дело Номер обезличен г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нефтеюганск 19 января 2010 года
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Белова А.Л.
при секретаре НН
с участием прокурора МЮ
представителя ответчика АВ
представителя департамента ООС и ЭБ в ХМАО-Югре СА
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ООО об обязании осуществить рекультивацию земельных участков в соответствии с требованиями по охране окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ООО с требованиями обязать ответчика в срок до 10 декабря 2010 года осуществить рекультивацию земельных участков - земель лесного фонда квартал 99 выделы 23,64 Юнг-Яхского участкового лесничества, ликвидировать загрязнение водного объекта (безымянного озера) загрязненных водонефтяной эмульсией в результате порывов нефтепровода «т.72 - уз.23» Мало-Балыкского месторождения нефти в Нефтеюганском районе, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; представить рекультивированный земельный участок к сдаче постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в срок до 5 мая 2011 года, обосновав их тем, что ответчик в течение 2008, 2009 года на указанном объекте допустил розлив нефтесодержащей жидкости на грунт и в озеро, однако никаких мер, направленных на рекультивацию загрязненного участка не принимает, что является нарушением закона об охране окружающей среды нарушает конституционные права граждан.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика АВ. просила в удовлетворении требований прокурору отказать, поскольку ответчиком приняты все необходимые меры по устранению розливов нефти на нефтепроводе, заключен договор с ООО произведена отсыпка песком нефтезагрязненных участков. Кроме того, в настоящее время на стадии согласования находится проект по рекультивации участков на 2010 год. Полагает, что прокурор не вправе обращаться в суд с подобными требованиями, а дело должно рассматриваться арбитражным судом.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, суду пояснил следующее: - На нефтегазопроводе «т.72-уз.23» Мало-Балыкского месторождения нефти с 2008 года по июнь 2009 года произошло 12 порывов с выходом водонефтяной эмульсии в окружающую среду. Площадь загрязнения земель, безымянного озера, составила более 24 022 м., в том числе земель лесного фонда на площади 16527 м. Количество нефти, содержащейся на нефтезагрязненном участке в районе трубопровода «т.вр.72-узел.23», составляет 197,46 тонн. Содержание нефтепродуктов в почве на загрязненном участке превышает фоновые показатели в 370,3 раза, в воде озера в 38 раз. Технический паспорт на нефтепровод до 2008 года отсутствует. Несмотря на порывы на трубопроводе «т.72 уз.23», необходимые мероприятия по приведению земельных участков загрязненных водонефтяной эмульсией не выполняются, рекультивация нарушенных земель ООО не производится, загрязненные участки до настоящего времени не включены в план рекультивации нарушенных земель на 2010 год, не были включены они и в план рекультивации на 2009 год. Ущерб, причиненный окружающей среде в результате порывов данного трубопровода, не возмещался. Загрязнение природных объектов оказывает вредное воздействие на окружающую среду и влечет деградацию земель, резкое снижение общей численности микроорганизмов. Невыполнение работ по рекультивации может привести к дальнейшему распространению загрязнения и увеличению площади нарушенных земель, водных объектов, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Указанные в требованиях сроки выполнения работ по рекультивации являются разумными.
В судебном заседании представитель ответчика АВ требования, изложенные в возражениях на исковое заявление поддержала, суду пояснила следующее: Требования предъявленные прокурором неподведомственны суду общей юрисдикции, так как, основанием для подачи искового заявления явились не экологические правоотношения, а предпринимательская и экономическая деятельность ООО в связи с чем спор подсуден арбитражному суду. Кроме того, предъявление такого рода иска выходит за пределы компетенции прокурора и подменяет иные государственные органы, которым предоставлено право предъявления таких исков, тем самым прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность организации. Предъявлять исковые требования об обязании возместить вред, причиненный окружающей среде на участке в районе «т.72 - уз.23» Мало-Балыкского месторождения вправе Департамент лесного хозяйства. Прокурором не предоставлены доказательства подтверждающие вред, нанесенный окружающей среде. Так, пробы грунта на участке не отбирались. Отказы нефтепровода действительно имели место, однако утверждение истцом, что необходимые мероприятия по приведению земельных участков в надлежащее состояние невыполняются, не обосновано. Первичные мероприятия по локализации последствий отказа трубопровода «т.72-уз.23» произошедшем на Мало-Балыкском месторождении выполнены в полном объеме, а именно: - произведено обвалование места отказа, произведена отсыпка подъездных путей, произведена откачка водонефтяной эмульсии, что документально подтверждено, кроме того в 2009 году проводилась замена части нефтепровода, поэтому рекультивация не производилась. Постановления о привлечении ответчика к административной ответственности отменены как незаконные. Последние отказы на нефтепроводе «т.72-уз.23» произошли в 2009 году. В соответствии с проектом восстановительных работ биологический этап рекультивации проводится в течении двух лет в летний период, следовательно, требование указанные прокурором об обязании провести рекультивационные работы в срок до Дата обезличенаг. является неисполнимым, так как к данному сроку невозможно выполнить все необходимые мероприятия по рекультивации. Проведение рекультивации нарушенного участка запланировано в ООО в период 2010-2011 годов.
Представитель третьего лица Нефтеюганского отдела ДООС и ЭБ ХМАО -Югры, СА требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, ссылаясь не следующее: - порывы на нефтепроводе «т.72 - уз.23» Мало-Балыкского месторождения нефти в ... имели место в 2008, 2009 годах, что привело к загрязнению прилегающих земель, озера и леса. Рекультивация указанного участка ответчиком не проводится. Принятие мер по засыпке загрязненного участка наносят большой вред природе, поскольку нефтесодержащая жидкость впитывается в грунт, попадая в водные источники. Кроме того, работы по засыпке разлива нефти песком проводятся без какого-либо согласования и проекта, что недопустимо. В 2009 году ответчиком по всему Нефтеюганскому региону не рекультивировано ни одного метра земли. Каких-либо ограничений максимальных или минимальных для рекультивации законом не установлено. Учитывая производственные мощности ответчика, объем работ, подлежащих выполнению, а также то, что в подобных ситуациях организациям было достаточно одного года на рекультивацию, срок для рекультивации указанного участка прокурором обоснован.
Суд, рассмотрев дело, выслушав стороны, исследовав доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст.4 РФ «Об охране окружающей среды» №7 ФЗ от 10.01.2002г., (далее Закона..) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, недра, леса и иная растительность.
Согласно ст.34 «Закона…», «Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды».
В соответствии со ст.39 «Закона…», «Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов».
Статья 46 «Закона…», предусматривает, что эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.
Пунктом 3 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 (далее - Основные положения) предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Согласно п.5 «Основных положений» рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, ликвидации последствий загрязнения земель. При этом, согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель проводится за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, внутрипромысловый трубопровод «т.72 уз.23» Мало-Балыкского месторождения нефти в Нефтеюганском районе, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры эксплуатируется ответчиком в целях транспортировки газоводонефтянной эмульсии с 1991 года. Согласно паспорту трубопровода проектная документация на эксплуатируемый трубопровод у ответчика отсутствует. За период эксплуатации трубопровода только в 2008-2009 годах произошло 12 порывов, в результате которых в окружающую среду (почву, лес, озеро) излилась газоводонефтянная эмульсия. Площадь загрязнения земель, безымянного озера составила более 24 022 м., в том числе, земель лесного фонда на площади 16527 м. Количество нефти, содержащейся на нефтезагрязненном участке в районе трубопровода «т.вр.72-узел.23», составляет 197,46 тонн. Содержание нефтепродуктов в почве на загрязненном участке превышает фоновые показатели в 370,3 раза, в воде озера в 38 раз, что подтверждено расчетом департамента ООС и ЭБ в ХМАО - Югре, на основе отобранных в месте розлива газоводонефтянной эмульсии проб грунта. Нахождение газоводонефтянной эмульсии в водном объекте, на грунте и в лесном массиве оказывает вредное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.8 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240, работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Не смотря на загрязнение окружающей среды ответчиком, рекультивация загрязненных участков не проводится, земельные участки, водный объект, загрязненные водонефтяной эмульсией в результате порывов трубопровода «т.72 - уз.23» Мало-Балыкского месторождения нефти до настоящего времени не включены в план рекультивации нарушенных земель на 2010 год, не были они включены и в план рекультивации на 2009 год. Проект рекультивации загрязненных участков отсутствует. Невыполнение работ по рекультивации может привести к дальнейшему распространению загрязнения и увеличению площади нарушенных земель, водных объектов. Согласно информации Нефтеюганского отдела ДООС и ЭБ ХМАО - Югры в 2009 году ответчиком не сдано не одного гектара рекультивированных земель.
Согласно информации, представленной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений но Уральскому федеральному округу» по ХМАО, газоводонефтяная эмульсия попадая в почву вызывает значительные, иногда необратимые изменения её свойств, влекущие эрозию почв, её деградацию, ухудшение состояния растительности и биопродуктивности земель, что свидетельствует о её негативном воздействии на окружающую среду.
Допущенные ООО нефтезагрязнения окружающей среды, а также непроведение своевременно рекультивации загрязненных земель напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Нефтеюганском районе ХМАО - Югры, на благоприятную окружающую среду и создает реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, а также угрозу нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ. Данное право является неотчуждаемым, непосредственно действующим защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
В соответствии со ст.12 ГК РФ «Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем присуждения к исполнению обязанности в натуре».
Суд возлагает на ответчика обязанность в срок до 10 декабря 2010 года рекультивировать земельные участки - земли лесного фонда квартал 99 выделы 23, 64 Юнг-Яхского участкового лесничества, ликвидировать загрязнение водного объекта (безымянного озера) загрязненных водонефтяной эмульсией в результате порывов нефтепровода «т.72 уз.23» Мало-Балыкского месторождения нефти в Нефтеюганском районе, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Определяя конкретные сроки, суд посчитал их достаточными, для выполнения обязанностей возложенных на ответчика, принимая во внимание доводы представителя третьего лица и прокурора, объяснения начальника отдела эксплуатации трубопроводов ООО АИ о включение указанных объектов в план рекультивации на 2010 года и их рекультивацию именно в 2010 году.
На основании п.п.14,18,21 «Основных положений» для организации приемки (передачи) рекультивированных земель решением органа местного самоуправления создается специальная постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель. Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.
Учитывая положения указанных статей, суд обязывает ответчика представить указанные рекультивированные земельные участки к сдаче постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в срок до 5.05.2011 года.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что предприятием приняты все возможные меры к устранению нарушений, заключены необходимые договоры на проведение работ, произведена отсыпка песком, поскольку рекультивация указанных участков ответчиком не проводилась и не могла проводиться, в виду того, что в план рекультивации указанные объекты не включались, проект рекультивации, без которого рекультивация не возможна, у ответчика отсутствует, во всяком случае, обратного в судебном заседании установлено не было. Более того, по мнению прокурора и представителя отдела ДООС и ЭБ ХМАО - Югре СА, засыпка загрязненных участков песком может лишь ухудшить их состояние. Что касается представленных представителем ответчика суду документов, подтверждающих выполнение работ на указанных объектах, то они подтверждают факт выполнения первоначальных мероприятий связанных с ликвидацией порывов, что рекультивацией не является. Намерения ответчика включить в 2010 году указанные загрязненные участки в план рекультивации, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, учитывая установленные судом обстоятельства.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться в суд общей юрисдикции с указанными требованиями, поскольку такие полномочия прокурора закреплены ст.45 ГПК РФ, спор подведомственен суду общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4,34,39,46 Закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», п.п.3,5,14,18,21 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995г. №525/67, п.8 «Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240, ст.13 Земельного кодекса РФ, ст.12 ГК РФ, ст.9,42 Конституции РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО удовлетворить.
Обязать ООО в срок до 10 декабря 2010 года осуществить рекультивацию земельных участков - земель лесного фонда квартал 99 выделы 23,64 Юнг-Яхского участкового лесничества, ликвидировать загрязнение водного объекта (безымянного озера) загрязненных водонефтяной эмульсией в результате порывов нефтепровода «т.72 - уз.23» Мало-Балыкского месторождения нефти в Нефтеюганском районе, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Представить указанные рекультивированные земельные участки к сдаче постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в срок до 5 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись