Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Дело № 2-513/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 августа 2011 г. г.Углич Угличский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Долгощиновой О.В., при секретаре суда Седовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – Администрации Угличского муниципального района к общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» о признании деятельности по организации ярмарки незаконной, запрете такой деятельности, установил: Угличский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования – Администрации Угличского муниципального района к общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича» о признании деятельность данной общественной организации по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1, незаконной, запрете деятельности общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича» по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1, а также на земельных участках, не находящихся у данной организации в собственности либо на ином вещном праве. В обоснование своих требований указал, что в г.Угличе создана общественная организация «Общественная организация предпринимателей г.Углича ЯО», председателем ее является Кузьмин O.K. Согласно ранее размещенному уведомлению на сайте указанная общественная организация <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в период с 9.00 до 11.00 час. организовала проведение ярмарки на территории парковой зоны пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1 на землях общего пользования. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Согласно Порядку организации ярмарок и продажи товаров на них, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от 01.07.2010 N 435-п, организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке. Организатор ярмарки не позднее трех дней до начала работы ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в сети Интернет информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней. Организатор ярмарки не позднее трех дней до начала работы ярмарки уведомляет органы местного самоуправления городского округа или муниципального района области, на территории которого запланировано проведение ярмарки, о времени и месте проведения ярмарки с указанием адреса сайта, на котором размещена информация о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней. Как усматривается из содержания данных норм, ярмарка организуется в конкретном месте, организатор определяет место проведения ярмарки, порядок ее проведения, то есть действие ярмарки непосредственно связано с местом ее проведения. В случае проведения ярмарки в г.Угличе общественной организацией «Общественная организация предпринимателей г. Углича ЯО» таким местом является земельный участок на территории <АДРЕС>1. Таким образом, для организации любого мероприятия, в том числе и организации ярмарки Организатор должен обладать земельным участком на праве собственности, аренды или ином законном основании. В силу п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным законом. П.1 ст. 26 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти местного самоуправления принимают решение о предоставлении земельного участка в аренду или собственность. В соответствии с п.п. 2 п. 10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от Таким образом, использование земельного участка возможно только по основаниям, предусмотренным законодательством на основании правоустанавливающих документов. Поскольку общественная организация «Общественная организация предпринимателей г. Углича ЯО» не имеет предусмотренных законом прав на использование земельного участка, проведение ярмарки данной общественной организацией на таком земельном участке не соответствует закону. Самовольное, вопреки установленному законом порядку занятие земельного участка повлечет нарушение прав муниципального образования, а также прав неопределенного круга лиц, которые вправе беспрепятственно использовать данный земельный участок. В соответствии со ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти местного самоуправления принимают решение о предоставлении земельного участка в аренду или собственность. В соответствии с п.п. 2 п. 10 ст.З Федерального закона № 137-ФЗ от 25.19.2001 года «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. В судебном заседании представитель Угличского межрайонного прокурора- Елисеева Н.М. исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что земельный участок, на котором проводилась ярмарка, относится к категории земель населенных пунктов, целевого назначения не имеет. Представитель ответчика общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» Кузьмин O.K. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что требования о том, что для организации любого мероприятия, в том числе и организации ярмарки, организатор должен обладать земельными участками на праве собственности, аренды или ином законном основании полностью не соответствует действующему законодательству. Ни в одном из нормативных актов, на которые истцом сделаны ссылки - ни в Федеральном законе от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» ни тем более в Постановлении правительства ЯО от 01.07.2010 г. № 43 5-П, утвердившем «Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них» нет упоминания о том, что излагается Угличским межрайонным прокурором. Угличский межрайонный прокурор, превышая свои полномочия, требует установить запрет в деятельности общественной организации, аргументируя свои требования основаниями, прямо не установленными действующим законодательством. Исходя из требований прокурора, следует, что ни одна общественная организация либо объединение, ни одна инициативная группа не вправе проводить никакие мероприятия на земельных участках, не принадлежащих на каком-либо вещном праве этой организации, либо инициативной группе. Данный аргумент истца ограничивает конституционные права граждан и групп граждан, объединившихся по различным признакам, прямо противоречит действующей Конституции РФ, незаконен по смыслу и не может быть принят судом. <АДРЕС>1 является местом общего пользования, как земельного участка ее межевание не проведено, на кадастровый учет данный земельный участок не поставлен, а отнесение участка к землям общего пользования дает право каждому гражданину либо юридическому лицу использовать указанный участок для установленной законом деятельности, в связи с чем аргумент истца со ссылкой на ст. 29 ЗК РФ не может быть принят судом. Кроме того, указанный земельный участок не может быть изъят и перераспределен как раз в силу действующего земельного законодательства, кроме случаев, прямо указанных в ст. 11.7 ЗК РФ. <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> общественная организация «Общественная организация предпринимателей г.Углича» вышла для торговли, но осуществить её не удалось, так как работники правоохранительных органов разогнали торгующих, составили на них протоколы об административном правонарушении, хотя организация действовала на законных основаниях. Опубликование на официальном сайте о проведении ярмарки руководитель общественной организации произвел. Землю были намерены использовать только на время проведения ярмарки- с 09 час. до 11 час, и только один день. Иные лица не заявляли требования о предоставлении данного земельного участка. Общественная организация не может выделить себе именно этот земельный участок, так как это земли общего пользования. Ее члены не против взять указанный земельный участок в аренду, вносить арендную плату, но никакого отзыва на публикацию о проведении ярмарки Администрация УМР им не представила. Заявление в Администрацию УМР о предоставлении данного земельного участка на каком-либо виде права Кузьмин O.K. как руководитель общественной организации не писал, так как Закон этого не требует. Представитель ответчика общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» Мульганова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> члены общественной организации собрались для осуществления торговли, но их просто прогнали с занимаемых ими мест работники милиции. На лиц, участвующих в ярмарке, были составлены протоколы об административных правонарушениях. Им не нужен земельный участок на постоянное время. Члены общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича» считают, что оформление прав на занимаемый для проведения ярмарки земельный участок не требуется, так как вся процедура такой организации носит уведомительный характер. Представитель третьего лица Администрации Угличского МР, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что Администрация района полностью согласна с доводами, изложенными в исковом заявлении прокурора, и просит суд удовлетворить его в полном объеме. Земельный участок, на котором была объявлена ярмарка общественной организацией «Общественная организация предпринимателей города Углича Ярославской области» <АДРЕС>1 относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В силу части 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Следовательно, правом распоряжения данным земельным участком обладает администрация Угличского муниципального района. Обращений и заявлений о предоставлении земельного участка для организации торговли от общественной организации в Администрацию района не поступало. Законные основания для владения и пользования земельным участком и организации ярмарки на указанном земельном участке у общественной организации отсутствуют. Представитель третьего лица Правительства Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли и Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Действиями общественной организации «Общественная организация предпринимателей города Углича» - организатором ярмарки могут быть нарушены права муниципального образования. Представители третьих лиц Администрации городского поселения Углич, ОАО «Парк Победы», привлеченных судом к участию в деле, в судебное заседание не явились, были судом о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще. Согласно ст.169 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц. Заслушав представителя прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из устава, утвержденного общим собранием учредителей от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> следует, что в г. Угличе создана общественная организация «Общественная организация предпринимателей г. Углича ЯО», председателем ее является Кузьмин O.K. Из уведомления на сайте общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича ЯО» следует, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> общественной организацией предпринимателей было принято решение о проведении благотворительного мероприятия - Ярмарки «Ярмарка-каждый день» на территории <АДРЕС>2. В связи с возникшими необоснованными препятствиями со стороны властей, во избежание конфликтной ситуации и снятия социального напряжения, до законного решения вопроса, было принято решение об изменении места проведения ярмарки на припарковую зону пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1. Согласно ранее размещенному уведомлению на сайте указанная общественная организация <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в период с 9.00 до 11.00 организовала проведение ярмарки на территории парковой зоны пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1 на землях общего пользования. <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> заместителем Угличского межрайонного прокурора Елисеевой Н.М. выносилось предостережение о недопустимости нарушения закона в адрес председателя общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» Кузьмина О.К., а именно - о недопустимости использования земельного участка <АДРЕС>2 в период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> для организации ярмарки. <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Угличским межрайонным прокурором вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона в адрес председателя общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» Кузьмина О.К., а именно - о недопустимости использования земельного участка <АДРЕС>1 в период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> для организации ярмарки. Данные предостережения обжаловались общественной организацией «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» в суд. Решением Угличского районного суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> предостережения прокурора признаны законными. Решение вступило в законную силу. Согласно п.10 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения. п.4 Указа Президента РФ от 29.01.1992г. №65 «О свободе торговли» установил, что предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти. Органы местного самоуправления вправе определять места для торговли в пределах территории муниципального образования. Отношения, связанные с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров, регулируются в т.ч. ФЗ от 30.12.2006н. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ», ФЗ от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Ст.11 ФЗ №381-ФЗ установлены требования к организации ярмарок и продажи товаров на них. Ярмарки организуются органами госвласти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ( организаторами ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, на территориях которых такие ярмарки организуются. Далее отражены условия о необходимости разработки и утверждения организатором ярмарки плана мероприятий по организации ярмарки и продаже товаров, режима её работы, предоставления мест для продажи товаров, публикации в СМИ информации о плане данных мероприятий, установлении платы за предоставление мест и т.д. В соответствии с названным ФЗ, Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. №435-п в редакции Постановлений Правительства ЯО от 15.04.2011 №266-п, от 13.07.2011 г. №536-п, утвержден Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них, которым регламентирована организация деятельности ярмарки и продажа товаров на ней. Согласно п.2.1 указанного Порядка: «Ярмарки организуются на земельных участках (в зданиях, строениях), которыми организатор ярмарки владеет на праве собственности (ином законном основании)». Ст.8 п.2 пп.6 ФЗ от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и её осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими ФЗ случаев, самостоятельно определяют: основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности ( право собственности и ( или) иное законное основание). В рассматриваемом случае организацию и проведение ярмарки планировались осуществлять на конкретных земельных участках: в первом случае – <АДРЕС>2, во втором- <АДРЕС>1. Установлено, что общественная организация на праве собственности указанными земельными участками не обладает. Земельные участки: площадью <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> кв.м., на территории <АДРЕС>2 в г.Угличе и площадью <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ> кв.м. на <АДРЕС>2 являются муниципальной собственностью, поставлены на кадастровый учет. Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9,10 и 11 ЗК РФ. Ст. 11 Земельного кодекса определено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу п.2 ст.22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст.27, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом ( ст.209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте ( п.1 ст.260 ГК РФ). Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством ( п.1 ст.264 ГК РФ). Как установлено судом, вышеуказанные земельные участки переданы собственником по договорам аренды( которые на момент рассмотрения дела не расторгнуты, являются действующими) ОАО «Парк Победы», арендатор осуществляет свои полномочия по их использованию. Иным лицам, в т.ч.- общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича» данные участки не на каком виде вещного права не предоставлялись. Что касается территории земельного участка <АДРЕС>1, то данные земли относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии со ст.3 п.10 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Установлено, что заявлений от общественной организации о предоставлении вышеуказанного земельного участка на каком-либо виде вещного права в орган местного самоуправления не поступало и такого решения не принималось. Таким образом, деятельность общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича ЯО», по проведению ярмарки на территории парковой зоны пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1 на землях общего пользования является незаконной, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, муниципального образования – Администрации Угличского муниципального района. Согласно пояснениям руководителя общественной организации «Общественная организация предпринимателей г. Углича ЯО» Кузьмина O.K. и представителя данной организации Мульгановой О.В., общественная организация не считает свою деятельность по проведению ярмарки незаконной и готова ее продолжать в любое время. Согласно ст. 12 ГК РФ помимо прочего защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. С учетом изложенного деятельность общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1 а также на земельных участках, не находящихся у данной организации в собственности либо на ином вещном праве как нарушающая права неопределенного круга лиц, муниципального образования – Администрации Угличского муниципального района, и создающая угрозу их нарушения, подлежит пресечению путем ее запрета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования удовлетворить. Признать деятельность общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1, незаконной. Запретить деятельность общественной организации «Общественная организация предпринимателей г.Углича Ярославской области» по организации ярмарки по продаже изделий народных промыслов и сувенирной продукции в парковой зоне пешеходного туристического маршрута <АДРЕС>1, а также на земельных участках, не находящихся у данной организации в собственности либо на ином вещном праве. Решение может быть обжаловано в 10 суток в Ярославский областной суд через Угличский суд со дня вынесения мотивированного решения. Председательствующий: О.В.Долгощинова
25.19.2001 года «О введение в действие Земельного кодекса Российской
Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Собственность на земельный участок <АДРЕС>1 города Углича не разграничена, в связи с чем, право распоряжения данным земельным участком принадлежит администрации Угличского муниципального района.