Дело № 2–492/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «19» сентября 2011 г. г. Углич Угличский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Долгощиновой О.В. единолично, при секретаре Седовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угличского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отрадновского сельского поселения Угличского МР, администрации Угличского МР о признании незаконным бездействие администрации Отрадновского сельского поселения Угличского МР по принятию в муниципальную собственность водонапорной башни и водопроводных сетей, понуждении к принятию их в муниципальную собственность, обеспечению их безопасной эксплуатации и финансировании работ по их инвентаризации, УСТАНОВИЛ: Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении населения Угличского муниципального района. В ходе проверки установлено, что находящиеся в <АДРЕС>1 водонапорная башня и водопроводные сети, протяженностью 1330 м, являются бесхозяйными, в установленном законом порядке в муниципальную собственность органом местного самоуправления не принимаются, что влечет нарушение прав граждан на обеспечение качественного и бесперебойного водоснабжения и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия. В связи с этим, прокурор обратился в Угличский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Отрадновского сельского поселения Угличского МР, администрации Угличского МР, указав следующее. В результате отсутствия финансирования со стороны администрации Угличского МР и бездействия администрации Отрадновского сельского поселения по приятию на учет бесхозяйных объектов водонапорная башня и водопроводные сети в <АДРЕС>1, протяженностью 1330 м, до настоящего времени остаются бесхозяйными. В нарушение требований ст. 225 ГК РФ администрацией Угличского МР и администрацией Отрадновского сельского поселения указанные объекты недвижимого имущества до настоящего времени не приняты в муниципальную собственность, сведений о их балансодержателе нет. В соответствии с Соглашением от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> организация в границах Отрадновского сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения осуществляется администрацией Угличского МР. Постановка на учет водопровода, канализации и артезианских скважин, выявленных на территории поселений Угличского МР, как бесхозяйного имущества поручена Главам сельских поселений. Однако, никаких мер по постановке на учет водонапорной башни и водопроводных сетей, находящихся в <АДРЕС>1, администрацией Отрадновского сельского поселения не принимается. Со стороны администрации района финансирование указанных мероприятий не осуществляется. Заявка УМИ администрации Угличского МР на инвентаризацию бесхозных водопроводов и заявка администрации Отрадновского сельского поселения на оформление водопровода в <АДРЕС>1 до настоящего времени не оплачены. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Отрадновского сельского поселения Угличского МР по принятию водонапорной башни и водопроводных сетей в муниципальную собственность и обязать администрацию поселения принять их в собственность и обеспечить их безопасную эксплуатацию, обязать администрацию Угличского МР обеспечить финансирование работ по инвентаризации и принятию в собственность указанных объектов недвижимого имущества, согласно заключенного соглашения от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> В судебном заседании помощник прокурора Антоненко О.О. исковые требования поддержала с учетом следующего уточнения. Она стала просить признать незаконным бездействие администрации Отрадновского сельского поселения Угличского МР по принятию водонапорной башни и водопроводных сетей в <АДРЕС>1 в муниципальную собственность, обязать администрацию поселения принять их в собственность и обеспечить их безопасную эксплуатацию, обязать администрацию Угличского МР обеспечить финансирование работ по инвентаризации указанных объектов недвижимого имущества, в рамках соглашения от 07.12.2010 г., в случае недостаточности денежных средств у администрации поселения. Представитель ответчика администрации Угличского МР Мельников Р.О., выступающий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив следующее. Администрация района не может финансировать мероприятия по принятию указанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества в собственность Отрадновского сельского поселения, т.к. сельское поселение является самостоятельным муниципальным образованием и именно у него в соответствии со ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.03.2003 г. №131-ФЗ возникнет право собственности на принятые бесхозяйные объекты, а не у администрации района. Кроме того, решение данного вопроса было принято на совещании Главы администрации Угличского МР 20.08.2010 г. по вопросам водоснабжения в сельской местности, по итогам которого главам сельских поселений было поручено поставить на учет как бесхозяйное имущество выявленные на территории Угличского МР и не имеющие собственников артезианские скважины и сети водопровода. В доходной части бюджета района денежных средств для финансирования указанных мероприятий нет. У администрации Отрадновского сельского поселения имеется свой бюджет и финансирование работ по инвентаризации указанных объектов недвижимого имущества во исполнение соглашения от 07.12.2010 г. должна осуществлять именно администрация поселения. Кроме того, в настоящее время на территории Угличского МР имеются серьезные проблемы с содержанием водонапорных башен. Эксплуатация указанных объектов является невыгодной, т.к. влечет дополнительные расходы по их содержанию. Представитель ответчика администрации Отрадновского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. От администрации Отрадновского сельского поселения поступил отзыв на уточненный иск, согласно которому администрация поселения не возражает против удовлетворения исковых требований о понуждении принять указанные объекты в собственность поселения и обеспечить их безопасную эксплуатацию, в случае возложения обязанности обеспечить финансирование работ по инвентаризации указанных объектов в соответствии с соглашением от 07.12.2010 г. на администрацию Угличского МР. По существу заявленных исковых требований администрация поселения указывает следующее. Вопрос передачи водопроводных сетей и водонапорных башен в <АДРЕС>1 в муниципальную собственность неоднократно обсуждался на планерных заседаниях у Главы Угличского МР. Однако, технические и кадастровые паспорта и иные документы, необходимые для передачи этих объектов в муниципальную собственность, до настоящего времени не изготовлены. Затраты по ним составляют около <...>. В бюджете поселения на 2011 г. денежные средства на эти цели не запланированы, т.к. полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по водоснабжению, переданы в администрацию Угличского МР. Оплата указанных услуг была гарантирована администрацией Угличского МР, однако денежные средства выделены не были. В связи с чем, до поступления денежных средств от администрации района разработка указанных документов была приостановлена. Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки на такой учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с обязательным приложением документов, подтверждающих, отсутствие на него права собственности, а также документов, содержащих его описание, в том числе план объекта, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним. На территории Отрадновского сельского поселения Угличского МР – в <АДРЕС>1 находятся водопроводные сети и водонапорная башня, которые являются бесхозяйными, что подтверждается справкой Управления муниципального имущества администрации Угличского МР от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, справкой БТИ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. В БТИ были направлены заявки на инвентаризацию и оформление бесхозяйных водопроводов в д. Воронцово, поступившие от УМИ администрации Угличского МР - от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и от администрации Отрадновского сельского поселения - от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. В связи с поступившими заявками органом БТИ были заключены договоры на оказание услуг по технической инвентаризации указанных объектов с МУ УМИ администрация Угличского МР <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и с администрацией Отрадновского сельского поселения <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, для исполнения которых необходима оплата. Поскольку до настоящего времени работы по договору не оплачены, инвентаризация объектов не проведена. Таким образом, принятие на учет как бесхозяйного недвижимого имущества водонапорной башни и водопроводных сетей, расположенных на территории Отрадновского сельского поселения Угличского МР, в силу требований ст. 225 ГК РФ, п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. №580 возлагается на администрацию Отрадновского сельского поселения. Учитывая, в том числе положения п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ Федерального закона от 06.03.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанные объекты недвижимого имущества должны находиться в собственности соответствующего муниципального образования – Отрадновского сельского поселения. При этом, суд учитывает возможности администрации района по реализации полномочий в вопросах водоснабжения населения в рамках Соглашения о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения от 07.12.2010 г., утвержденного решением Думы Угличского МР от 23.12.2010 г. №262 и решением Муниципального Совета Отрадновского сельского поселения от 20.12.2010 г. №47, что не противоречит компетенции администрации района по реализации указанных полномочий в соответствии с ФЗ от 06.03.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с указанным Соглашением администрация Отрадновского сельского поселения передала, а администрация Угличского МР приняла осуществление полномочий по организации в границах поселения в том числе электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Полномочия переданы на текущий год - с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. Их реализация осуществляется за счет межбюджетных трансфертов (субвенций), предоставляемых из бюджета поселения в бюджет района. Передача субвенций производится в пределах, утвержденных в бюджете поселения на 2011 г. с учетом дополнительных бюджетных средств, утвержденных при корректировке бюджета в течение 2011 г., объем субвенций на эти цели составляет <...>. Для решения указанных вопросов финансирование со стороны администрации Отрадновского сельского поселения до настоящего времени не осуществлялось, о чем также свидетельствует письмо администрации поселения в адрес прокурора от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. Однако, в самом Соглашении от 07.12.2010 г. предусмотрено изыскание администрацией Угличского МР источников финансирования для реализации передаваемых полномочий в случае возникновения потребности в дополнительном финансировании указанных затрат. Дополнений к существующему Соглашению, изменяющих объем запланированных субвенций, распределение бремени ответственности между администрациями района и поселения по реализации указанных вопросов местного значения, на момент рассмотрения дела судом не принято, сторонами не представлено. При таких обстоятельствах, обязанность по принятию указанных объектов имущества в собственность, в том числе финансирование работ по их инвентаризации, должна нести администрация Отрадновского сельского поселения, а в случае недостаточности собственных средств у администрации поселения обязанность обеспечить финансирование указанных работ в рамках Соглашения от 07.12.2010 г. может быть возложена на администрацию Угличского МР. Тот факт, что по итогам совещания в администрации Угличского МР <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> постановка на учет бесхозяйных водопроводных сетей, канализации и артезианских скважин, выявленных на территории поселений Угличского МР, была поручена главам сельских поселений, правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеет, т.к. такое совещание предшествовало принятию 07.12.2010г. Соглашения, которым были распределены обязанности между администрациями Угличского МР и Отрадновского сельского поселения по решению вопросов местного значения, в том числе водоснабжения населения и водоотведения. При указанных обстоятельствах, суд соглашается с требованиями прокурора о признании незаконным бездействие администрации Отрадновского сельского поселения по принятию в собственность водонапорной башни и водопроводных сетей протяженностью 1330 м. в д., расположенных в <АДРЕС>1. В данном случае администрация поселения должна принять указанные объекты в собственность и обеспечить их безопасную эксплуатацию. В случае недостаточности собственных средств у администрации поселения обязанность по обеспечению финансирования работ по инвентаризации указанных объектов недвижимого имущества в рамках Соглашения от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> должна быть возложена на администрацию Угличского МР. Непринятие в установленном законом порядке указанных объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность нарушает права жителей д. Воронцово по обеспечению их водоснабжением. Отсутствие у администраций денежных средств, необходимых для осуществления процедуры принятия на учет указанных объектов, не должно являться препятствием для реализации полномочий по указанным вопросам местного значения и нарушать права граждан. На основании изложенного и руководствуясь 194 - 199 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Отрадновского сельского поселения Угличского муниципального района по принятию в собственность водонапорной башни и водопроводных сетей протяженностью 1330 м. в д., расположенных в <АДРЕС>1. Обязать администрацию Отрадновского сельского поселения Угличского МР принять в собственность водонапорную башню и водопроводные сети протяженностью 1330 м. в д., расположенные в <АДРЕС>1, и обеспечить их безопасную эксплуатацию. В случае недостаточности собственных средств у администрации Отрадновского сельского поселения обязать администрацию Угличского муниципального района обеспечить финансирование работ по инвентаризации указанных объектов недвижимого имущества, в рамках соглашения о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения от 07.12.2010 г., утвержденного решением Думы Угличского МР от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и решением Муниципального Совета Отрадновского сельского поселения от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения. Председательствующий О.В. Долгощинова