Дело № 2-Номер обезличен/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» июня 2010 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Гудожникова Д.Н.
при секретаре Рябковой С.Д.
с участием
представителя ответчика Галиуллина М.И.
представителя третьего лица Шихалиева З.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты - Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Нефтеюганского района» об обязании ликвидации несанкционированной свалы и приведения земельного участка в экологически безопасное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Ханты - Мансийский природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному учреждению «Администрация Нефтеюганского района» об обязании ликвидации несанкционированной свалы и приведения земельного участка в экологически безопасное состояние. Требования мотивирует тем, что проведенной проверкой установлено, на земельном участке площадью 1.14 га, расположенном на расстоянии от 1.5 до 2 км в северо - восточном направлении от с.п. Сентябрьский в Нефтеюганском районе ХМАО - Югры с 2001 года осуществляется несанкционированное размещение бытовых и промышленных отходов с грубыми нарушениями прироохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства. Земельный участок, на котором размещена свалка, в установленном порядке для указанных целей не отведен, в установленном порядке не сформирован. В целом свалка не отвечает требованиям безопасности для окружающей среды, благополучия здоровья населения и не является специализированным объектом размещения отходов. Просит обязать администрацию Нефтеюганского района муниципального образования Нефтеюганский район в срок до 01 мая 2011 года ликвидировать несанкционированную свалу, расположенную на расстоянии от 1.5 до 2 км в северо - восточном направлении от с.п. Сентябрьский Нефтеюганского района ХМАО - Югры. Обязать администрацию Нефтеюганского района муниципального образования Нефтеюганский район в срок до 01 сентября 2011 года привести земельный участок, используемый под размещение несанкционированной свалки, в экологически безопасное состояние.
До судебного заседания от истца поступило заявление об уточнении предмета иска, в котором истец просит: обязать администрацию Нефтеюганского района муниципального образования Нефтеюганский район в срок до 01 мая 2012 года ликвидировать несанкционированную свалу, расположенную на расстоянии от 1.5 до 2 км в северо - восточном направлении от с.п. Сентябрьский Нефтеюганского района ХМАО - Югры. Обязать администрацию Нефтеюганского района муниципального образования Нефтеюганский район в срок до 01 сентября 2012 года привести земельный участок, используемый под размещение несанкционированной свалки, в экологически безопасное состояние. Заявление приобщено к материалам дела.
В судебное заседание исполняющий обязанности Ханты - Мансийского межрайонного природоохранного прокурора М.Ю. Альшевский не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры. На исковых требованиях настаивал в полном объеме. Заявление приобщено к материалам дела.
Представитель Муниципального учреждения «Администрация Нефтеюганского района» Галиуллин М.И., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства ХМАО - Югры Шихалиев З.А., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что земельный участок находится в пределах границ земель лесного фонда. Приведение земельного участка в экологически безопасное состояние возможно путем рекультивации земли. Администрацией Нефтеюганского района нарушены нормы Лесного Кодекса РФ.
Представитель третьего лица администрации с.п. Сентябрьский Нефтеюганского района В.В. Волошин в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заявление приобщено к материалам дела.
Представитель третьего лица администрации с.п. Усть - Юган Нефтеюганского района В.А. Мякишев в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Заявление приобщено к материалам дела.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ханты - Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при обращении с опасными отходами на территории Нефтеюганского района ХМАО - Югры.
По результатам проверки было установлено, что на земельном участке площадью 1,14 га, расположенном на расстоянии от 1,5 до 2 км в северо-восточном направлении от ... с 2001 года осуществляется несанкционированное размещение бытовых и промышленных отходов с грубыми нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В силу ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с п.2.1. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. № 16, полигоны твердых бытовых отходов должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В нарушение п.п. 2.2. 4.3., 4.4., 4.6., 4.7., 5.1., 5.5., 5.7., 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 6.5., 6.6., 6.7. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 на земельном участке, используемом под указанную несанкционированную свалку, отсутствует ограждение, гидроизоляция, водоотводная канава дождевых и дренажных вод, обваловка по периметру, контрольно-дезинфицирующая зона, наблюдательные скважины, пруд-отстойник, контрольно-регулирующий пруд (с целью удаления стоков), не ведутся необходимые мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды, не ведется учет поступающих отходов, не принято мер для исключения фактов самовозгорания отходов.
На основании ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Вместе тем, земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, в установленном порядке для указанных целей не отведен, в установленном законом порядке не сформирован.
В нарушение ст.37 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) свалка размещена до утверждения проекта объекта размещения отходов и до установления границ земельного участка на местности.
Таким образом, в целом свалка не отвечает требованиям безопасности для окружающей среды, благополучия здоровья населения и не является специализированным объектом размещения отходов.
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, недра, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами обеспечивающими сохранение экологических систем. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.
На основании ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 1 Устава муниципального образования Нефтеюганский район установлено, что Нефтеюганский район является муниципальным районом -муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа -Югры.
Согласно п.2 ст. 3 Устава муниципального образования - Нефтеюганский район в его состав входит сельское поселение Сентябрьский.
На основании п. 14 ч.1 ст.6 Устава Нефтеюганского района к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 10 ч.4 ст. 38 Устава Нефтеюганского района указано, что в полномочия администрации района входит организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 8 и ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов закреплены в ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с Порядком организации утилизации (захоронения) и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования Нефтеюганский район, утвержденным постановлением главы района № 682-п от 20 ноября 2007 г. с 01 января 2008 г. размещение твердо - бытовых отходов от населения, объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения с.п. Сентябрьский осуществляется на площадке временного складирования ТБО с.п. Салым Нефтеюганского района.
Администрацией Нефтеюганского района до 01 января 2008 года надлежащим образом утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, образованных на территории с.п. Сентябрьский, не организовано, строительство полигона складирования бытовых и промышленных отходов не осуществлено, на вышеуказанном земельном участке организована несанкционированная свалка, используемая для размещения отходов, которая не является специализированным объектом размещения отходов.
01 ноября 2007 года Управлением Ростехнадзора по ХМАО - Югре в порядке ст.29.13 КоАП РФ в адрес главы Нефтеюганского района направлено представление устранении нарушений закона с требованием разработки муниципальной программы ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов и строительства полигонов для размещения твердо-бытовых отходов, обоснованную эколого-экономическими решениями с установленными сроками исполнения; закрепления уполномоченной организации за эксплуатации несанкционированных свалок.
Требования администрацией Нефтеюганского района не выполнены, мер для ликвидации несанкционированной свалки и предотвращения дальнейшего загрязнения земельного участка отходами не принято.
При указанных обстоятельствах, вследствие длительного неисполнения администрацией Нефтеюганского района вышеуказанных требований закона, непринятия своевременных мер по ликвидации несанкционированной свалки и приведения земельного участка в надлежащее состояние, после закрытия свалки с.п. Сентябрьский с 01 января 2008 года на вышеуказанном земельном участке продолжается несанкционированное размещение отходов юридическими и физическими лицами, что подтверждено проверками Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО - Югры, Департамента лесного хозяйства ХМАО - Югры, проведенными 14 апреля 2010 г.
В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В силу ст.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.
Перечисленные нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства допущенные администрацией Нефтеюганского района муниципального образования Нефтеюганский район напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 1,ст. 2ГКРФ).
В статье 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
При разрешении спора по существу судом принято признание иска представителем ответчика Галиуллиным М.И. по основаниям, предусмотренным ст.ст. 39, 173 ГПК РФ.
С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 45, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ханты - Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, - удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Нефтеюганского района» в срок до 01 мая 2012 года ликвидировать несанкционированную свалу, расположенную на расстоянии 1.5 до 2 км в северо - восточном направлении от сельского поселения Сентябрьский Нефтеюганского района Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.
Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Нефтеюганского района» в срок до 01 сентября 2012 года привести земельный участок, используемый под размещение несанкционированной свалки в экологически безопасное состояние.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в суд ХМАО - Югры со дня вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нефтеюганский городской суд.
Судья: /Гудожников Д.Н./
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2010 года