о признании права собственности в порядке наследования (вступило в силу 22.02.2011 г.)



Дело № 2-109/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Углич 31 января 2011 г.

Угличский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Александровой М.Д.

при секретаре Егоренко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Шереметьева В.А. к СПК «Поречье» и Межрайонной инспекции ФНС РФ № 8 по Ярославской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на имущественный пай,

установил:

<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> умерла <ФИО 1>. После ее смерти осталось наследственное имущество – имущественный пай в СПК (колхоз) «Поречье».

Шереметьев В.А., являющийся пасынком умершей <ФИО 1>, обратился в суд с иском к СПК «Поречье» и Межрайонной инспекции ФНС РФ № 8 по Ярославской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на имущественный пай. Свои требования истец мотивировал тем, что <ФИО 1> была супругой его отца - <ФИО 2>, который умер <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. При жизни <ФИО 1> составила завещание, в котором завещала истцу все принадлежавшее ей имущество, в том числе жилой дом с надворными постройками, земельный участок в размере 0,75 га и земельный пай в товариществе «Поречье». Домовладение было реализовано до смерти <ФИО 1>. В отношении другого имущества, указанного в завещании, Шереметьев В.А. в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался, но фактически принял принадлежавшее <ФИО 1> иное наследственное движимое имущество: взял себе ее личные вещи, документы, предметы мебели и домашнего обихода. В настоящее время истцу стало известно, что на имя <ФИО 1> имеется имущественный пай в СПК «Поречье».

В судебном заседании истец Шереметьев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что родных детей у <ФИО 1> не было. Других наследников по закону не имеется.

Представитель ответчика - Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ярославской области представил письменный отзыв на иск, в котором ходатайствовал рассмотреть дело без его участия, против заявленных требований возражений не имеет.

Представитель ответчика – СПК (колхоз) «Поречье» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав истца Шереметьева В.А., свидетелей <ФИО 3>, <ФИО 4>, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Наличие наследственного имущества – имущественного пая в СПК (колхоз) «Поречье», принадлежащего <ФИО 1>, подтверждается свидетельством о праве на имущественный пай <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, справкой СПК (колхоз) «Поречье» от 24.11.2010 г. о том, что у <ФИО 1> на день смерти имелся имущественный пай в сумме ... руб., и никем не оспаривается. Поэтому данное имущество может быть принято наследниками после ее смерти.

В соответствии с п. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Согласно п. 9 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факт принятия наследства и мета открытия наследства.

В соответствии со ст. ст. 1152, 1153 Гражданского кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства. В то же время закон признает, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в том числе вступил во владение или в управление наследственным имуществом.

Из содержания искового заявления, пояснений истца в судебном заседании следует, что истец Шереметьев В.А. является пасынком умершей <ФИО 1>, которая согласно свидетельству о смерти <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> умерла <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. После ее смерти истец Шереметьев В.А. фактически принял наследственное движимое имущество – вступил во владение и пользуется ее личными вещами, предметами мебели и домашнего обихода. Факт принятия Шереметьевым В.А. наследства подтвердили в судебном заседании свидетели <ФИО 3> и <ФИО 4>.

С учетом изложенного, суд считает доказанным факт принятия Шереметьевым В.А. наследства после смерти мачехи – <ФИО 1>.

В силу ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Истец Шереметьев В.А. является единственным наследником по закону после смерти мачехи <ФИО 1>. Из ответа нотариуса от 22.12.2010 г. следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти <ФИО 1> никто не обращался.

От ответчиков – СПК (колхоз) «Поречье» и Межрайонная инспекция ФНС РФ № 8 по Ярославской области возражения против удовлетворения исковых требований не поступили.

При указанных обстоятельствах суд считает исковые требования Шереметьева В.А. законными, обоснованными и удовлетворяет их.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

установить факт принятия Шереметьевым В.А. наследства после смерти мачехи <ФИО 1>, умершей <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Признать за Шереметьевым В.А. в порядке наследования право собственности на имущественный пай <ФИО 1> в СПК (колхоз) «Поречье».

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение десяти дней с даты составления мотивированного решения 09.02.2011 г.

Судья М.Д. Александрова