О признании нормативного правового акта противоречащим закону в части (Вступило в силу 19.09.11 г.)



Дело № 2-544/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации.

г. Углич 17 июня 2011 г.

Угличский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Александровой М.Д.,

при секретаре Авериной В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Угличского межрайонного прокурора о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,

установил:

Постановлением главы городского поселения Углич от 20.12.2007 г. № 200 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда Администрации городского поселения Углич. Данное постановление опубликовано в газете «Угличанин» от 27.12.2007 г. № 40.

Угличский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанного нормативного правового акта противоречащим закону в части. Заявление обосновано тем, что согласно п. 3.6 Положения о порядке расходования средств резервного фонда средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование, в том числе, исполнения решений суда. Положение в указанной части является незаконным, так как противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со ст. 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти ( местных администраций ) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Согласно ч. 1 ст. 242.1, ч. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов ( исполнительный лист, судебный приказ ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом ( решением ) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом ( решением ) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Из содержания указанных норм усматривается, что исполнение судебных актов из средств бюджета осуществляется за счет средств, специально предусмотренных на эти цели актом о бюджете. Средства резервного фонда расходуются на непредвиденные расходы, и расходоваться на исполнение решений суда не могут.

В судебном заседании прокурор Бондаренко О.В. заявление об оспаривании в части Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации городского поселения Углич поддержала по основаниям, указанным в заявлении и пояснила, что Положение в оспариваемой части нарушает права неопределенного круга взыскателей, которые вправе получить исполнение судебных актов за счет средств, специально предусмотренных на эти цели, не ограничиваясь средствами резервного фонда, которые к моменту предъявления исполнительного документа могут быть израсходованы на мероприятия, связанные с ликвидацией стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Представители заинтересованного лица Администрации городского поселения Углич Родомакина О.А. и Макарьина С.В., выступающие на основании доверенности, с заявлением об оспаривании п. 3.6 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации городского поселения Углич не согласились по тем основаниям, что в соответствии с п. 4 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов местных администраций расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов. Финансирование исполнения судебных актов за счет средств резервного фонда не исключается.

Выслушав прокурора Бондаренко О.В., представителей заинтересованного лица Администрации городского поселения Углич, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Угличского межрайонного прокурора по следующим основаниям.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется за счет ассигнований на эти цели, предусмотренных законом ( решением ) о бюджете ( ст. 242.2 БК РФ ), либо за счет средств местного бюджета, в том числе бюджетных ассигнований, объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ( ст. 242.5 БК РФ ).

Положения п. 4 ст. 242.2 БК РФ применяются для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования в возмещение вреда, причиненного незаконными действиями ( бездействием ) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования ( за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета ). Нормы ст. 242.5 БК РФ применяются в случаях обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения.

В соответствии с п. 5 ст. 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. Согласно положениям ст. 81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Бюджетные правоотношения, возникающие в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения, исполнения бюджета городского поселения Углич регулируются Положением о бюджетном процессе в городском поселении Углич, утвержденным решением муниципального Совета городского поселения Углич, от 24.04.2008 г. № 175 ( в ред. от 24.06.2009 г. № 25 ).

В соответствии со ст. 51 указанного Положения исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета городского поселения Углич, поступивших в финансовый орган, производится в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 21 Положения в расходной части бюджета городского поселения Углич предусматривается создание резервного фонда администрации городского поселения Углич. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда устанавливается муниципальным актом администрации городского поселения Углич.

Решением Муниципального Совета городского поселения Углич от 22 декабря 2010 г. № 126 утвержден Бюджет городского поселения Углич на 2011 год и плановые периоды 2012 и 2013 годов. Пунктом 14 вышеуказанного решения о бюджете утвержден резервный фонд Администрации городского поселения Углич на 2011 г. в сумме 1000 тыс. руб., на 2012 год в сумме 500 тыс. руб. и на 2013 год в сумме 500 тыс. руб. и установлено, что использование бюджетных ассигнований средств резервного фонда Администрации городского поселения Углич осуществляется в соответствии со ст. 81 БК РФ и Положением о порядке расходования средств резервного фонда Администрации городского поселения Углич, утверждаемым постановлением Администрации городского поселения Углич.

Постановлением главы городского поселения Углич от 20.12.2007 г. № 200 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда Администрации городского поселения Углич. Пунктом 3.6 указанного Положения предусмотрено расходование средств фонда, в том числе на финансирование исполнения решений суда.

Согласно п. 4 ст. 81 БК РФ средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 6 ст. 81 БК РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией. На основании ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе, ассигнования на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда и по иным требованиям.

Судом установлено, что резервный фонд Администрации городского поселения Углич образуется при утверждении бюджета городского поселения Углич на очередной финансовый год в составе расходов бюджета, направляемых на финансирование непредвиденных расходов. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда установлен местной администрацией. Таким образом, использование бюджетных ассигнований резервного фонда на исполнение судебных актов соответствует требованиям ч.ч. 5, 6 ст. 81 БК РФ и ч. 5 ст. 242.2 БК РФ. Довод прокурора о том, что Положение в оспариваемой части нарушает права неопределенного круга взыскателей, которые вправе получить исполнение судебных актов за счет средств, специально предусмотренных на эти цели, не ограничиваясь средствами резервного фонда, которые к моменту предъявления исполнительного документа могут быть израсходованы на мероприятия, связанные с ликвидацией стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не может быть принят во внимание, так как при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом ( решением ) о бюджете на эти цели, в соответствии с п. 5 ст. 242.2 вносятся изменения в сводную бюджетную роспись. Данных о том, что с принятием оспариваемого Положения вышеуказанное требование не выполняется, прокурором не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый п. 3.6 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации городского поселения Углич, утвержденного постановлением Главы городского поселения Углич от 20.12.2007 г. № 200, принят в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ,

решил:

отказать Угличскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 3.6 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации городского поселения Углич, утвержденного постановлением главы городского поселения Углич от 20.12.2007 г. № 200.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение десяти дней с даты составления мотивированного решения 22.07.2011 г.

Судья М.Д. Александрова