дело №2-426/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нефтеюганск 28 октября 2010 года
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Белова А.Л.
при секретаре Мухамедчановой Д.Р.
с участием помощника Ханты-Мансийского межрайонного
природоохранного прокурора Добрякова А.А.
представителя ответчиков Шанауровой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ООО «РН-Юганскнефтегаз», ОАО «НК Роснефть» об обязании рекультивации шламовых амбаров.
У С Т А Н О В И Л :
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать солидарно ОАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Юганскнефтегаз» в срок до 01 октября 2011 года провести рекультивацию шламовых амбаров на территории Сургутского района ХМАО - Югры; обязать солидарно ОАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Юганскнефтегаз» представить шламовые амбары к сдаче уполномоченной комиссии в срок до 01 октября 2011 года, мотивируя свои требования тем, что на территории куста Сургутском районе ХМАО - Югры находятся 2 шламовых амбара которые представляют собой накопители бурового шлама (отходы бурения скважин). Амбары созданы ОАО «Юганскнефтегаз» (правопреемником которого в настоящее время является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть») для обеспечения нужд предприятия при разработке Южно-Сургутского месторождения нефти. Разработку и эксплуатацию Южно-Сургутского месторождения нефти осуществляет ООО «РН-Юганскнефтегаз» (оператор) по заключенному с ОАО «НК «Роснефть» (владелец лицензий) договору на оказание операторских услуг по добыче нефти и попутного (нефтяного) газа . В п.3.9 указанного договора закреплено, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» несет ответственность за экологическое состояние территории лицензионных участков, на которых оператор ведет хозяйственную деятельность в рамках данного договора.Размещенный в 2 шламовых амбарах буровой шлам является отходом IV класса опасности и характеризуется высокой степенью токсичности. Указанные шламовые амбары не являются специализированными местами размещения отходов, размещение отходов, не внесенных в государственный реестр объектов запрещается. Вместе с тем ответчиками мониторинг состояния окружающей среды при размещении бурового шлама в шламовых амбарах не ведется, земельный участок, несмотря на то, что шламовые амбары выведены из эксплуатации, не рекультивированы. В нарушение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин проекты на шламовые амбары отсутствуют, нет гидроизоляции стен и ложа амбаров, выполненной материалами, имеющими положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, отсутствует отвод промышленных и ливневых стоков, земельный участок, на котором размещается буровой шлам, в установленном порядке для указанных нужд не отводился. Указанные шламовые амбары не отвечают требованиям безопасности окружающей среды и благополучия здоровья населения. Данные нарушения природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Сургутского района, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Рекультивация шламового амбара может быть проведена в течении года, что подтверждается программой рекультивации ООО «РН-ЮНГ» на 2010 год.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчиков Шанаурова Е.И. просила в удовлетворении требований прокурору отказать, поскольку истец подал исковое заявление с нарушением норм процессуального права, т.к. данный спор неподведомствен Нефтеюганскому районному суду, а дело должно рассматриваться арбитражным судом. Также полагает, что истцом не предоставлено обоснование предъявления исковых требований к ООО «РН-Юганскнефтегаз», поскольку шламовый амбар не эксплуатируется ООО «РН-ЮНГ». Прокурор не вправе определять сроки для выполнения работ по рекультивации, поскольку действующим законодательством сроки проведения рекультивационных работ не установлены. Кроме того, считает, что сам по себе факт размещения отходов в специально предназначенном для этого месте не может считаться нарушением.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчиков исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что природоохранный прокурор подал исковое заявление с нарушением норм процессуального права, поскольку спор подведомствен арбитражному суду. ООО «РН-ЮНГ» является ненадлежащим ответчиком, поскольку ООО «РН-ЮНГ» не является собственником шламовых амбаров и не эксплуатирует их, в связи с чем, не обязаны принимать меры по ликвидации амбаров и рекультивации земельного участка под ними. Факт того, что ООО «РН-ЮНГ» причинило вред окружающей среде не подтвержден. Истцом не доказано, его право определять сроки проведения рекультивации, так как действующим законодательством сроки проведения рекультивационных работ не установлены. Доводы истца о том, что шламовый амбар не являются специализированными местами размещения отходов, необоснованны, т.к. согласно «Типовому проекту рекультивации шламовых амбаров на месторождениях ООО «РН-ЮНГ», согласованным с директором ДООС и ЭБ ХМАО - Югры шламовый амбар это специальное сооружение, предназначенное для размещения и захоронения буровых отходов. Также истцом не представлено доказательств тому, что шламовый амбар оказывает негативное воздействие на окружающую среду и хранение отходов осуществляется опасным способом, содержащиеся в шламовых амбарах нефтепродукты представляют угрозу экологической безопасности.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре в зал судебного заседания не явился по неизвестной причине, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще. Согласно поступившему в суд ходатайству третье лицо поддерживают исковые требования в полном объеме.
Рассмотрев дело по существу, выслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Согласно ст.4 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г. (далее Закона), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, недра, леса и иная растительность.
Согласно ст.34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7 ФЗ от 10.01.2002г. «Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности».
В соответствии со ст.39 указанного закона, «Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При этом юридические лица обязаны соблюдать нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводятся мероприятия по восстановлению земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством».
Согласно ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст.51 данного закона, «Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживания транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ».
В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 22.05.1998г., собственники объектов размещения отходов, а также лица во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ».
Согласно постановлению правительства РФ в редакции от 01.07.2005г. №410 «Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления.», отходы, подлежащие временному накоплению должны утилизироваться в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом».
В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ «В целях охраны земель землепользователи, обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот».
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, шламовые амбары являются накопителями бурового шлама и расположены на территории куста №88 Южно-Сургутского месторождения нефти в Сургутском районе ХМАО-Югры, являющейся лицензионным участком ОАО «НК Роснефть». Шламовые амбары созданы ОАО «Юганскнефтегаз», правопреемником которого является ОАО «НК Роснефть» более 15 лет назад. Собственником земельного участка, на котором расположены шламовые амбары, является ОАО «НК Роснефть» (л.д.53). Какая-либо техническая документация на шламовые амбары отсутствует. Шламовые амбары содержат буровой шлам (отходы бурения скважин) которые в соответствии с приказом Министерства по природным ресурсам РФ от 2.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отнесены к 4 классу опасности, что подтверждается актами отбора проб в амбарах и результатами анализа полученных проб в заключении Сургутского отдела Филиала ФГУ «ЦЛАТИ по Уральскому ФО» по ХМАО - Югре (л.д.57-64). По результатам биотестирования, проведенного Сургутским отделом Филиала ФГУ «ЦЛАТИ по Уральскому ФО» по ХМАО - Югре водная вытяжка отхода имеет высокую степень токсичности и оказывает токсическое действие на окружающую среду. Указанные шламовые амбары не являются специализированными местами размещения отходов, а значит, подлежат рекультивации.
Проекты на рекультивацию шламовых амбаров ответчиком не разрабатывались. В нарушение п.п.4.21,4.22,4,23,5.1,5.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» гидроизоляция стен и ложа амбаров, выполнены материалами, не имеющими положительного санитарно-эпидемиологическое заключения, отсутствует отвод промышленных и ливневых стоков, земельный участок на котором расположены амбары с буровым шламом в установленном порядке для указанных нужд не отводились. Обследование шламовых амбаров и аналитический контроль их содержимого на предмет негативного воздействия на окружающую среду организован не был.
Согласно программе рекультивации шламовых амбаров на 2008г., ООО «РН-ЮНГ» включил один шламовый амбар в программы рекультивации амбаров, однако ни один из двух шламовых амбаров рекультивирован не был. В 2009 и 2010г. шламовые амбары в программы рекультиваций шламовых амбаров не включались.
Допущенные ответчиком нарушения природоохранного законодательства затрагивают интересы РФ, а также права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории Сургутского района, на благоприятную окружающую среду, а также создают угрозу окружающей среде.
Не проведение рекультиваций шламовых амбаров расположенных Сургутском районе ХМАО - Югры в нарушение установленных сроков, а значит и сохранение негативных свойств их содержимого, является потенциальной угрозой загрязнения окружающей среды и является нарушением законодательства в сфере промышленной безопасности и охраны окружающей среды, способствует загрязнению окружающей среды опасными веществами, что создает реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, а также угрозу нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ. Данное право является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
В соответствии со ст.12 ГК РФ «Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем присуждения к исполнению обязанности в натуре».
Согласно ст.209 ГК РФ «Собственнику принадлежит право владения пользования и распоряжения своим имуществом», решение о ликвидации объекта принимает собственник имущества. Право собственности земельного участка на котором расположены шламовые амбары подтверждено свидетельством на право собственности от 16.07.2008г. Поскольку решение о рекультивации является исключительным правом ОАО «НК Роснефть», ООО «РН-ЮНГ» является ненадлежащим ответчиком, а значит, не может отвечать по заявленным исковым требованиям. Суд возлагает на ответчика ОАО «НК Роснефть» как собственника имущества обязанности в срок до 01 октября 2011 года провести рекультивацию шламовых амбаров находящегося на территории Сургутского района ХМАО - Югры в соответствие с проектными решениями и требованиями природоохранного законодательства.
Ссылка истца на п.3.7 договора об оказании операторских услуг по добыче нефти и попутного газа от 30.06.2010г. заключенного между ОАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-ЮНГ», как основание возложения обязанности на ООО «РН-ЮНГ» отвечать по заявленным требованиям, суд считает несостоятельной, поскольку шламовый амбар образован до заключения данного договора, до начала производственной деятельности ООО «РН-ЮНГ», в собственность ООО «РН-ЮНГ» амбары и земельный участок не передавались. В то время как п.3.7. договора распространяет свое действие на отходы, образованные в результате хозяйственной деятельности оператора, при этом договор не вменяет в обязанности ООО «РН-ЮНГ» рекультивацию амбаров. Доказательств того, что шламовые амбары были переданы ООО «РН-ЮНГ» и эксплуатировались ими истцом суду не представлено, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ, такая обязанность лежит на истце.
Определяя конкретные сроки рекультивации шламовых амбаров, суд посчитал их достаточными, для выполнения обязанностей возложенных на ответчика, поскольку имеющиеся в материалах дела программы рекультивации шламовых амбар, составленные ООО «РН-Юганскнефтегаз» по продолжительности выполнения работ занимает 1 год. Обоснованность обязания ответчика провести рекультивацию в указанные истцом сроки, подтверждена и позицией Росприроднадзора по ХМАО-Югре изложенной в поступившем в суд ходатайстве от 28.10.2010г.
С учетом того, что на основании п.п.14,18,21 «Основных положений», для организации приемки (передачи) рекультивированных земель решением органа местного самоуправления создается специальная постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель. Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли, суд также обязывает ответчиков представить рекультивированные шламовые амбары к сдаче постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в срок до 01.10.2011 года.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться в суд общей юрисдикции с указанными требованиями, поскольку такие полномочия прокурора закреплены ст.45 ГПК РФ, спор подведомственен суду общей юрисдикции.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ «Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований». В связи с тем, что прокурор от уплаты госпошлины освобожден, суд, взыскивает с ответчика в доход бюджета МО г.Нефтеюганск госпошлину в сумме 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.4,34,39,46,51 Закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 22.05.1998г., ст.13 Земельного кодекса РФ, ст.ст.12,209 ГК РФ, ст.9,42 Конституции РФ, ст.ст.56,103,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать ОАО «НК «Роснефть» в срок до 01 октября 2011 года провести рекультивацию шламовых амбаров на территории Сургутского района, ХМАО - Югры, в соответствии с проектными решениями и требованиями природоохранного законодательства.
Обязать ОАО «НК «Роснефть» в срок до 01 октября 2011 года представить рекультивированные шламовые амбары к сдаче уполномоченной комиссии по вопросам рекультивации земель.
Взыскать с ОАО «НК «Роснефть» в бюджет МО «город окружного значения Нефтеюганск» государственную пошлину в размере 4000 рублей.
В удовлетворении требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «РН-Юганскнефтегаз» отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись