Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>
Дело № 2-347/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2011г. г.Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,
при секретаре суда Седовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Едигарови О.Г. об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по Ярославской области,
установил:
Едигарови Олеги Гивиевич, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года рождения обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по <АДРЕС>1 о признании приобретшим гражданство Российской Федерации по рождению. В заявлении указал, что устно обратился с заявлением в отдел УФМС России по Ярославской области в г.Угличе по вопросу приема в гражданство Российской Федерации. Письмом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> начальника отдела ему было отказано, в связи с тем, что Едигарови имеет непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость за совершение на территории РФ тяжкого преступления. Данный отказ истец полагал незаконным, просил суд признать его гражданином РФ, обязать УФМС выдать ему паспорт гражданина РФ.
В ходе рассмотрения дела Едигарови О.Г. требования были уточнены. Он стал просить установить факт своего рождения на территории Российской Федерации- в г.Угличе Ярославской области, признать незаконным отказ УФМС по ЯО в выдаче паспорта гражданина РФ, обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем учета информации приобретения им гражданства РФ по рождению.
Требования Едигарови О.Г. об установлении юридического факта- факта рождения на территории РФ выделены в отдельное производство, о чем вынесено соответствующее определение.
В судебном заседании заявитель Едигарови О.Г., его представитель- адвокат Ремизова В.В. уточненные требования поддержали. Пояснили, что при устном обращении в УФМС в <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Едигарови О.Г. не ставил вопрос о приеме его в гражданство РФ, а просил выдать паспорт гражданина РФ взамен паспорта гражданина СССР.
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> он вновь обратился в УФМС России по ЯО с письменным заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ. <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> получил ответ, датированный <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> о невозможности документировать его паспортом гражданина РФ, в связи с тем, что в настоящий момент не подтверждается его принадлежность к гражданству РФ, а это, в свою очередь, согласно п.23 Административного регламента ФМС России по выдаче, замене и учету паспортов гражданина РФ, утвержденного приказом ФМС России от 07.12.2009г. №339, является основанием для отказа в выдаче паспорта.
Едигарови О.Г. не согласен с указанным решением УФМС России по ЯО. Полагает, что документами, приложенными к его заявлению от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> о выдаче паспорта, подтверждается, что он является гражданином Российской Федерации по рождению.
Его мать- <ФИО>1, родилась в г.Угличе Ярославской области и являлась гражданкой СССР, имела паспорт гражданина СССР. Её родители, т.е. бабушка и дедушка истца, жили и умерли в г.Угличе. <ФИО>1 вышла замуж и уехала в Грузинскую ССР, однако, детей – самого заявителя и его сестру, она приезжала рожать в Угличский роддом к родителям, по национальности истец русский. После его рождения его мама вновь уехала к мужу, поэтому свидетельство о рождении Едигарови О.Г. выдали в Грузинской ССР, там же он получил паспорт гражданина СССР. Его отец- <ФИО>2 умер в <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> на территории республики Грузия, будучи гражданином СССР.
В это время сестра заявителя- <ФИО>3 уже жила в Ярославской области, поэтому перед распадом СССР Едигарови О.Г. с матерью приехал к сестре, был временно зарегистрирован по ее месту жительства в <АДРЕС>1.
Примерно в 1992г. Едигарови О.Г. с матерью переехали жить в г.Углич, где он и проживал до осуждения в <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. Впоследствии, он неоднократно привлекался к уголовной ответственности, осуждался к реальному лишению свободы, после отбытия наказания возвращался проживать в г.Углич. Его мать получила паспорт гражданки РФ по рождению, сестра также является гражданкой РФ. Его отец умер в 1990г., будучи гражданином СССР. Заявитель полагает, что признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании ст. 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.
К заявлению Едигарови в УФМС была приложена справка за подписью главного врача МУЗ Угличская ЦРБ» о записи в книге родов о его рождении в г.Угличе, что, по его мнению, достаточно для удостоверения факта его рождения на территории РФ. Наличие всех вышеприведенных обстоятельств позволяло УФМС придти к выводу об определении принадлежности заявителя к российскому гражданству и обязанности выдать ему паспорт гражданина РФ.
Представитель ответчика- УФМС по Ярославской области Андреева Е.Н., действующая на основании доверенности, требования Едигарови О.Г. не признала. Пояснила, что Едигарови О.Г., уроженец Республики Грузия, документирован паспортом гражданина бывшего СССР серии 18-ТИ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, выданным <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <ОРГАНИЗАЦИЯ>1 Грузинской ССР.
По сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ярославской области Едигарови О.Г. прибыл на территорию Ярославской области из Республики Грузии в <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Имел временные регистрации на территории Ярославской области по адресу:
<АДРЕС>2 с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, по адресу: <АДРЕС>1 <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в порядке, предусмотренном для иностранных граждан.
Согласно п. а ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребёнка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребёнка). Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 118-О, положение п. «а» ч.1 ст. 12 Закона не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению.
Мать заявителя - <ФИО>1, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> г.р. признана гражданкой РФ по рождению <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> на основании ч. 2 ст. 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991. Сведениями об отце заявителя, а так же данными о принадлежности его к гражданству какого-либо государства, Управление не располагает, в связи с чем, ответчик полагает, что Едигарови О.Г. не является гражданином РФ по рождению в силу конституционно-правового смысла ст. 12 Закона.
Едигарови О.Г. в отдел Управления в Угличе и Угличском районе с заявлением о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П не обращался, документы, подтверждающие основания для выдачи (замены) паспорта, не представлял. Ответчик полагает, что действия сотрудников Управления ФМС законны и обоснованы, в то время как требование об обязании судом Управления выдать паспорт гражданина РФ, лицу не являющемуся гражданином РФ, не основаны на законе и противоречат действующему законодательству.
В соответствии со ст. 28 Закона полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Таким образом, само по себе решение вопросов гражданства Российской Федерации не может быть предметом судебного разбирательства, поскольку эти вопросы отнесены к исключительному ведению Президента Российской Федерации и полномочных органов, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации.
Суд, обязав Управление выдать паспорт гражданина Российской Федерации Едигарови О.Г., фактически признает его гражданином Российской Федерации, тем самым подменит собой орган, ведающий вопросами гражданства.
Представитель отдела УФМС России по ЯО в г.Угличе Роднаева М.А., действующая на основании доверенности, позицию, изложенную представителем УФМС по ЯО поддержала, требования Едигарови О.Г. не признала.
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ч.2 ст.254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом "а" статьи 5 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу части 7 статьи 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 (ранее действовавшего) лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.
Вопрос, касающийся признания гражданами Российской Федерации лиц, родившихся на территории Российской Федерации, рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации.
Из этого положения вытекает, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента своего рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.
Следовательно, употребленное в части второй статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления.
При этом Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П отмечено, что в силу ст. 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 28.11.1991 года и пункта 1 раздела 2 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 г. N 386 (в редакции от 27 декабря 1993 года), признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании ст. 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.
Установлено, что на момент рождения истца, его родители оба являлись гражданами СССР, но оба постоянно проживали не на территории Российской Федерации, а на территории республики Грузия, входившей в состав СССР.
Что касается места рождения Едигарови О.Г., то в соответствии с паспортными данными гражданина СССР, он родился <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <АДРЕС>3 Грузинской республики. Свидетельство о рождении заявителем в суд не представлено.
Вместе с тем, из справки <ОРГАНИЗАЦИЯ>2 <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> следует, что в соответствии с записью в книге родов, Едигарови О.Г. родился <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в родильном отделении <ОРГАНИЗАЦИЯ>2. В настоящее время Едигарови О.Г. обратился в суд с заявлением об установлении факта своего рождения на территории Российской Федерации, в данной части дело выделено в отдельное производство, по существу решение не вынесено.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 1 Положения).
Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Административным регламентом ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учёту паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утверждённого приказом ФМС от 07.12.2009г. № 339 установлено кто является получателями государственной услуги по выдаче и замене паспортов, а также основания для отказа в выдаче паспорта.
В соответствии с п. 23 Административного регламента основанием для отказа в выдаче паспорта, в т.ч., является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.
С учетом изложенного, на момент обращения с заявлением Едигарови О.Г. в УФМС оснований для определения его принадлежности к российскому гражданству и, соответственно выдачи ему паспорта гражданина РФ не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Едигарови О.Г. отказать.
Решение может быть обжаловано в 10 суток в Ярославский областной суд через Угличский суд с даты вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: О.В.Долгощинова