РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 04» марта 2011 г.г. Нефтеюганск
Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьиЗагреба В.В.,
при секретареФилиповой А.Н.,
с участием помощника Нефтеюганского межрайонного прокурора Терлецкой Е.И.,
заявителя Лошкаревой И.Б. и ее представителя Бобрышева И.В.,
представителей заинтересованного лица Якушанова Б.А. и Кузнецова Д.С., предоставивших доверенность от 04 марта 2011 года, зарегистрированной по реестру нотариуса за № №,
представителя заинтересованного лица – председателя окружной избирательной комиссии №12 Шкварчук Т.Д., предъявившей удостоверение №1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лошкаревой Ирины Борисовны об отмене кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №12 Шишкиной А.Э.,
УСТАНОВИЛ:
Лошкарева И.Б. зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы г. Нефтеюганска по одномандатному избирательному округу №12 в порядке выдвижения избирательным объединением « Ханты-Мансийское Региональное отделение политической партии « Справедливая Россия».
Решением указанной комиссии по этому избирательному округу зарегистрирована кандидат Шишкина А.Э.
Заявитель считает, что решение избирательной комиссии о регистрации Шишкиной А.Э. подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 статьи 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»-ФЗ-67, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 38 п. 16 ФЗ-67, регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона) в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии).
Решения политической партии о выдвижении кандидата в депутаты Шишкиной А.Э. в комиссии отсутствовали, что подтверждается справкой-подтверждением о приеме документов.
Поскольку кандидат вообще не представлял такой документ, политическая партия не направляла такое решение в избирательные комиссии, а территориальная избирательная комиссия передавала в окружные избирательные комиссии только заверенные списки кандидатов, то регистрация вообще была произведена без правовых оснований.
Согласно 2 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ, выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
В соответствии с пп. «г», п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях», политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
В соответствии со статьями 9-10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа № Зб-оз от 18 июля 2003 года «О системе избирательных комиссий в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», окружные избирательные комиссии являются комиссиями соответствующего уровня, производящими регистрацию кандидатов и иные действия, их не уведомление является грубым нарушением Федерального закона «О политических партиях».
Избирательное объединение «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия » города Нефтеюганск» не уведомило окружную избирательную комиссию о выдвижении кандидатов в депутаты и не представило заверенное решение о выдвижении.
Так как избирательная комиссия не была уведомлена о мероприятии по выдвижению кандидатов и не имеет решение о выдвижении кандидатов от «Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия », она не могла проверить правильность порядка выдвижения кандидата решением конференции «Всероссийской политической партии «Единая Россия », и не может проверить правильность выдвижения, поскольку оно не было представлено ни партией, ни кандидатом.
Переданные из территориальной избирательной комиссии заверенные списки кандидатов не подменяют уведомление решения конференции и ее решения, и не подтверждают законность действий по выдвижению кандидатов в депутаты от « Всероссийской политической партии «Единая Россия ».
Регистрация кандидата повлекла нарушение принципа равенства статусов кандидатов на выборах, поставила ее по отношению к кандидату Шишкиной А.Э. в неравное положение, он была выдвинута и зарегистрирован на законных основаниях и с соблюдением закона по сравнению с Шишкиной А.Э..
В судебном заседании заявитель Лошкарева И., заявление поддержала, от объяснений отказалась, ссылаясь на объяснение представителя.
Представитель Бобрышев И.В. заявление поддержал, мотивировав его обстоятельствами, указанными в заявлении, и дополнительно пояснил, что решение о регистрации рассматриваемым заявлением он не обжалует.
Представитель заинтересованного лица Шишкиной А.Э.- Кузнецов Д.С. с заявлением не согласен и пояснил, что решение кружной избирательной комиссии может быть обжаловано в десятидневные сроки. Сроки носят пресекательный характер, восстановлению не подлежат, заявитель сроки для обращения с заявлением об отмене регистрации пропустила. Перечень вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отмены регистрации кандидата, изложен в п.7 ст.76 п.п.2 «а» Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»-ФЗ-67 и расширительному толкованию не подлежит. Отсутствие документов, на которые сторона заявителя ссылается, не является вновь открывшимся обстоятельством, ибо их отсутствие для окружной избирательной комиссии было очевидным. Соответствующее уведомление о заседанииполитического совета партии « Единая Россия» по вопросу выдвижения кандидатов в территориальную избирательную комиссию направлено заблаговременно.
Другой представитель Шишкиной А.Э. –Якушанов Б.А. выразил мнение о необоснованности заявления, мотивировал свою позицию обстоятельствами, указанными в письменном возражении на заявление.
Представитель окружной избирательной комиссии Шкварчук Т.Д. с заявлением согласна и пояснила, чтотерриториальная избирательная комиссия направила в окружную избирательную комиссию перечень документов, необходимых для выдвижения кандидатов избирательными объединениями, в числе которых значится как обязательные для предоставления в окружную комиссию письменного уведомление и решение политической партии о выдвижении кандидатов. Среди предъявленных Шишкиной А.Э. документов такое решение политической партии « «Единая Россия» отсутствует, а Лошкарева И.Б. его предоставила.
Суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица Шишкиной А.Э. по правилам ст. 2601 п.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив установленные фактические обстоятельства дела, заслушав заключение помощника межрайонного прокурора, выразившего мнение об отказе в удовлетворении заявления, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии города Нефтеюганска от 24 декабря 2010 года №123 сформированы окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Думы города Нефтеюганска пятого созыва.
На основании решения №11 от 28 января 2011 года кандидатом в депутаты Думы города Нефтеюганска по одномандатному избирательному округу №12 была зарегистрирована выдвинутая региональным отделением политической партии « Справедливая Россия» в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре Лошкарева И.Б.
Решением вышеуказанной комиссии №9 от 28 января 2011 года кандидатом в депутаты в порядке выдвижения избирательным объединением « Местным отделением Всероссийской политической партии « Единая Россия» по одномандатному избирательному округу №12 зарегистрирована Шишкина А.Э.
В соответствии со статьей 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, считающие, что решениями избирательной комиссии, комиссии референдума нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
П. 4 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации обязывает заявителя указать, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения его прав, свобод или законных интересов. В обосновании своих требований заявитель ссылается на несоблюдение требований к выдвижению кандидата, установленных Федеральным законом «О политических партиях». Какие конкретно требования закона « О политических партиях» к выдвижению кандидатом были нарушены, заявителем в заявлении и в судебном заседании не приведены.
В судебном заседании установлено, что о заседании местного политического совета местного отделения партии «Единая Россия» города Нефтеюганска по вопросу о выдвижении кандидатов в депутаты на проходящих выборах территориальная избирательная комиссия города Нефтеюганска была извещена своевременно, что подтверждаетсяприобщенным к делу уведомлением от 12 января 2011 года №02/2011. Документы для заверения списка кандидатом были сданы в территориальную избирательную комиссию города Нефтеюганска была избирательным объединением « Местное отделение партии « Единая Россия» 21 января 2011 года, что подтверждается справкой- подтверждением. Список кандидатов о выдвижении кандидатов в депутаты Думы г. Нефтеюганска по одномандатному избирательному округу №12( в их числе указана Шишкина А.Э.) был утвержден территориальной избирательной комиссией, и заверенная выписка из списка по кандидату Шишкиной А.Э. была передана территориальной избирательной комиссией в окружную избирательную комиссию №12. Из смысла норм ст.3 Закона Ханты-Мансийского АО от 18 июня 2003 г. N 35-оз" Овыборахдепутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийскомавтономном округе-Югре» следует, что избирательные объединения в лице своих уполномоченных представителей обязаны представлять документы в связи с выдвижением своих кандидатов на выборах в избирательные комиссии муниципальных образований( а кандидаты, выдвигаемые в порядке самовыдвижения и от избирательных объединений -в окружные избирательные комиссии). По смыслу пункта 4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского АО от 18 июня 2003 г. N 35-оз" Овыборахдепутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийскомавтономном округе-Югре», избирательная комиссия муниципального образования является избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Изложенное указывает на то, что избирательные объединения на муниципальных выборах депутатов в ХМАО-Югре несут обязанности по представлению документов для заверения списков кандидатов только в отношении избирательных комиссий муниципальных образований, в рассматриваемом случае такой комиссией является территориальная избирательная комиссия.
По изложенным основаниям, анализ которых дан выше, доводы заявителя о том, что избирательные объединения должны предоставлять документы, связанные с выдвижением кандидатов, в окружную в избирательную комиссию, являются несостоятельными.
Судом при рассмотрении дела также учтено, что отсутствие необходимого документа для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата не входит в перечень оснований для отмены отмена регистрации кандидата в суде.
Согласно ст.76 п. 7 п.п. «а» Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации", регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Ст.38 п.24 п.п. «б» ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.38 п.1 вышеуказанного Закона, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
Согласно ст.38 п.16 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона) в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии).
Согласно ст. 38 п. 16.2. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на выборах в органы местного самоуправления, находящиеся на территории этого субъекта Российской Федерации, регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона), а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Другие доводы заявителя о том, что регистрация кандидата повлекла нарушение принципа равенства статусов кандидатов на выборах, поставила ее по отношению к кандидату Шишкиной А.Э. в заведомо неравное положение, об оказании преимуществ другому кандидату, по основаниям, которые изложены выше, также являются небоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Лошкаревой Ирине Борисовне об отмене кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №12 Шишкиной А.Э.отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда ХМАО-Югры в течение пяти дней со дня принятия указанного решения путем подачи жалобы или представления через Нефтеюганский городской суд.
Председательствующийподпись
Копия верна. СудьяЗагреба В.В.
Мотивированное решение составлено 06 марта 2011 года.