в стадии продажи, сын намерен уехать жить к дочери, где останется мать, неизвестно. Считает, что подлежит учету только жилая площадь 47,4 кв.м, которую необходимо делить пополам, получится 23,7 кв.м, половину сына делить пополам, по 11,85 кв.м получается, что менее учетной нормы. Считает, что исходить необходимо из нормы в 36 кв.м. Считает, что Исакова подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Исакова не член семьи своего сына, она не является собственником жилья своего сына. Считает, что квартиры в <адрес> не должны учитываться. Истец проживает в чужом доме, может остаться совсем без жилья. Просит удовлетворить иск.

Представитель истца Исаков С.А. суду пояснил, что он сможет продать квартиру за рублей, поделить пополам, получится рублей, он не купит ничего на эти деньги. Мать человек больной, нужна медицинская помощь, возить ее с <адрес> в <адрес> нереально. Супруге его мать не нужна. Если он уедет жить к дочери, то и мать возьмет с собой, но там мало квадратных метров. Не признавалось их жилье непригодным для проживания. Квартира по <адрес> является нежилым помещением. Просит удовлетворить иск.

В судебное заседание не явились истец Исакову А.С., представители ответчика администрации <адрес>, третьих лиц Управления по социальной защите населения <адрес>, администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес>, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Санькова Л.В. в предварительном судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец проживает в <адрес> вместе с сыном Исаков С.А., у которого еще имеются две квартиры в <адрес>. Они учли только квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>. Обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи превышает размер учетной нормы. Нужно еще было брать во внимание квартиру в <адрес>, но они ее не учитывали.

Представитель администрации <адрес> Санькова Л.В. в письменном отзыве на иск Исакову А.С. возражает против заявленных требований по следующим основаниям.

Законом <данные изъяты> края №92-ЗС от 14.09.2006 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов, определенных законом <данные изъяты> края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией <данные изъяты> краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 статьи 1 указанного Закона, в т.ч. членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

В целях реализации указанного Закона принято постановление администрации <данные изъяты> края от 06.10.2006 года №407 «Об утверждении положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в <данные изъяты> крае». В соответствии с п.7 настоящего постановления органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона <данные изъяты> края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной Положением, в порядке, установленном законом <данные изъяты> края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В соответствии с указанным Законом признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных ЖК РФ.

В соответствии со ст.51 ЖК гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Учетная норма, действующая на территории <адрес>, установлена решением <адрес> Совета депутатов от 18.07.2008 года № 42 в размере 12 кв.м.

Согласно документам, представленным на рассмотрение жилищной комиссии, Исакову А.С. проживает в квартире общей площадью 68 кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности ее сыну Исаков С.А. и снохе ФИО4. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией <данные изъяты> сельсовета, в указанной квартире зарегистрировано три человека – истец и два собственника квартиры. Поскольку истец приходится Исаков С.А. матерью, то она является членом его семьи, а, следовательно, обеспеченность истца общей площадью составляет 22,67 кв.м, что превышает учетную норму.

Ссылка истца на то обстоятельство, что она была временно зарегистрирована по месту жительства, не заслуживает внимания по следующим обстоятельствам. Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года №713, регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений. Документом, подтверждающим указанную регистрацию, является свидетельство о регистрации по месту пребывания. Однако на момент рассмотрения заявления на жилищной комиссии в паспорте истца имелась отметка о регистрации истца по месту жительства. Поскольку иных документов, подтверждающих порядок пользования истцом жилым помещением, в котором она проживает, представлено не было, считает, что решение жилищной комиссией было вынесено законно. Санькова Л.В. считает постановление главы района от 20.01.2011 года №10 законным и не подлежащим отмене, а исковые требования истца не подлежащими удовлетворению.

Истец Исакову А.С., представители Управления по социальной защите населения <адрес>, администрации Тополинского сельского совета в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает необходимым Исаковой А.С. в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> о признании права на получение жилья, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать по следующим основаниям.

Из извещения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Исакову А.С. комиссией по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, при администрации <адрес> отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право Исакову А.С. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> утвержден протокол заседания комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Исакову А.С. согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, при администрации <адрес> следует, что Исакову А.С. проживает в квартире, принадлежащей сыну и снохе на праве собственности, общей площадью 68 кв.м; в квартире зарегистрировано 3 человека (68 кв.м : 3 чел.=22,67 кв.м на 1 чел.), общая площадь превышает принятую в районе учетную норму на одного человека. Решили отказать Исакову А.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Решением <данные изъяты> районного Совета депутатов <данные изъяты> края №42 от 18.07.2008 года внесены изменения в решение районного Совета депутатов от 26.06.2007 года №49 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», установлена норма площади жилого помещения в муниципальном жилом фонде в размере 12 кв.м.

Ответчиком представлены копии отказного дела в отношении Исакову А.С., в котором содержатся заявление Исакову А.С. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении и жилищных условий; заявление Исакову А.С. о предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета; копии паспортов Исакову А.С., ФИО4, Исаков С.А.; копии свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности за ФИО4 в размере ? доли и за Исаков С.А. в размере ? доли на квартиру общей площадью 68 кв.м в <адрес>; выписка из домовой книги <адрес>, из которой следует, что на ДД.ММ.ГГГГ в ней зарегистрированы Исакова А.С. с ДД.ММ.ГГГГ, сын Исаков С.А. с ДД.ММ.ГГГГ, сноха ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ; справка администрации <данные изъяты> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Исакова А.С. зарегистрирована в <адрес> имеет состав семьи: сына Исаков С.А., сноху ФИО4; копия свидетельства о рождении Исаков С.А., из которого следует, что его матерью является Исакова А.С.; копия свидетельства о браке, из которого следует, что Исаков С.А. и ФИО5 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ; копия удостоверения Исакову А.С. на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших военнослужащих.

Кроме того, в отказном деле имеются справки <данные изъяты> участка <данные изъяты> отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии жилых строений, помещений у Исаковой А.С.; от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у Исаков С.А., ФИО4 <адрес> общей площадью 59,9 кв.м, а также выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок от ДД.ММ.ГГГГ из которых следует, что ФИО4 является правообладателем квартиры по адресу <адрес>; Исаков С.А. и ФИО4 являются правообладателями квартиры по адресу <адрес> на праве общей совместной собственности; ФИО4 и Исаков С.А. являются правообладателями квартиры на праве общей долевой собственности в размере ? доли каждый по адресу <адрес>.

Из справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Исакову А.С. является инвалидом первой группы бессрочно.

Согласно справке военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Исакова А.С. является вдовой умершего участника (инвалида) Отечественной войны ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из справки администрации <данные изъяты> сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, находящаяся по адресу <адрес>, принадлежащая Исаков С.А., не благоустроена, в квартире отсутствует центральное отопление, теплый санузел, канализация, нет ванны.

В соответствии с уведомлением <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах Исаковой А.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимости.

В соответствии с Уставом муниципального образования <адрес> администрация района обладает правами юридического лица.

Таким образом, судом установлено, что Исакова А.С., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО6 и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.21 ФЗ «О ветеранах»; с ДД.ММ.ГГГГ проживает в принадлежащей ее сыну Исаков С.А. и ее снохе ФИО4 на праве общей долевой собственности в размере ? каждому квартире, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 68 кв.м; проживает Исакову А.С. по данному адресу как член семьи сына; зарегистрированы в данном жилом помещении собственники квартиры и истец; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на истца Исакову А.С., превышает учетную норму в размере 12 кв.м ( 68 кв.м : 2 чел. : 2 чел.= 17 кв.м), поэтому отказ администрации района в постановке Исакову А.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, а исковые требования Исакову А.С. не подлежат удовлетворению.

Доводы истца и ее представителей представляются суду несостоятельными, поскольку не являются юридически значимыми, не основаны на законе, направлены на иную оценку доказательств. Отсутствие воды, канализации, туалета, состояние здоровья истца не является основанием для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Не пригодным для проживания жилое помещение, в котором проживает истец, не признавалось. Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

В пункте 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» закреплено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В силу п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе прочего полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно подп.4 п.1 ст.21 того же Федерального закона нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, на возникшие правоотношения распространяются нормы Жилищного Кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Частью 2 ст.54 ЖК РФ предусмотрено, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Согласно ст.50 ЖК РФ, ст.2 Закона <данные изъяты> края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Учетная норма, действующая на территории <адрес>, установлена решением <адрес> Совета депутатов от 18.07.2008 года №42 в размере 12 кв.м.

В соответствии со ст.3 Закона <данные изъяты> края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

Исаковой А.С. в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> о признании права на получение жилья, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края.

Судья: В.М.Хорина