Дело №2-365-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.<данные изъяты> 22 августа 2011 года <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края в составе председательствующего судьи Хориной В.М., при секретаре Сёминой Е.В., с участием заместителя прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края Чунихиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора <адрес> в интересах Ходак Т.М., Антипова А.Н. к Государственному учреждению <данные изъяты> региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия по необеспечению путевками на санаторно–курортное лечение незаконным, обязании предоставить путевки, УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> района в исковых заявлениях указывает, что Ходак Т.М. является инвалидом № группы, Антипова А.Н. является инвалидом 2 группы. Согласно ст.6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» истцы имеют право на предоставление набора социальных услуг. В соответствии со ст.6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч.2 ст.6.3 Закона). Согласно п.3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с п.3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.3.3. Порядка). Пунктами 19 и 20 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864, предусмотрено, что средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда на основании бюджетных заявок на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Истцы обратилась в филиал № ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, расположенный в <адрес>, с заявлениями о предоставлении им путевок в санаторно-курортное учреждение. Путевки на санаторно-курортное лечение истцам в ДД.ММ.ГГГГ году не предоставлены в связи с недостаточностью денежных средств, выделенных <данные изъяты> региональному отделению Фонда социального страхования РФ, таким образом, необеспечение истцов путевками произошло по причинам, от них независящим. Между тем, реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). В силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Законом также не ограничивается право истцов на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истцов осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собираются ли они воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39). В силу п.1 ст.46, п.1 ст.48 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ заявления истцов является основанием для обращения в суд с исковыми заявлениями в защиту их прав. Прокурор просит признать незаконным бездействие Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ, филиала № ГУ <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ по непредоставлению истцам в ДД.ММ.ГГГГ году путевок на санаторно-курортное лечение; обязать Государственное учреждение <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить истцам в ДД.ММ.ГГГГ году путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год за счет средств федерального бюджета. Заместитель прокурора Чунихина Л.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковых заявлениях. Истцы, представители ответчиков Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ, филиала № ГУ <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Государственное учреждение <данные изъяты> отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представило суду отзыв, в котором указывает, что обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 01.01.2005 года осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами. Данный правовой акт закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде предоставления ограниченной категории граждан социальных услуг, что согласно ч.3 ст.39 Конституции Российской Федерации поощряется государством, но вместе с тем, не носит гарантийного характера. Понятие «социальные услуги» не тождественно льготам, мерам социальной поддержки и социальным гарантиям. По смыслу и содержанию данного Федерального закона и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328, предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги. Согласно Разъяснениям о правах граждан—получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», данным в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2005 года №4677-ВС, затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Для осуществления этих целей Фонду ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий календарный год. В Федеральном законе от 28.11.2009 года №292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан—получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством. В ДД.ММ.ГГГГ году Государственному учреждению <данные изъяты> региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение из федерального бюджета были выделены средства в сумме № рублей. Перечисленные отделению средства были освоены полностью, приобретено и выдано № санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в ДД.ММ.ГГГГ году заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок составило №. Таким образом, объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволял удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в ДД.ММ.ГГГГ году. Фонд социального страхования РФ в силу действующего законодательства не имеет полномочий влиять на увеличение финансирования из федерального бюджета на обеспечение граждан льготных категорий путевками на санаторно-курортное лечение. Непредставление в ДД.ММ.ГГГГ году истцам путевок на санаторно-курортное лечение по заявлению произошло не по вине регионального отделения, а по причине недостаточного финансирования средств из федерального бюджета. Действия Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ в части обеспечения граждан льготных категорий основаны на Законе и зависят от особенности порядка финансирования данных расходов. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328, право на получение социальных услуг (в частности, санаторно-курортного лечения) возникает у гражданина в случае, если сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателе социальных услуг в определенном календарном году; у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме №; гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Таким образом, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена гражданину, имеющему право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, только при наличии у него всех вышеперечисленных условий. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным. Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328, на основании заявления и справки по форме №, в которой указывается на наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, а также на профиль и рекомендуемый сезон. При обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления. В связи с этим обеспечить истцов путевками в ДД.ММ.ГГГГ году согласно поданным в филиал № регионального отделения документам - заявлениям и справкам формы №, не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Поскольку состояние здоровья гражданина может меняться, по истечении 6 месяцев с момента выдачи вышеназванной справки возникает необходимость уточнения медицинских показаний к санаторно-курортному лечению. Обязанность по обновлению справки формы № лежит на гражданине-получателе социальных услуг. В настоящее время Государственное учреждение <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования РФ не располагает информацией о нуждаемости истцов в санаторно-курортном лечении. В соответствии с ч.2 ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Следовательно, филиал № Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не может быть признан ответчиком по данному делу, как не может и нести ответственности по долгам создавшего его юридического лица, в связи с отсутствием гражданской правосубъектности. Государственное учреждение <данные изъяты> отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит суд отказать прокурору и истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выслушав заместителя прокурора Чунихину Л.В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что истцы Ходак Т.М. и Антипова А.Н. являются инвалидами № и № группы, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями справок. ДД.ММ.ГГГГ Антипова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ Ходак Т.М. в установленном законом порядке обратились в филиал № ГУ <данные изъяты> ФСС РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинские справки о нуждаемости в оздоровлении, однако путевки на санаторно-курортное лечение истцам не были предоставлены. Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года №178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Статьями 6.1 и 6.2 названного закона предусмотрено, что инвалиды и дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включаются следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. В соответствии с ч.5 ст.6.3 вышеуказанного закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Пунктом 3 ст. 6.5. Закона предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. №328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ. В силу п.3.7 данного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Право истцов на обращение с данным заявлением, а также право на получение путевки ответчиками не оспаривается. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцами был соблюден порядок обращения за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение. При таких обстоятельствах, истцы имели право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ году. Довод ответчика о том, что филиал № ГУ <данные изъяты> ФСС РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не является юридическим лицом, является обоснованным, в связи с чем суд считает необходимым исключить его из числа ответчиков. Довод ответчика ГУ <данные изъяты> ФСС РФ о том, что истцами не подтверждена нуждаемость в санаторно-курортном лечении на момент рассмотрения дела, является несостоятельным, поскольку согласно требованиям действующего законодательства нуждаемость подтверждается приложением медицинской справки в момент подачи документов на получение санаторно-курортной путевки. Более того, по сведениям, представленным МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, у вышеуказанных истцов и на момент вынесения судом решения имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению. Довод ответчика о том, что обязательства Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, является необоснованным. В силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса РФ граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, и их право на получение санаторно-курортного лечения не ставится в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. В соответствии с п.п.11,19,20 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формирование бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг – на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых на соответствующий год Фонду социального страхования РФ. В Федеральном законе РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 78-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. В связи с чем истцы в настоящее время имеют право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за прошлый период. При таких обстоятельствах исковые требования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Ходак Т.М., Антипова А.Н. к Государственному учреждению <данные изъяты> региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия по необеспечению путевками на санаторно–курортное лечение незаконным, обязании предоставить путевки удовлетворить. Признать незаконным бездействие Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по непредоставлению Ходак Т.М., Антипова А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году путевок на санаторно–курортное лечение. Обязать Государственное учреждение <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Ходак Т.М., Антипова А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год за счет средств федерального бюджета. Филиал № Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации из числа ответчиков исключить. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края. Судья: В.М.Хорина