Дело № 2-440-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.<данные изъяты> 21 сентября 2011 года <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края в составе председательствующего судьи Хориной В.М., при секретаре Лединой С.В., с участием прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края Клименко Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Угловского сельского совета <данные изъяты> района <данные изъяты> края об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился с иском в суд, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес>, с привлечением специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> <адрес>х, с участием и.о. заместителя главы администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> проведена проверка соблюдения санитарно–эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере охраны окружающей среды на территории <данные изъяты> сельсовета в <адрес>, в ходе проведения проверки установлено следующее. В <адрес> в 5 м. в южном направлении от <адрес> на земле находится свалка бытовых отходов размером 4x5 м; между домами, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>, на земле находится свалка бытовых отходов размером 3x3 м; между домами, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>, на земле находится свалка бытовых отходов размером 2x1,5 м. Состав отходов на данных свалках: пустые пластиковые и стеклянные бутылки, битое стекло, срубленные ветви деревьев, скошенная сухая трава, полиэтиленовые пакеты, обгоревшие доски, осколки шифера, металлические банки из-под краски и пищевых продуктов, золо-шлаковые отходы, картонные коробки, Согласно ч.1 ст.35 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдения приоритета сохранения благоприятной окружающей среды. В силу ч.3 ст.12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Статья 12 ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объемов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. Проект указанной свалки на государственную экологическую экспертизу не представлялся. Согласно ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений. В соответствии со ст.ст.51,52 Закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны. В соответствии с п.2 2, 3.1 и 3.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30.05.2001 г., участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Согласно п.3.2. указанных правил размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 м. В нарушение указанных требований на территории <адрес> выявлены свалки бытовых и иных отходов, не отвечающие предъявленным требованиям: участок под размещение свалки твёрдых бытовых отходов в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание, гидрологические и другие исследования участка не проводились; объект размещён на территории населённого пункта; санитарно-защищённая зона не выдержана. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно ч.1 ст.22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч.1 ст.29 Закона). В соответствии с п.4.15 СанПиН 3.2. 1333-03 охрана окружающей среды загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (социстами) кишечно-патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населённых пунктов, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств; сбором, хранением и обеззараживанием твердых бытовых отходов. В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом полномочия по организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений (ч.1 ст.8 Закона). Согласно ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.26 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям администрации сельсовета. Таким образом, выявленные нарушения ставят под угрозу права жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме того, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний. В соответствие со ст.42 Конституции РФ, ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. На основании ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно ч.3 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда. В соответствии с ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающих из экологических правоотношений. Меры, принимаемые органами прокуратуры при предъявлении данного иска, направлены на защиту прав неопределённого круга лиц, проживающих на территории <адрес>. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в части неисполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере охраны окружающей среды в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории <адрес>; обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере охраны окружающей среды, выявленные на территории <адрес>, путем вывоза на свалку мусора, расположенного в <адрес> в 5 м в южном направлении от <адрес> по <адрес>; в <адрес> между домами, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>; в <адрес> между домами, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>. Прокурор <данные изъяты> района ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и уточнил, что просит установить срок исполнения в соответствии с ГПК РФ.. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> ФИО3, специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>х ФИО4, и.о. заместителя главы администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> ФИО5 произведен осмотр участков местности, расположенных на территории <адрес> сельсовета <адрес>, по результатам которого установлено следующее. В <адрес> в 5 м. в южном направлении от <адрес> по <адрес> на земле находится свалка бытовых отходов размером 4x5 м; между домами, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>, на земле находится свалка бытовых отходов размером 3x3 м; между домами, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>, на земле находится свалка бытовых отходов размером 2x1,5 м. Состав отходов на данных свалках: пустые пластиковые и стеклянные бутылки, битое стекло, срубленные ветви деревьев, скошенная сухая трава, полиэтиленовые пакеты, обгоревшие доски, осколки шифера, металлические банки из-под краски и пищевых продуктов, золо-шлаковые отходы, картонные коробки, В соответствии со ст.7 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.8 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.26 ст.38 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <адрес> организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям администрации сельсовета. В соответствии со ст.13 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.22 ФЗ от 30.03.1999 года №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования прокурора представляются суду законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, нахождение бытовых отходов и мусора на вышеуказанных участках местности, расположенных на территории <адрес> сельсовета <адрес>, не соответствует вышеизложенному законодательству. Ответчик возражения на исковое заявление прокурора не представил. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского совета <адрес> в части неисполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере охраны окружающей среды в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории <адрес>. Обязать администрацию <данные изъяты> сельского совета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере охраны окружающей среды, выявленные на территории <адрес>, путем вывоза на свалку мусора, расположенного в <адрес> в 5 м в южном направлении от <адрес> по <адрес>; в <адрес> между домами, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>; в <адрес> между домами, расположенными по адресу: <адрес> и <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края. Судья: В.М.Хорина
доски, пищевые отходы.
доски, пищевые отходы. К акту проверки прилагаются фотографии.