Дело № 2-160/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации.
г. Углич 09 февраля 2011 г.
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Александровой М.Д.,
при секретаре Авериной В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Костаревой Л.Б. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Угличскому муниципальному району о включении периодов работы в специальный стаж,
установил:
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Угличском муниципальном районе Ярославской области обратилась Костарева Л.Б., <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года рождения, с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Угличском МР Ярославской области <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в назначении досрочной трудовой пенсии Костаревой Л.Б. отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы: периоды нахождения Костаревой Л.Б. на курсах повышения квалификации с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> не были зачтены в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в отпуске без сохранения заработной платы в специальный стаж не предусмотрено.
Не согласившись с отказом в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, Костарева Л.Б. обратилась в суд с иском о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и назначении досрочно трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Костарева Л.Б. исковые требования поддержала и пояснила, что прохождение курсов повышения квалификации являлось обязательным, оформлялось приказом, за время нахождения на курсах выплачивалась заработная плата и производились отчисления с заработной платы, в том числе в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в УМР в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Заслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск Костаревой Л.Б. является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях » досрочные пенсии по старости устанавливаются лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Согласно пункту 3 статьи 28 указанного Федерального Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций ), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости ( в том числе в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ), Правила исчисления периодов работы ( деятельности ) и назначения досрочной трудовой пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Отказывая Костаревой Л.Б. включить в специальный лечебный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, Комиссия ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Угличском муниципальном районе Ярославской области исходила из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включение в специальный стаж указанных периодов не предусмотрено. Из материалов дела видно, что периоды нахождения Костаревой Л.Б. на курсах повышения квалификации с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Положения статьи 6 ( части 2 ), статьи 15 ( части 4 ), статьи 17 ( части 1 ), статей 18,19 и статьи 55 ( части 1 ) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. В соответствии с позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П в отношении граждан, приобретших права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. В период до 01.01.2002 г. действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения предусматривало включение время обучения на курсах повышения квалификации в стаж по специальности. Таким образом, периоды нахождения Костаревой Л.Б. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства до 01.01.2002 г. подлежат включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы ( должность ) и средняя заработная плата. Материалами дела подтверждено направление истицы на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением работы участковым терапевтом на основании приказов работодателя. Доказательств, свидетельствующих о том, что с заработной платы Костаревой Л.Б. за периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации не производились отчисления в Пенсионный фонд, ответчиком не предоставлено. Поэтому все спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение ) в Угличском муниципальном районе Ярославской области включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды нахождения Костаревой Л.Б. на курсах повышения квалификации с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и назначить Костаревой Л.Б. досрочно трудовую пенсию по старости с даты обращения – с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в срок десять дней с даты составления мотивированного решения 14.02.2011 г.
Судья М.Д. Александрова