об обязании рекультивации шламового амбара



Дело № 2-394/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтеюганск 04 октября 2010 года

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Чебаткова А.В.

при секретаре Каира Ю.М.

с участием представителя истца Б.С.В.

представителя ответчиков Ш.Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц к ОАО и ООО об обязании рекультивации шламового амбара,

У С Т А Н О В И Л :

Природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам с требованием обязать их солидарно, в срок до 01.09.2011 года, провести рекультивацию шламового амбара куста Мамонтовского месторождения нефти на территории Нефтеюганского района, а также обязать ответчиков представить данный шламовый амбар к сдаче уполномоченной комиссии в срок до 01.10.2011 года. В обоснование своих требований прокурор указал на то, что этот шламовый амбар создан более 15 лет назад АО (правопреемником которого является ОАО ) для обеспечения нужд предприятия при разработке Мамонтовского месторождения нефти и представляет собой накопитель бурового шлама (отхода бурения скважин). Разработку и эксплуатацию Мамонтовского месторождения нефти осуществляет ООО по заключенному с ОАО договору на оказание операторских услуг по добыче нефти и попутного (нефтяного) газа № 0000110/1632Д от 30.06.2010 г., согласно п. 3.7 которого ООО осуществляет полный цикл обращения с отходами в границах лицензионного участка, в частности, их накопление, своевременное обезвреживание, переработку, транспортировку, а также их конечное размещение (хранение и захоронение). Земельный участок, на котором размещен шламовый амбар, арендован ОАО по договору № 345 от 29.11.2005г., заключенному с администрацией Нефтеюганского района.

Размещенный в амбаре буровой шлам является отходом IV класса опасности и характеризуется высокой степенью токсичности, тогда как амбар не является специализированным местом размещения отходов, а размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено. Ответчиками не ведется мониторинг состояния окружающей среды при размещении бурового шлама, земельный участок, несмотря на то, что шламовый амбар выведен из эксплуатации, не рекультивирован. В нарушение Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, проект на вышеуказанный шламовый амбар отсутствует, нет гидроизоляции стен и ложа амбара, выполненных материалами, имеющими положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, отсутствует отвод промышленных и ливневых стоков, земельный участок, на котором размещается буровой шлам, в установленном порядке для указанных нужд не отводился. Таким образом, истец считает, что указанный шламовый амбар не отвечает требованиям безопасности окружающей среды и благополучия здоровья населения. Данные нарушения природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Нефтеюганского района, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Также истец считает, что рекультивация шламового амбара может быть проведена в течении года, что является стандартным сроком рекультивации амбаров в ООО

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просит обязать ответчиков в солидарном порядке в срок до 01.09.2011 года провести рекультивацию шламового амбара куста Мамонтовского месторождения нефти, представив данный шламовый амбар к сдаче уполномоченной комиссии в срок до 01.10.2011 года, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчиков исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что природоохранный прокурор подал исковое заявление с нарушением норм процессуального права, поскольку спор подведомствен арбитражному суду. ООО является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорный амбар образован в период деятельности АО , в собственность Общества не передавался, они не являются собственниками земельного участка, в границах которого амбар находится. В обязанности Общества, как оператора по договору оказания услуг, не входит осуществление полного цикла обращения с отходами, доказательств того, что шламовый амбар эксплуатировался или продолжает эксплуатироваться, не представлено, утверждение, что шламовый амбар был запланирован к рекультивации Обществом в 2008 г. свидетельствует только о добровольности ее проведения. Также истцом не доказано, его право определять сроки проведения рекультивации, т.к. действующим законодательством сроки проведения рекультивационных работ не установлены. Земельный участок, на котором размещен шламовый амбар, арендован сроком до 2014 года, соответственно проведение рекультивационных работ возможно в период действия договора аренды. Доводы истца о том, что шламовый амбар не является специализированным местом размещения отходов, необоснованны, т.к. согласно «Типовому проекту рекультивации шламовых амбаров на месторождениях ООО », согласованным с директором ДООС и ЭБ ХМАО - Югры шламовый амбар это специальное сооружение, предназначенное для размещения и захоронения буровых отходов. Также истцом не представлено доказательств тому, что шламовый амбар оказывает негативное воздействие на окружающую среду и хранение отходов осуществляется опасным способом, а содержащиеся в шламовом амбаре нефтепродукты представляют угрозу экологической безопасности.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав все доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Согласно ст.4 Закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002г. (далее Закона), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, недра, леса и иная растительность.

Статьями 46, 51 Закона, предусмотрено, что эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники объектов размещения отходов, а также лица во владении или в пользовании которых находятся такие объекты, после их эксплуатации обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке установленном законодательством РФ.

Пунктом 3 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных совместным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995г. №525/67 (далее - Основные положения) предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Согласно п.5 вышеуказанных положений, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, ликвидации последствий загрязнения земель. При этом, согласно п.1 пост. Правительства РФ от 23.02.1994г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель проводится за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ОАО как правоприемник ОАО по договору аренды земель № 345 от 29.11.2005 г., заключенного с администрацией Нефтеюганского района сроком до 25.04.2014 года, является арендатором земельных участков занятых под объекты и сооружения на Мамонтовском месторождении нефти (амбары кустов), в том числе земельного участка занятого под амбар куста .

Пунктом 3.7 Договора на оказание операторских услуг по добыче нефти и попутного (нефтяног) газа № 0000110/1632Д от 30.06.2010 г., заключенным между ОАО (владелец лицензий) и ООО (оператор), предусмотрена обязанность оператора осуществлять своими силами и за свой счет или путем привлечения специализированного подрядчика по договору полный цикл обращения с отходами, образованными в результате хозяйственной деятельности Оператора в границах лицензионного участка, в частности их накопление своевременное обезвреживание, переработку, транспортировку, а также конечное размещение (хранение и захоронение).

Согласно выписки из Регионального реестра объектов размещения отходов за 2009 г., амбар куста Мамонтовского месторождения нефти, расположенный на территории Нефтеюганского района ХМАО - Югры, выведен из эксплуатации, нерекультивирован.

Актом натурного осмотра № 123 от 18.05.2010 г. НО ДООС и ЭБ ХМАО - Югры, составленного в присутствии начальника сектора Майского региона Управления ООС ООО М.Е.А., установлено, что пользование Мамонтовским лицензионным участком, на котором расположен шламовый амбар куста , осуществляет ООО , внутренний объем амбара содержит нефтешламы, состоящие из нефтезагрязненного грунта, жидких фракций нефти и нефтепродуктов, находящихся сплошным слоем внутри амбара в виде слоя и пленки нефти, нефтепродуктов черного цвета и цветовой интенсивности. Шламовый амбар включался в программы рекультивации амбаров ООО в 2007-2009 годах. Рекультивационные не проведены до настоящего времени.

Согласно заключения Сургутского отдела Филиала ФГУ «ЦЛАТИ по Уральскому ФО» по ХМАО - Югре от 12.07.2010г. в пробе нефтешлама, отобранного со шламового амбара куста Мамонтовского месторождения нефти, содержание нефтепродуктов составляет 235550 мг/кг., что значительно превышает установленные на территории ХМАО - Югры нормативы допустимого остаточного содержания нефтепродуктов в почве после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ (Постановления Правительства ХМОА-Югры № 446-п от 10.12.2004 г. «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО - Югры»). По результатам биотестирования нефтешлам, отобранный с амбара, относится к 4 классу опасности (малоопасные отходы).

Действительно, согласно программ рекультивации амбаров ООО , шламовый амбар куста Мамонтовского месторождения нефти включался в планы рекультивации амбаров в 2008-2009 г.г., однако рекультивация амбара в указанный период времени не проведена, в программы рекультивации ОАО и ООО на 2010 год амбар не включен.

Допущенное ответчиками загрязнение окружающей среды, а также не проведение своевременно рекультивации загрязненных земель напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Нефтеюганском районе ХМАО - Югры, на благоприятную окружающую среду и создает реальную угрозу причинения существенного вреда окружающей среде, а также угрозу нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст.42 Конституции РФ. Данное право является неотчуждаемым, непосредственно действующим защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Согласно ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на ответчиков, за счет собственных средств, солидарную обязанность по рекультивации шламового амбара куста Мамонтовского месторождения нефти на территории Нефтеюганского района в срок до 01.09.2011 года, поскольку содержащийся в амбаре нефтешлам создает реальную угрозу экологической безопасности региона, невыполнение работ по рекультивации может привести к распространению загрязнения и увеличению площади нарушенных земель.

Устанавливая срок для приведения рекультивации, суд соглашается с доводами истца о том, что необходимые работы, согласно программ рекультивации шламовых амбаров ООО могут занять не более года. Также суд принимает во внимание и тот факт, что амбар из эксплуатации выведен и добровольно уже более двух лет его рекультивация не производится. В связи с вышеуказанным, доводы представителя ответчиков о том, что ООО является ненадлежащим ответчиком, не состоятельны.

С учетом того, что на основании п.п.14,18,21 «Основных положений», для организации приемки (передачи) рекультивированных земель решением органа местного самоуправления создается специальная постоянная комиссия по вопросам рекультивации земель. Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли, суд также обязывает ответчиков представить рекультивированный шламовый амбар к сдаче постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в срок до 01.10.2011 года.

Поскольку прокурором заявлены требования об обязании провести мероприятия по восстановлению нарушенных земель на основании норм экологического и природоохранного законодательства в целях защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, спор не носит экономического характера, поэтому подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции на основании п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ, в связи с чем, доводы представителя ответчика в данной части, суд также признает не состоятельными.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 9, 42 Конституции РФ, ст.ст. 22, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать солидарно ОАО и ООО в срок до 01 сентября 2011 года провести рекультивацию шламового амбара куста Мамонтовского месторождения нефти, расположенного на территории Нефтеюганского района Ханты-Мансийского АО - Югры и в срок до 01 октября 2011 года представить данный шламовый амбар к сдаче уполномоченной комиссии.

Взыскать солидарно с ОАО и ООО в бюджет МО «город окружного значения Нефтеюганск» государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы, представления через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись