дело № 2-100/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтеюганск28 января 2011 года
Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области,
в составе:
председательствующего судьи Хуснутдинова Ф.Ф.
при секретареАхметзяновой А.Р.
с участием: помощника Нефтеюганского межрайпрокурора Вотина М.Д.,
представителей ответчика Мисиюк Л.Н., Терентьевой Н.В.,
представителя третьего лица Зерниной Г.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, проживающих в Учреждении социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор» к Учреждению социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор» о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и возложении обязанностей по принятию мер для повышения степени огнестойкости здания Учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Учреждению социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор», в котором указал, что Нефтеюганском межрайонной прокуратурой с привлечением контролирующих органов проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что ответчиком допущены нарушения требований санитарного законодательства. Так, за период 2009-2010г.г. директору Центра «Вектор» прокуратурой внесено 2 представления об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии. 26.10.2010 проведено обследование Учреждения …, на предмет устранения ранее выявленных нарушений, в ходе которого установлено, что неустраненными остались нарушения требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.№ «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы», а именно установлено следующее - столовая работает на сырье, обеденный зал рассчитан на 20 посадочных мест (проживающих около № При этом, пищеблок включает в себя помещение горячего цеха, моечного отделения, подсобного и складского помещения. Объемно-планировочные решения не предусматривают поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья и готовой продукции (нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ), набор и площади помещений не обеспечивают соблюдение санитарных правил и норм (нарушение п. 5.2 СанПиН №). В состав помещений входят 12 жилых комнат, санузлы, душевые, столовая, медицинский блок, кладовые, комната отдыха, мастерская, прачечная. Помещения проживания расположены по типу коридорной системы. Вместимость спальных комнат по 5 человек, при норме 1-3 человека, жилые комнаты не соответствуют по площади (нарушение и. 4.9 Приложение 3 №). Центр социальной адаптации «Вектор» не соответствует по набору помещений и площадям, а именно, кабинет социальной адаптации составляет 54 м2, при норме 60-70 м2, библиотека совмещена с комнатой отдыха, отсутствует спортивный зал, зал лечебной физкультуры, и другие помещения культурно-массового назначения (нарушение и. 4.22, 4.20, 4.19, 4.17, 4.16, 4.15 СанПиН №). Высота помещений составляет 2.40 м (нарушение п. 4.26 СанПиН №). Не предусмотрены кладовые для хранения средств передвижения, колясок, костылей и др. (нарушение п. 4.28 СанПиН 2№). Оборудовано 4 санитарных узла - 1 в медицинском блоке, 3 в жилом корпусе (1 женский, 2 мужских), что является недостаточным (нарушение п. 4.13 СанПиН 2.1.2.2564-09). Недостаточно душевых кабин для мужчин (нарушение м. 7.9 СанПиН 2.1.2.2564-09). Набор помещений приемно-карантинного отделения не соответствует требованиям по набору помещений: отсутствует холл с тамбуром, санузел с умывальником для персонала, процедурная, буфетная, санитарная комната для хранения уборочного инвентаря, грязного белья, отдельные палаты для мужчин и женщин (нарушение п. 7.15, 10.3 СанПиН №). Не оборудована система вытяжной вентиляции в душевых, санузлах, кладовой для хранения дезинфицирующих средств (нарушение п. 5.5 СанПиН №). Имеется помещение прачечной, где установлены 2 производственные машины, сушильный барабан. Отсутствует зал самообслуживания, сушилка. Работа прачечной не предусматривает разные технологические потоки для проживающих и персонала (нарушение п. 10.17 СанПиН №). Кроме того, прокуратурой проведена проверка ответчика на предмет огнестойкости здания его социальному назначению. Установлено, что Учреждение состоит из 1 объекта (здания), в котором проживает № граждан. Исходя из характеристик строительных конструкций, здание относится к наиболее низкой V степени огнестойкости и наиболее высокому классу конструктивной пожарной опасности СЗ ввиду применения деревянных конструкций. Учреждения социальной защиты с компактным проживанием граждан относятся к функциональной пожарной опасности Ф1.1. Исходя, из вышеприведенных характеристик, в зданиях V степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, при определенных обстоятельствах создается реальная угроза жизни и здоровью пребывающих в учреждениях граждан. Ограничение распространения пожара и его опасных факторов может быть достигнуто путем повышения предела огнестойкости строительных конструкций, в том числе выполненных из древесины. В силу ч. 8 ст. 87 Закона для зданий, сооружений и строений класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 должны применяться системы наружного утепления класса пожарной опасности КО, то есть непожароопасные строительные конструкции. Просит обязать Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, принять меры к повышению степени огнестойкости здания.
В судебном заседании помощник Нефтеюганского межрайпрокурора Вотин М.Д. исковые требования поддержал полностью, мотивировав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик в лице директора учреждения Мисиюк Л.Н. и представителя Терентьевой Н.В., действующей на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что истец при проведении проверки руководствовался Санитарными правилами и нормативами, распространяющимися на объекты организаций здравоохранения и социального обеспечения, предназначенные для постоянного проживания граждан. В то время как ответчик организует обслуживание граждан на разовой, временной основе, на срок до 12 месяцев и не является учреждением постоянного проживания престарелых и инвалидов. В своей деятельности ответчик руководствуется Национальным стандартом ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий». СанПиНы, на которые ссылается истец, не распространяются на ответчика. Повышение степени огнестойкости здания можно осуществить только путем проведения реконструкции здания. Ответчик находится в собственности ХМАО-Югры. Полномочия по ремонту и реконструкции государственных зданий, где находятся государственные учреждения, находятся в ведении Департамента управления имуществом округа. 07.05.2010г. в адрес Управления социальной защиты по г. Нефтеюганску направлена заявка на проведение реконструкции в Учреждении.
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента социального развития ХМАО-Югры Зернина Г.Ф., действующая по доверенности (л.д. 59,60), не согласилась с исковыми требованиями, дала пояснения полностью аналогичные пояснениям представителей ответчика.
Специалист Егорова О.В., допрошенная в судебном заседании, пояснила, что проверки ответчика проводились Роспотребнадзором на основании СанПин, определяющих основные нормы и требования к организациям общественного питания и социального обслуживания. Требования СанПин применяются ко всем организациям общепита, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и срока пребывания.
Специалист Ачкасова А.И., допрошенная в судебном заседании, дала показания, полностью аналогичные показаниям специалиста Егоровой О.В., дополнительно добавила, что действительно не разработаны СанПины, касающиеся социальных учреждений для лиц БОМЖ. В отсутствие специальных норм и правил должны применяться общие правила, а именно СанПин №
Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, специалистов, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно Устава (№) Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор» создано в соответствии законодательством Российской Федерации, находится в собственности ХМАО-Югры, является юридическим лицом и действует в соответствии с актами, составляющими правовую систему РФ, настоящим уставом. Целью Центра является удовлетворение потребности общества в оказании помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе лицам без определенного места жительства, социальных, социально-медицинских, реабилитационных, бытовых, правовых услуг, срочной социальной поддержки (п. 2.1 Устава). Для достижения своей цели Центр осуществляет следующие виды деятельности: обеспечение граждан жилой площадью, …, приготовление и подача пищи, …, оказание первой доврачебной помощи, санитарно-гигиенических услуг, … (п. 2.2). Социальное обслуживание граждан Центр может осуществлять на разовой, временной (на срок до 12 месяцев) основе (п. 3.4). Реабилитационно-оздоровительные мероприятия в Центре проводятся с учетом рекомендаций организаций здравоохранения и индивидуальных программ реабилитации инвалидов (п. 3.5).
24 июля 2009г. и 21 сентября 2010г. Нефтеюганской межрайпрокуратурой с привлечением должностных лиц территориального отдела Роспотребнадзора проводились проверки Центра, что подтверждается Актами проверок ДД.ММ.ГГГГ). При этом были выявлены множественные нарушения санитарных правил, а именно - СанПиН № и СанПиН № (перечислены в исковом заявлении).
Не оспаривая наличие выявленных нарушений санитарных правил, представители ответчика и третьего лица утверждали, что вышеуказанные СанПины не распространяются на ответчика, поскольку ответчик оказывает услуги на временной основе, а СанПины распространяются на организации постоянного проживания.
Данные утверждения необоснованны и не принимаются судом, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик является учреждением круглосуточного пребывания граждан, в котором проживают более 50 человек, при этом один человек проживает более пяти лет, один человек проживает три года, а три человека – около 2 лет (ДД.ММ.ГГГГ). Пунктами 2.1., 2.2. своего Устава ответчик принял на себя обязательства оказывать, пребывающим в нем гражданам, услуги в виде обеспечения жилой площадью, приготовления и подачи пищи, оказания первой доврачебной помощи, санитарно-гигиенических услуг и т.п. Получая услуги учреждения, независимо от времени пребывания в нем, граждане вправе получать услуги надлежащего качества, не создающие угрозы их жизни и здоровью, обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Подобное право им предоставлено Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который обязывает в свою очередь ответчика соблюдать санитарные правила.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г., санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 17 Федерального закона N №., при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
А пункт 4.1.5.3. Национального стандарта РФ ГОСТ Р №Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий", которым якобы руководствуется ответчик в своей деятельности, обязывает учреждения социального обслуживания при предоставлении социальных услуг обеспечить безопасность для жизни и здоровья граждан - клиентов учреждений, соблюдать все установленные нормы и правила санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, принимать все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев ДД.ММ.ГГГГ
Представители ответчика и третьего лица утверждали, что вышеуказанные СанПины не распространяются на ответчика, поскольку ответчик оказывает услуги лицам без определенного места жительства, а СанПины распространяются на организации, предназначенные для постоянного проживания престарелых и инвалидов.
Данные утверждения необоснованны и не принимаются судом, поскольку в судебном заседании установлено, что в Центре «Вектор» проживают не только лица БОМЖ, но также ветеран Великой Отечественной войны, инвалиды, пенсионеры и пожилые (ДД.ММ.ГГГГ). А в соответствии с п. 2.1. Устава, ответчик оказывает услуги семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе лицам без определенного места жительства. Из чего следует, что ответчик не является узкоспециализированным учреждением, оказывающим услуги определенной группе граждан, а его помощью вправе воспользоваться любой гражданин, независимо от своего социального статуса и имущественного положения (наличия места жительства).
Кроме того, подобные утверждения представителей ответчика и третьего лица прямо противоречат положениям ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Лицо без определенного места жительства, являясь гражданином Российской Федерации, вправе получать услуги того же качества и объема, что и остальные граждане Российской Федерации, без каких-либо изъятий или ограничений.
На основании вышеизложенного, суд считает исковое требование об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению полностью.
Исковое требование прокурора обязать Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор» принять меры к повышению степени огнестойкости здания, необоснованно и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Прокурор мотивировал свои требования тем, что здание ответчика относится к наиболее низкой V степени огнестойкости и наиболее высокому классу конструктивной пожарной опасности СЗ, к функциональной пожарной опасности Ф1.1., ввиду применения деревянных конструкций. С целью повышения предела огнестойкости строительных конструкций, необходимо применять системы наружного утепления класса пожарной опасности КО.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в 2009-2010г.г. ответчик четыре раза проверялся должностными лицами Государственного пожарного надзора – 22 декабря 2009г., 12 мая 2010г., 23 ноября 2010г., 08 декабря 2010г., что подтверждается Актами проверок (№. Причем последний раз, 08 декабря 2010г., проверка проводилась с участием представителя Нефтеюганской межрайонной прокуратуры, о чем имеется соответствующая запись в Акте проверки. Никаких нарушений во время проверок не выявлено.
Из чего следует, что здание ответчика соответствует всем требованиям правил пожарной безопасности, каких-либо дополнительных мер обеспечения безопасности не требует, соответственно исковое требование прокурора удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В удовлетворении остальной части исковых требований Нефтеюганскому межрайонному прокурору отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский городской суд.
судьяподпись
ВерносудьяХуснутдинов Ф.Ф.
мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2011г.