О признании бездействия по необеспечению путёвкой на санаторно-курортное лечение незаконным



Дело № 2-380-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.<данные изъяты> 02 сентября 2011 года

<данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края в составе председательствующего судьи Хориной В.М., при секретаре Лединой С.В., с участием заместителя прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края Чунихиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора <адрес> в интересах Шевниной Н.А., Демидовой Л.И., ФИО12, Верховод Н.И., Ларина А.И., Зайцева В.П. к Государственному учреждению <данные изъяты> региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия по необеспечению путевками на санаторно–курортное лечение незаконным, обязании предоставить путевки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> района в исковых заявлениях указывает, что Шевниной Н.А., Демидовой Л.И., Верховод Н.И., Ларина А.И., Зайцева В.П. являются инвалидами 3 группы, ФИО13. является ребенком инвалидом. Согласно ст.6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» истцы имеют право на предоставление набора социальных услуг. В соответствии со ст.6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч.2 ст.6.3 Закона).

Согласно п.3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с п.3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.3.3. Порядка).

Пунктами 19 и 20 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864, предусмотрено, что средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда на основании бюджетных заявок на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Истцы обратилась в филиал ГУ <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования РФ, расположенный в <адрес>, с заявлениями о предоставлении им путевок в санаторно-курортное учреждение. Путевки на санаторно-курортное лечение истцам в ДД.ММ.ГГГГ году не предоставлены в связи с недостаточностью денежных средств, выделенных <данные изъяты> региональному отделению Фонда социального страхования РФ, таким образом, необеспечение истцов путевками произошло по причинам, от них независящим.

Между тем, реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Законом также не ограничивается право истцов на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истцов осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собираются ли они воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39). В силу п.1 ст.46, п.1 ст.48 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ заявления истцов являются основанием для обращения в суд с исковыми заявлениями в защиту их прав.

Прокурор просит признать незаконным бездействие Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ, филиала ГУ <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ по непредоставлению истцам в ДД.ММ.ГГГГ году путевок на санаторно-курортное лечение; обязать Государственное учреждение <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить истцам и лицу, сопровождающему ФИО14 в ДД.ММ.ГГГГ году путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год за счет средств федерального бюджета.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам прокурора <адрес> в интересах Шевниной Н.А., Демидовой Л.И., ФИО15, Верховод Н.И., Ларина А.И., Зайцева В.П. объединены в одно производство.

Заместитель прокурора Чунихина Л.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковых заявлениях.

Истцы, представители ответчиков Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ, филиала ГУ <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Государственное учреждение <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представило суду отзывы, в которых указывает, что обеспечение граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением с 01.01.2005 года осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами.

Данный правовой акт закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде предоставления ограниченной категории граждан социальных услуг, что согласно ч.3 ст.39 Конституции Российской Федерации поощряется государством, но вместе с тем, не носит гарантийного характера. Понятие «социальные услуги» не тождественно льготам, мерам социальной поддержки и социальным гарантиям.

По смыслу и содержанию данного Федерального закона и Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328, предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета обеспечивать финансирование затрат на эти услуги.

Согласно Разъяснениям о правах граждан—получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», данным в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2005 года №4677-ВС, затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета. Для осуществления этих целей Фонду ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий календарный год.

В Федеральном законе от 28.11.2009 года №292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» предусмотрено, что в соответствующем календарном году Фонд имеет право обеспечить граждан—получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.

В ДД.ММ.ГГГГ году Государственному учреждению <данные изъяты> региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение из федерального бюджета были выделены средства в сумме рублей. Перечисленные отделению средства были освоены полностью, приобретено и выдано санаторно-курортных путевок, в то время как количество поданных в отделение Фонда в ДД.ММ.ГГГГ году заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок составило . Таким образом, объем денежных средств, перечисленных региональному отделению на указанные цели, не позволял удовлетворить потребность всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении в ДД.ММ.ГГГГ году. Фонд социального страхования РФ в силу действующего законодательства не имеет полномочий влиять на увеличение финансирования из федерального бюджета на обеспечение граждан льготных категорий путевками на санаторно-курортное лечение.

Непредоставление в ДД.ММ.ГГГГ году истцам путевок на санаторно-курортное лечение по заявлению произошло не по вине регионального отделения, а по причине недостаточного финансирования средств из федерального бюджета. Действия Государственного учреждения Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в части обеспечения граждан льготных категорий основаны на Законе и зависят от особенности порядка финансирования данных расходов.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328, право на получение социальных услуг (в частности, санаторно-курортного лечения) возникает у гражданина в случае, если сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателе социальных услуг в определенном календарном году; у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме №070/у-04; гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Таким образом, путевка на санаторно-курортное лечение может быть предоставлена гражданину, имеющему право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, только при наличии у него всех вышеперечисленных условий. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным.

Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года №328, на основании заявления и справки по форме №070/у-04, в которой указывается на наличие медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, а также на профиль и рекомендуемый сезон.

При обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления. В связи с этим обеспечить истцов путевками в ДД.ММ.ГГГГ году согласно поданным в филиал регионального отделения документам - заявлениям и справкам формы №070/у-04, не представилось возможным, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее.

Поскольку состояние здоровья гражданина может меняться, по истечении 6 месяцев с момента выдачи вышеназванной справки возникает необходимость уточнения медицинских показаний к санаторно-курортному лечению. Обязанность по обновлению справки формы №070/у-04 лежит на гражданине-получателе социальных услуг. В настоящее время Государственное учреждение <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования РФ не располагает информацией о нуждаемости истцов в санаторно-курортном лечении.

Государственное учреждение <данные изъяты> отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит суд отказать прокурору и истцам в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Филиал Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования РФ в своем заявлении в суд указывает, что филиал не является юридическим лицом, в соответствии с ч.2 ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Следовательно, филиал Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не может быть признан ответчиком по данному делу, как не может и нести ответственности по долгам создавшего его юридического лица, в связи с отсутствием гражданской правосубъектности. Просит исключить его из числа ответчиков.

Выслушав заместителя прокурора Чунихину Л.В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что истцы Шевниной Н.А., Демидовой Л.И., Верховод Н.И., Ларина А.И., Зайцева В.П. являются инвалидами 3 группы, ФИО16 является ребенком инвалидом, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями справок.

ДД.ММ.ГГГГ Мишурова Ю.С. в интересах ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ Шевниной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ Демидовой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ Верховод Н.И., ДД.ММ.ГГГГ Ларина А.И., ДД.ММ.ГГГГ Зайцева В.П. в установленном законом порядке обратились в филиал ГУ <данные изъяты> ФСС РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в оздоровлении, однако путевки на санаторно-курортное лечение истцам не были предоставлены. При этом согласно медицинской справки на получение путевки ФИО18 необходимо сопровождение.

Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года №178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьями 6.1 и 6.2 названного закона предусмотрено, что инвалиды и дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включаются следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

В соответствии с ч.5 ст.6.3 вышеуказанного закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Пунктом 3 ст. 6.5. Закона предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. №328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.

В силу п.3.7 данного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Право истцов на обращение с данным заявлением, а также право на получение путевки ответчиками не оспаривается.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцами был соблюден порядок обращения за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение. При таких обстоятельствах истцы имели право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ году. Аналогичное право имела и Мишурова Ю.С., которой согласно справке формы №070/у-04 медицинским учреждением предписано сопровождение.

Довод ответчика о том, что филиал ГУ <данные изъяты> ФСС РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не является юридическим лицом, является обоснованным, в связи с чем суд считает необходимым исключить его из числа ответчиков.

Довод ответчика ГУ <данные изъяты> ФСС РФ о том, что истцами не подтверждена нуждаемость в санаторно-курортном лечении на момент рассмотрения дела, является несостоятельным, поскольку согласно требованиям действующего законодательства нуждаемость подтверждается приложением медицинской справки в момент подачи документов на получение санаторно-курортной путевки. Более того, по сведениям, представленным МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ, у вышеуказанных истцов и на момент вынесения судом решения имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению.

Довод ответчика о том, что обязательства Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, является необоснованным.

В силу ст.ст.1,152 Бюджетного кодекса РФ граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, и их право на получение санаторно-курортного лечения не ставится в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В соответствии с п.п.11,19,20 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, обязанность по выдаче путевок, а также формирование бюджетной заявки на финансирование расходов по предоставлению путевок возложена на Фонд социального страхования РФ. Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг – на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых на соответствующий год Фонду социального страхования РФ.

В Федеральном законе РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. №78-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.

В связи с чем истцы в настоящее время имеют право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за прошлый период.

При таких обстоятельствах исковые требования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Шевниной Н.А., Демидовой Л.И., ФИО19, Верховод Н.И., Ларина А.И., Зайцева В.П. к Государственному учреждению <данные изъяты> региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия по необеспечению путевками на санаторно–курортное лечение незаконным, обязании предоставить путевки удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по непредставлению Шевниной Н.А., Демидовой Л.И., ФИО20 Верховод Н.И., Ларина А.И., Зайцева В.П. в ДД.ММ.ГГГГ году путевок на санаторно–курортное лечение.

Обязать Государственное учреждение <данные изъяты> региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Шевниной Н.А., Демидовой Л.И., ФИО21 и сопровождающему ее лицу, Верховод Н.И., Ларина А.И., Зайцева В.П. в ДД.ММ.ГГГГ году путевки на санаторно–курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год за счет средств федерального бюджета.

Филиал Государственного учреждения <данные изъяты> регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации из числа ответчиков исключить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края.

Судья: В.М.Хорина