Дело № 2-254/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«04» июня 2010 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощиновой О.В. единолично,
при секретаре Волчихине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобачевой М.В. к «ОРГАНИЗАЦИИ 1» о перерасчете налога,
УСТАНОВИЛ:
Лобачева М.В. является собственником 1/8 доли дома по «АДРЕСУ 1» и комнаты по «АДРЕСУ 2», в связи с чем она обязана к уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Лобачева М.В. обратилась в Угличский районный суд с иском к ОРГАНИЗАЦИИ 1 о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2009 г и земельного налога за 2008, 2009 г.г., считая его начисление не законным по следующим основаниям. При расчете налога на имущество налоговый орган не правильно применил ставку налога – 1%, поскольку суммарная инвентаризационная стоимость имущества была определена им исходя из стоимости всего дома – 2 358 922 руб., а не ее доли – 1/8, что составляет 294 865, 25 руб. Если бы в качестве объекта налогообложения была учтена стоимость доли Лобачевой М.В. в праве общей долевой собственности, то при определении размера налога учитывалась бы другая ставка налога – до 0,1% включительно. Кроме того, при определении земельного налога «ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1» был взят удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным использованием – для размещения домов многоэтажной жилой застройки (1552,35 руб. за 1 кв.м.), с чем истец также не согласна. Дом по «АДРЕСУ 1» построен жилищно-строительным кооперативом индивидуальных застройщиков, поэтому при расчете земельного налога за принадлежащую Лобачевой М.В. 1/8 доли в этом имуществе, необходимо учитывать удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с разрешенным использованием – для размещения домов индивидуальной застройки, который составляет 159, 28 руб. за 1 кв.м. В дальнейшем Лобачева М.В. увеличила свои исковые требования, она стала просить признать незаконными действия «ОРГАНИЗАЦИИ 2» по определению кадастровой стоимости земельного участка по «АДРЕСУ 1», представленные в «ОРГАНИЗАЦИЮ 1», на основании которых ей был начислен земельный налог.
Истец Лобачева М.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена. Ее представитель Панков С.В., выступающий на основании доверенности, поддержал исковые требования по тем же основаниям. Дополнительно он пояснил, что земельный участок по «АДРЕСУ 1» первоначально был предоставлен коллективу индивидуальных застройщиков в бессрочное пользование под строительство двухэтажного многоквартирного жилого дома на началах трудовой взаимопомощи. Жилой дом по «АДРЕСУ 1» относится к категории индивидуальной жилой застройки, поэтому при определении кадастровой стоимости земельного участка необходимо было учитывать удельный показатель, применяемый к земельным участкам, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки - 159,28 руб. за 1 кв.м., а не 1552,35 руб. за 1 кв.м. – показатель, применяемый к земельным участкам, предназначенным для размещения домов многоэтажной жилой застройки. 1/8 доли дома по «АДРЕСУ 1» и комната по «АДРЕСУ 2» являются отдельными объектами налогообложения. В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ налог на имущество должен был исчисляться отдельно по каждому из этих объектов налогообложения с применением более низкой ставки - 0,1% как при стоимости объектов налогообложения до 300 000 руб.
Представитель ответчика «ОРГАНИЗАЦИИ 1» Добросердова И.Е. исковые требования не признала, считая законным начисление истцу налогов. Она пояснила, что у Лобачевой М.В. имеется в собственности 1/8 доли дома, находящегося по АДРЕСУ 1 и комната, находящаяся по АДРЕСУ 2. В связи с чем, сумма налога на имущество истца была рассчитана исходя из суммарной инвентаризационной стоимости обоих объектов недвижимости - 366 373 руб. (294 865 руб. - стоимость 1/8 доли дома по «АДРЕСУ 1» + 71 508 руб. – стоимость комнаты по «АДРЕСУ 2»). Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося на праве собственности, на основании сведений, которые предоставляются службами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра. «ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2» в «ОРГАНИЗАЦИЮ 1» были представлены сведения о кадастровой стоимости земельного участка по «АДРЕСУ 1», в размере 2 559 825,00 руб., на основании которых истцу и был исчислен земельный налог.
Представитель третьего лица «ОРГАНИЗАЦИИ 3» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно исковых требований не имеет.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Лобачевой М.В. и третьего лица «ОРГАНИЗАЦИИ 3».
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ч. 1 п. 7, ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. В силу ст. 390 ч. 1 и 391 ч. 2 Налогового кодекса РФ (в ред. на 2008 г.) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков – объектов налогообложения. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
«ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2» в «ОРГАНИЗАЦИЮ 1» были представлены сведения, что стоимость земельного участка по АДРЕСУ 1 составляет 2 559 825,00 руб. Участок был отнесен к категории земельных участков с разрешенным использованием – для размещения домов многоэтажной жилой застройки. В связи с чем, при расчете земельного налога истцу «ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1» был применен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 1552,35 руб. за 1 кв.м. Исходя из этих данных «ОРГАНИЗАЦИЕЙ 1» в адрес истца были направлены требования об уплате земельного налога за 2008 г. и 2009 г.
В материалах дела имеется договор о предоставлении коллективу индивидуальных застройщиков в бессрочное пользование земельного участка, находящегося по «АДРЕСУ 1», под строительство на началах трудовой взаимопомощи многоквартирного жилого дома с сохранением прав личной собственности одного застройщика на одну квартиру от «ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА». Согласно техническому паспорту указанный жилой дом с хозяйственными постройками принадлежит восьми собственникам по 1/8 доле каждому. Каждому собственнику дома принадлежит и по 1/8 доле земельного участка для его обслуживания.
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 г. № П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. В соответствие с п. 1.2 рекомендаций в состав земель населенных пунктов включаются земельные участки следующих видов разрешенного использования: предназначенные для размещения домов многоэтажной застройки; предназначенные для размещения домов индивидуальной застройки. Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 28.04.1999 г. № 86-п «О мерах по развитию индивидуального жилищного строительства в области» индивидуальная застройка – это разновидность малоэтажной жилой застройки, основу которой составляют индивидуальные жилые дома и (или) многоквартирные малоэтажные жилые дома, отдельные жилые помещения в которых принадлежат физическим лицам на праве собственности (объекты индивидуальной жилой застройки). С точки зрения градостроительной оценки объект индивидуальной жилой застройки представляет собой единый объект недвижимости, находящийся в собственности физического лица (физических лиц) и используемый для проживания владельца (владельцев), возведенный за счет собственных или привлеченных средств физических лиц для целей последующего проживания непосредственно собственников и членов их семей, т.е. некоммерческого их использования. Анализ указанных нормативных актов приводит суд к выводу, что отнесение жилого дома к индивидуальной застройке, а, следовательно, и земельного участка для его обслуживания, определяется не количеством этажей, а способом его возведения (за счет средств физического лица) и целью использования (для проживания непосредственно собственника и членов его семьи).
При таких обстоятельствах для определения кадастровой стоимости земельного участка, находящегося по «АДРЕСУ 1», необходимо было учитывать удельный показатель, применяемый к земельным участкам, предназначенным для размещения домов индивидуальной жилой застройки. Указанные показатели утверждены постановлением Администрации Ярославской области от 24.12.2007 г. № 729-а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области» и составляют на 01.01.2008 г. по г. Угличу 159,28 руб. за 1 кв.м. Поэтому кадастровая стоимость земельного участка по «АДРЕСУ 1» должна была составлять 262 652,72 руб. (1 649 кв. м. х 159,28 руб.). Именно такие сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка должна была предоставить «ОРГАНИЗАЦИЯ 2» в «ОРГАНИЗАЦИЮ 1». Поэтому действия «ОРГАНИЗАЦИИ 2» по определению кадастровой стоимости земельного участка по «АДРЕСУ 1», на основании которых истцу был рассчитан земельный налог за 2008, 2009 г.г. следует признать незаконными, а сами сведения о кадастровой стоимости земельного участка - недействительными.
Согласно ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3 % в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом. Решением муниципального Совета городского поселения Углич Ярославской области от 11.10.2007 г. № 138 с изм. «Об установлении земельного налога» налоговая ставка установлена в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка, занятого жилищным фондом. Те же ставки были установлены Решениями муниципального Совета городского поселения Углич Ярославской области «Об установлении земельного налога» от 09.10.2008 г. №203 и от 18.11.2009 г. №48. Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося по «АДРЕСУ 1», составляет 262 657,72 руб., доля в праве Лобачевой М.В. - 1/8. Следовательно, сумма земельного налога, подлежащего уплате истцом должна составлять 98,49 руб. (262 657,72 х 1/8 х 0,3%).
Таким образом, начисленный Лобачевой М.В. земельный налог за 2008, 2009 г.г. подлежит перерасчету.
В законе РФ «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 28.11.2009 г. №283-ФЗ) не содержится понятия суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, однако в нем определено, что налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. При этом, инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли (п. 2 ст. 5). Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в следующих пределах: при стоимости имущества до 300 000 руб. – до 0,1%, свыше 300 000 до 500 000 руб. – свыше 0,1 до 0,3 % включительно, свыше 500 000 руб. – от 0,3 до 2,0% включительно (ст. 3). Решением Муниципального совета городского поселения Углич от 09.10.2008 г. №203 «Об установлении налога на имущество физических лиц» с 01.01.2009 г. установлены следующие ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300 тыс. руб – 0,1%, от 300 тыс. до 500 тыс. руб. – 0,2%, от 500 тыс. руб. до 1,0 млн. руб. - 0,3%, от 1,0 млн. руб. до 1,5 млн. руб.- 0,5%, от 1,5 млн. до 2,0 млн. рублей - 0,7%, свыше 2,0 млн. руб. - 1,0%.
Согласно ст. 38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, под которым понимается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Исходя из положений Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. №2003-1 (в ред. от 28.11.2009 г. №283-ФЗ), доля в праве общей собственности на недвижимое имущество признается отдельным объектом налогообложения, а налог на имущество уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле именно в этом имуществе. Органами технической инвентаризации определяется инвентаризационная стоимость конкретного объекта недвижимости, а не их совокупности.
Используя принцип сложения стоимостей двух разных объектов недвижимости 294 865 руб. (1/8 доли квартиры по «АДРЕСУ 1») + 71 508 руб. (комната по «АДРЕСУ 2»), «ОРГАНИЗАЦИЯ 1» фактически определила налоговую базу в размере 366 373 руб., применив ставку в размере 0,2 %. При этом, не было учтено, что доля в праве общей собственности на жилой дом является отдельным объектом налогообложения. Указание в Законе на то, что ставки налога на имущество устанавливаются «в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости», в данном случае не означает, что ОРГАНИЗАЦИЯ 1 может не учитывать в качестве отдельного объекта налогообложения долю Лобачевой М.В. в праве общей долевой собственности, а учитывать в качестве такового все жилые помещения, находящееся в собственности истца, и полагать налоговой базой сумму инвентаризационных стоимостей 1/8 доли дома по «АДРЕСУ 1» и комнаты по «АДРЕСУ 2». Такое понимание закона существенно ухудшает положение Лобачевой М.В., поскольку применяется более высокая ставка налога. Каждый из этих объектов недвижимости является отдельным объектом налогообложения и определение суммарной инвентаризационной стоимости одного путем сложения его стоимости со стоимостью другого вышеуказанным законом не предусмотрено.
Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» в прежней редакции (в ред. от 17.07.99 № 168-ФЗ) не содержал положений об определении доли в праве общей долевой собственности в качестве отдельного объекта налогообложения и определения ее инвентаризационной стоимости. Данные положения действуют с 1 января 2010 г., при этом распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ). В связи с чем, начисленный истцу за 2009 г. налог на имущество подлежит перерасчету.
При расчете истцу налога на имущество отдельно по каждому объекту налогообложения применялась бы ставка в размере 1% (при стоимости имущества до 300 000 руб.). Инвентаризационная стоимость жилого дома по «АДРЕСУ 1» составляет 2 358 922 руб. доля истца в праве на это имущество составляет 1/8. инвентаризационная стоимость доли истца в праве составляет 294 865,25 руб. (2 385 922 х 1/8), в связи с чем, ставка налога на имущество должна использоваться в размере 0,1%. С учетом такой ставки общая сумма налога на это имущество должна составлять 294,87 руб. (0,1 % от 294 865, 25 руб.). Инвентаризационная стоимость комнаты по «АДРЕСУ 2» составляет 71 508 руб. Общая сумма налога на это имущество должна составлять 71,50 руб. (0,1% х 71 508 руб.). Таким образом, начисленный Лобачевой М.В. налог на имущество за 2009 г. подлежит перерасчету.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Лобачевой М.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Лобачевой М.В. к «ОРГАНИЗАЦИИ 1» о перерасчете налога.
Признать незаконными действия и сведения «ОРГАНИЗАЦИИ 2» по определению вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка по «АДРЕСУ 1», представленные в «ОРГАНИЗАЦИЮ 1», на основании которых Лобачевой М.В. был начислен земельный налог за 2008 г., 2009 г., считать разрешенное использование указанного земельного участка – для размещения домов индивидуальной жилой застройки, а его кадастровую стоимость - 262 652,72 руб.
Признать незаконными налоговые уведомления об уплате Лобачевой М.В. земельного налога за 2008 г., 2009 г. в части принадлежащей ей 1/8 доли земельного участка, находящегося по «АДРЕСУ 1», и обязать «ОРГАНИЗАЦИЮ 1» пересчитать Лобачевой М.В. земельный налог за 2008 г. и 2009 г., исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 262 652,72 руб.
Признать незаконными налоговые уведомления об уплате Лобачевой М.В. налога на имущество за 2009 г., и обязать «ОРГАНИЗАЦИЮ 1» пересчитать Лобачевой М.В. налог на имущество за 2009 г., применив ставку налога – 0,1%.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в мотивированной форме – 25 июня 2010 г.
Судья О.В. Долгощинова