о признании решения об отказе в предоставлении субсидиии незаконным



дело № 2-750/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2011 годаг. Нефтеюганск

Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьиЕфремовой И.Б.

при секретареШаровой Е.Б.с участием представителя истицыМатрохиной Т.Р.

представителя ответчикаГармаш И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князевой Эльзы Ревинеровны, Князева Андрея Александровича к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании решения об отказе в предоставлении субсидии незаконным, об обязании выплатить субсидию на погашение части кредита, взыскании судебных расходов и издержек, связанных с рассмотрением дела

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в предоставлении субсидии в соответствии с подпрограммой 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» и об обязании ответчика выплатить субсидию на погашение части кредита на вновь рожденного ребенка Князева Владисла Андреевича. Также истцы просят взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины и издержки в сумме 15 000 рублей в связи с оплатой услуг представителя в сумме 15 000 рублей.

Свои исковые требования истцы мотивировали тем, что на основании заявления от 30 ноября 2006 года они были поставлены на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз. Они вместе со своим сыном Князевым Вячеславом, 26 марта 1999 года рождения приобрели квартиру, находящуюся по адресу – г. Нефтеюганск, микрорайон <адрес> с использованием кредитных средств ОАО «Ханты-Мансийский банк». 21 декабря 2006 года между ними, АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры», ОАО «Ханты-Мансийский банк» было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по кредитному договору. Согласно п. 10 вышеуказанного Закона государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидии по договорам на приобретение жилых помещений или на погашение части кредита, полученного на эти цели в расчете на фактически имеющихся детей, а также в случае рождения детей в период действия долговых обязательств. Поэтому, истцам также была предоставлена субсидия в размере 291 966 рублей на имеющегося ребенка ДД.ММ.ГГГГ на погашение первоначального взноса, которая была перечислена в ОАО «Ханты-Мансийский банк». ДД.ММ.ГГГГ года у них родился сын Владислав, в связи с чем они обратились в департамент по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска с заявлением о постановке на регистрационный учет на получение субсидии из средств бюджета ХМАО. Согласно выписки из протокола №78 от 11 ноября 2008 года, комиссия уполномочного органа по подпрограмме «Доступное жилье молодым» утвердила список молодых семей для постановки на регистрационный учет на получение субсидии, среди которых были и они. С 01 июля 2009 года к реализации указанной программы приступил ответчик. 12 декабря 2010 года они обратились к ответчику с заявлением о перечислении субсидии, однако 22 декабря 2010 года им было отказано в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий со ссылкой на п. 14 ст. 10 Закона ХМАО-Югры №103-оз от 11 ноября 2005 года.

В судебное заседание истец не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.160).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель истца в судебном заседании дополнительно пояснила, что в ноябре 2008 года уполномочным в то время органом принимать решения о предоставлении субсидии – департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска, было принято решение о предоставлении истцам субсидии на погашение части кредита в связи с родившимся ребенком Владиславом. Данное решение не признано незаконным и не отменено. В соответствии с п. 4 постановления Правительства ХМАО-Югры от 22 апреля 2009 года №90-п «О внесении изменений в постановление Правительства ХМАО-Югры от 07 апреля 2006 года №67-п» установлено, что участники подпрограммы, поставленные на регистрационный учет на получение свидетельства до 30 июня 2009 года, ставятся организацией на учет для получения субсидий на основании переданных учетных дел участников подпрограммы согласно дате подачи заявления на получение субсидии без предоставления каких-либо документов с выдачей соответствующего уведомления. Поэтому, после передачи учетных дел в июне 2009 года, ответчик не имел право пересматривать уже принятое решение в отношении истцов о выплате субсидии. Кроме того, при вынесении вышеуказанного отказа ответчик не учел, что истцы были поставлены на учет и признаны участниками подпрограммы 2 в период действия редакции Закона от 17 июля 2006 года 80-оз, согласно которому такого основания как намеренное ухудшение жилищных условий не существовало. Данного основания в Законе не было и в период рождения второго ребенка, П.14 ст. 10 Закона ХМАО-Югры в ныне существующей редакции был принят 24 февраля 2009 года.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска истцы были поставлены на учет на предоставлении субсидии. В конце 2010 года они были приглашены для обновления документов. После предоставления документов было вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии на второго ребенка на основании пп.3 п. 3.6 постановления Правительства ХМАО-Югры №67 от 07 апреля 2006 года, в связи с ухудшением своих жилищных условий в 2006 году. В соответствии с п. 14 ст. 10 Закона ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года, участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» не могут быть молодые семьи или молодые специалисты, ранее не нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, намеренно ухудшившие свои жилищные вия в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью постановки на учет для получения мер государственной поддержки, но не ранее даты вступления в силу настоящего Закона. Под намеренным ухудшением жилищных условий следует понимать совершение указанными гражданами сделок продажи, дарения, обмена ранее имеющегося жилья, находящегося на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в результате их обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи стала составлять менее 12 кв. метров. В 2008 году департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска истцы были поставлены на учет на предоставление субсидии. 12 декабря 2010 года истцы обратились к ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением о предоставлении субсидии в рамках подпрограммы «Доступное жилье молодым». В соответствии с представленными истцами документами - выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 ноября 2006 года было установлено, что истица Князева Э.Р. являлась собственником ? доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу - г. Нефтеюганск, микрорайон <адрес>, общей площадью 91 кв.м. Данное право собственности было закреплено за истицей на основании договора передачи квартиры муниципального жилищного фонда в собственность граждан № 21527 от 15 мая 2002 года, следовательно, истица Князева Э.Р. была обеспечена площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 22, 75 кв.м., что является выше установленной Законом нормы 12 кв.м. Согласно представленной выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 ноября 2006года, истец Князев А.А. также являлся собственником 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу - г. Нефтеюганск, микрорайон <адрес>, общей площадью 81.1 кв.м. Данное право собственности возникло у истца на основании договора передачи квартиры муниципального жилищного фонда в собственность граждан № 23463 от 29 марта 2004 года, следовательно истец Князев А.А. был обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи - 16, 22 кв.м., что также является выше установленной Законом нормы 12 кв.м. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истцы могли быть обеспечены общей площадью жилого помещения более 12 кв.м. на одного члена семьи. В результате отчуждения данных долей в праве, истцы намеренно ухудшили свои жилищные условия, что имеет правовое значение и для имеющегося в семье истцов ребенка. В связи с чем истцам было отказано в предоставлении субсидии, в силу императивной нормы Закона, о том, что они не могут быть участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» поскольку ранее не нуждались в улучшении жилищных условий и намеренно ухудшившие свои жилищные условия путем совершения сделок купли-продажи, обмена, ранее имеющегося жилья в течение пяти лет, предшествующих обращению с целью получения государственной поддержки. В связи с чем она считает, что требования истцов удовлетворению не подлежат.

Выслушав истицу и ее представителя, представителя ответчика, исследовав доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.16 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 21 сентября 2010 года№148 «О внесении изменений в закон ХМАО-Югры «Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры и о внесении изменений в отдельные законы ХМАО-Югры» и о признании утратившими силу некоторых законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа –Югры на 2005-2015 годы» признан утратившим силу.

Статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 сентября 2010 года №148-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автомного округа-Югры « Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» и о признании утратившими силу некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» предусмотрено, что граждане, подавшие заявления на получение государственной поддержке за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до вступления настоящего закона в силу, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы»».

Суд считает необходимым применить к сложившимся правоотношениям нормы Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы»».

Пунктом 1 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы»» установлено, что целями программы являются улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа- Югры и создание рыночного механизма обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №67 от 07 апреля 2006 года « О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» предоставлением субсидий участникам подпрограммы занимались органы местного самоуправления.

В соответствии с п.2.2 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №67 от 07 апреля 2006 года, для постановки на учет с целью получения субсидии молодые семьи представляют заявление на получение субсидии в случае рождения детей, а также в случае имеющихся детей, субсидии на первоначальный взнос.

30 ноября 2006 года истица обратилась с заявлением в департамент культуры, молодежной политики и спорта администрации города Нефтеюганска с заявлением о включении в льготную подпрограмму «Доступное жилье молодым» в категорию молодая семья и выделение субсидии на первоначальный взнос (л.д.125).

На основании данного заявления истцы с сыном Вячеславом были поставлены на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с подпрограммой «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз и порядком реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы», утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры №23 от 08 февраля 2006 года (л.д.7).

21 декабря 2006 года истцы и их сын ФИО13 года рождения, с использованием кредитных средств ОАО «Ханты-мансийский банк» приобрели в собственность квартиру 34 дома 15 в микрорайоне 13 города Нефтеюганска, по 1/3 доли каждому (л.д.15,18-19,22,98-100, 104-106).

21 декабря 2006 года между автономной некоммерческой организацией «Ипотечное агентство ХМАО-Югры», открытым акционерным обществом «Ханты-Мансийский банк» и истцами в соответствии с Законом Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз было заключено соглашение №664/НФ о компенсации части процентной ставки по кредитному договору (л.д.107-108).

Кроме того, истцам, как участникам подпрограммы «Доступное жилье молодым» входящей в состав программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Хмао-Югры на 2005-2015 годы» была предоставлена субсидия в размере 291 996 рублей на первоначальный взнос по кредитному договору в связи с имеющимся ребенком ФИО14 в соответствии с п.2.2 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №67 от 07 апреля 2006 года. Данная субсидия была перечислена в ОАО «Ханты-Мансийский банк» 30 марта 2007 года (л.д.24,136,164).

13 октября 2008 года у истцов родился второй ребенок - сын ФИО15, которому они подарили по 1/8 части от доли, принадлежащей им в квартире <адрес> микрорайоне города Нефтеюганска (л.д.16-17,23, 96-97).

06 ноября 2008 года истица обратилась в департамент по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска с заявлением о перечислении субсидии по программе «Доступное жилье молодым» в категории «молодая семья» на счет ОАО «Ханты-Мансийский банк» в погашение вышеуказанного кредита на вновь родившегося ребенка – Князева Владислава Андреевича, а также о выдаче свидетельства на предоставление субсидии рожденному ребенку(л.д.121-122).

В соответствии с п. 2.5, 2.6, 2.7 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №67 от 07 апреля 2006 года, в течение 10 дней после подачи документов орган местного самоуправления, реализующий подпрограмму, на основании предоставленных документов принимает соответствующее решение о предоставлении субсидии. На основании положительного решения участнику подпрограммы выдается свидетельство на получение субсидии. В пятидневный срок молодым семьям, не получившим свидетельства, направляется уведомление о постановке на учет или об отказе в предоставлении субсидии.

Протоколом №78 от 11 ноября 2008 года комиссия уполномоченного органа по программе «Доступное жилье молодым» поставила истцов на регистрационный учет на получение субсидии из средств Ханты-Мансийского автономного округа, а также выдало истцам подтверждение о том, что они поставлены в очередность на получение субсидии на ребенка Князева Владислава (л.д.165-166,170).

В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 апреля 2009 года №90 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 апреля 2006 года №67-п» с 01 июля 2009 года к реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» приступило АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры». А в соответствии с п.4 этого же постановления установлено, что участники подпрограммы, поставленные на регистрационный учет на получение свидетельства до 30 июня 2009 года, ставятся организацией на учет для получения субсидии на основании переданных учетных дел участников подпрограммы, согласно дате подачи заявления гражданина на получение субсидии без предоставления каких-либо документов, с выдачей соответствующего уведомления.

22 июня 2009 года департамент по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска передал, а АНО «Ипотечное агентство Югры» приняло по акту №5 от 22 июня 2009 года учетные дела лиц, состоящих на учете для получения субсидии в подгруппе «Доступное жилье молодым», где под номером 60 значатся истцы (л.д.139, 143).

12 декабря 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о перечислении субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым на счет ОАО «Ханты-Мансийского банк» (л.д.89).

28 декабря 2010 года ОАО «Ипотечное агентство Югры» истцам было отказано в предоставлении субсидии в соответствии с подпрограммой 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 оды» на основании пп.3 п. 3.6 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы», то есть в связи с намеренным ухудшением жилищных условий (л.д.131-132).

Основанием для принятия вышеуказанного решения ОАО «Ипотечное агентство Югры» явилась проверка, проведенная ответчиком в связи с подачей заявления истцом 12 декабря 2010 года, в ходе которой было установлено, что истица Князева Э.Р. до 16 ноября 2006 года владела ? долей в квартире по адресу – г. Нефтеюганск, микрорайон <адрес>, площадью 91 кв.м.. Истец Князев А.А. владел 1/5 долей в квартире по адресу – г. Нефтеюганск, микрорайон <адрес>, общей площадью 81.1 кв.м.Произведя отчуждение вышеуказанных долей, истцы намеренно ухудшили свои жилищные условия (л.д.8).

Суд считает, что ответчиком необоснованно отказано истцам в выплате субсидии в связи с рождением второго ребенка - ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку решение 11 ноября 2008 года о предоставлении истцам субсидии было принято уполномочным органом. Истцы на 01 июля 2009 года уже состояли в очередности на получение субсидии из средств Ханты-Мансийского автономного округа. Данное решение уполномочного органа от 11 ноября 2008 года не оспорено и не отменено.

Пунктом 3 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 апреля 2009 года №90 «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 апреля 2006 года №67-п» установлено, что Порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» в редакции данного постановления применяется к участникам подпрограммы, поставленным на учет до 30 июня 2009 года только в части предоставления субсидии.

Поскольку решение о предоставлении истцам субсидии было принято до 30 июня 2009 года, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в выплате истцам субсидии у ответчика не имелось, поэтому требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что истцам было отказано в предоставлении субсидии по пп.3 п. 3.6 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы» суд считает несостоятельными, поскольку решение о предоставлении истцам субсидии уже имелось, ответчик был обязан лишь выплатить истцам данную субсидию.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.

Расходы истицы по оплате государственной пошлины документально подтверждены (л.д.6), подлежат взысканию с ответчика.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Исходя из объема выполненной представителем истицы работы, обстоятельств конкретного дела, принципа разумности суд считает, что расходы истицы по оплате услуг представителя подлежат взысканию с ответчика в сумме 15 000 рублей, данные расходы документально подтверждены (л.д.171).

Руководствуясь ст. ст.56,98, 100, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Князевой Эльзы Ревинервны, Князева Андрея Александровича к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании решения об отказе в предоставлении субсидии незаконным, обязании выплатить субсидию на погашение части кредита, взыскании судебных расходов и издержек удовлетворить.

Решение открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» об отказе в предоставлении субсидии Князеву Андрею Александровичу, Князевой Эльзе Ревинеровне признать незаконным.

Обязать ОАО «Ипотечное агентство Югры» выплатить субсидию Князеву Андрею Александровичу, Князевой Эльзе Ревинеровне в соответствии с программой 2 «Доступное жилье молодым» на погашение части кредита на вновь рожденного ребенка Князева Владислава Андреевича, 13 октября 2008 года рождения.

Взыскать с ОАО «Ипотечное агентство Югры» в пользу Князевой Эльзы Ревиневроны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей и расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей кассационной жалобы через Нефтеюганский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения.

Судья Нефтеюганского

городского судаИ.Б. Ефремова

Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2011 года.