Дело № 2-245/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июня 2011 года с. <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края, в составе: председательствующего Изембаева Р.Н., при секретаре Семиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дегин В.А. к администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, управлению <адрес> по образованию и делам молодежи о признании бездействия незаконным, признании права на получение субсидии и понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л: Дегин В.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над ним была назначена опека. Его отец был записан в записи о рождении со слов матери. Мать ФИО7 умерла. Он состоит на очереди в администрации <данные изъяты> сельсовета как лицо нуждающееся в улучшении жилищных условий на основании постановления №-а от ДД.ММ.ГГГГ, однако возможности для предоставления ему жилья на территории <данные изъяты> сельсовета нет. Заявление о предоставлении субсидии он подал в администрацию <данные изъяты> сельсовета ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени ответа на указанное заявление им не получено, заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья не выдано. Он длительное время находился за пределами <адрес> и не смог проконтролировать указанный процесс. О том, что он не включен в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья он узнал только в ДД.ММ.ГГГГ., однако ему ДД.ММ.ГГГГ исполнилось № года, в связи с чем повторное заявление о предоставлении субсидии он подать не может. С учетом уточненных исковых требований Дегин В.А. просит: - признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета в части не рассмотрения его заявления о предоставлении субсидии на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ и непринятия мер, предусмотренных п.4.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданами РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>; - признать за ним право на получение вышеуказанной субсидии; - обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета рассмотреть заявление о предоставлении субсидии, выдать заключение о возможности предоставления субсидии на приобретение жилья, направить заявку на предоставление субсидии, заключение и анкету с копиями документов в управление <адрес> по образованию и делам молодежи; - обязать управление <адрес> по образованию и делам молодежи включить его в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. В судебное заседание Дегин В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Представители ответчиков администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, органа опеки и попечительства администрации <адрес> и управления <адрес> по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя управления <адрес> по образованию и делам молодежи поступил отзыв, в котором он просил в иске отказать и указал, что управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку не уполномочено выносить заключение или решения и выносить какие-либо иные решения о постановке в сводный список на получение безвозмездной субсидии. Реализация права на получение субсидии носит заявительный характер. Утверждение истца о предоставлении им заявления от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> сельсовета не подтверждается, ввиду отсутствия копии указанного заявления. На момент обращения истца в уполномоченный орган в ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении субсидии истцу исполнилось № лет, между тем в силу Положения правом на получение субсидии имеют лица, которым на момент обращения с заявлением не исполнилось № года. Представитель третьего лица, администрации <адрес> Санькова Л.В. с исковыми требованиями согласилась полностью, от пояснений отказалась. В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав мнение участвующих лиц, изучив материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в части по следующим основаниям. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с со ст.1 и абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Закона <данные изъяты> края №72-ЗС от 31 декабря 2004г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается <адрес>. В соответствии с Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, утвержденным Постановлением Администрации <данные изъяты> края № 8 от 15 января 2008 года, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми не числится жилье по договору жилищного найма либо в собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не исполнилось 23 года (п. 3.1. Положения). Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно. Согласно п. 3.3 Положения учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 4.2 Положения лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, зарегистрированное в очереди на получение жилья и изъявившее желание на ее получение, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления. Разделом 4 указанного положения установлен порядок предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья. Согласно пунктам 4.3., 4.4. Положения структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии. Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, а также подготовка проекта правового акта <адрес> о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением <адрес> по образованию и делам молодежи. Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление <адрес> по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма. Субсидии направляются управлением <адрес> по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора. Размер предоставляемой субсидии определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, установленной ст. 8 закона <данные изъяты> края от 12 декабря 2006 года № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>», и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в муниципальном образовании, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, в котором получатель субсидии стоит в очереди на улучшение жилищных условий в качестве гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья в <адрес>. Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дегин В.А. установлена опека. Жилой площади за истцом не закреплено. Сведения об отце истца, как следует из справки о рождении № внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Мать истца – ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданном ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес>, актовая запись №. Отсутствие жилья у Дегин В.А. на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии и на момент рассмотрения дела судом подтверждается: сведениями, предоставленными <данные изъяты> участком <данные изъяты> отдела филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <данные изъяты>, <данные изъяты> отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес>. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Дегин В.А. поставлен на учет на получение жилья в качестве детей-сирот. Как следует из копии паспорта Дегин В.А., последний зарегистрирован по адресу: <адрес> Согласно выписки из Устава МО <данные изъяты> сельсовет <адрес> в границах поселения администрации <данные изъяты> сельсовета находятся следующие сельские населенные пункты: <адрес>. Из копии заявления, заверенного и представленного зам. главы администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> ФИО5 и датированного ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дегин В.А. обратился в администрацию <данные изъяты> сельсовета с просьбой включить его в список очередников на получение субсидии на приобретение жилья детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в лице администрации Круглянского сельсовета <адрес> обязанность по рассмотрению заявления Дегин В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии и вынесению заключения о возможности или невозможности предоставления субсидии должным образом не исполнена. Между тем ст.ст.8, 12 ФЗ от 02 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течении 3 дней со дня поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Доказательств, подтверждающих обратное, указанным ответчиком суду не представлено. В силу ст.12 ГК РФ подлежат защите нарушенные или оспоренные права. В рассматриваемом случае нарушено только право истца на своевременное рассмотрение заявление и принятия по нему обоснованного решения оформленного в виде заключения. В остальной части заявленных исковых требований права истца со стороны ответчиков не нарушены, следовательно, суд не вправе, подменяя функции государственных органов, в нарушение установленного вышеуказанным Положением порядка, признать за истцом право на получение вышеуказанной субсидии; обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета выдать заключение о возможности предоставления субсидии на приобретение жилья, направить заявку на предоставление субсидии, заключение и анкету с копиями документов в управление <адрес> по образованию и делам молодежи; обязать управление <адрес> по образованию и делам молодежи включить истца в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, имеющих право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Доводы представителя управления <адрес> по образованию и делам молодежи о необходимости отказа в иске по тем основаниям, что в материалах дела отсутствует заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии, а также в связи с достижением истцом на момент обращения в уполномоченный орган с заявлением 25 лет не основаны на представленных суду доказательствах и противоречат закону. Согласно п. 3.1 вышеназванного Положения право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года. Как видно из копии паспорта и копии свидетельства о рождении Дегин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указанное условие соблюдено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Дегин В.А. к администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес>, управлению <адрес> по образованию и делам молодежи о признании бездействия незаконным, признании права на получение субсидии и понуждении к совершению действий, удовлетворить частично. Признать незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> по не рассмотрению заявления Дегин В.А. о предоставлении субсидии на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> рассмотреть заявление Дегин В.А. о предоставлении субсидии на приобретение жилья от ДД.ММ.ГГГГ; вынести заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии. Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: Р.Н. Изембаев