дело № 2-565/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» апреля 2011 годаг. Нефтеюганск
Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области в составе:
председательствующего судьиГудожникова Д.Н.
при секретареРябковой С.Д.
с участием
истцаЧечулина Ю.С.
представителя ответчикаБабуркина К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чечулина Юрия Сергеевича к Нефтеюганскому филиалу Компании (Корпорации) «Шлюмберже Лоджелко Инк» о взыскании невыплаченной надбавки,
У С Т А Н О В И Л:
Чечулин Ю.С. обратился в суд с иском к Нефтеюганскому филиалу Компании (Корпорации) «Шлюмберже Лоджелко Инк» в городе Нефтеюганске с требованиями о взыскании невыплаченной надбавки, мотивируя свои требования тем, что родился 18 сентября 1984 года в городе Асбест Свердловской области. В 1989 году его родители вместе с ним переехали на постоянное место жительства в поселок Федоровский Сургутского района Ханты – Мансийского автономного округа. Данная местность отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. В период с 1989 года по 2002 год истец постоянно проживал в указанном поселке. Летом 2002 года поступил в Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет в городе Тюмень, где проходил обучение в период с 2002 года по 2007 год. С 07 мая 2008 года был снят с регистрационного учета в п. Федоровский и поставлен на учет в городе Тюмень. В настоящее время работает специалистом по обслуживанию баз данных в Нефтеюганском филиале Компании «Шлюмберже Лоджелко Инк». В момент трудоустройства 03 июня 2010 года ему была установлена выплата процентной надбавки к заработной плате в ускоренном порядке, как для молодежи до 30 лет без стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, вместо выплаты в полном размере данной надбавки с первого рабочего дня, то есть 50 %. Фактически процентная надбавка к заработной плате была установлена в размере 0 %. При обращении в администрацию Компании с просьбой о разъяснении причин невыплаты надбавки в полном размере, никаких мер со стороны руководства принято не было. Считает действия работодателя в части невыплаты процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого рабочего дня работы неправомерными и необоснованными. Просит взыскать с ответчика в его пользу процентную надбавку к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 80 298 рублей 28 копеек.
В судебном заседании истец Чечулин Ю.С. на исковых требованиях настаивал, ссылался в их обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении (л.д. 6-7).
Представитель ответчика Бабуркин К.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ссылался на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д. 101 – 104).
Суд, заслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, находит заявленный иск не обоснованным и удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.
Судом установлено, что Чечулин Ю.С. с 03 июня 2010 года был принят на работу в Нефтеюганский филиал Корпорации «Шлюмберже Лоджелко Инк» на должность специалиста по обслуживанию баз данных, что следует из содержания пп. 1, 1.1 трудового договора от 02 июня 2010 года № НЮ-319 (л.д. 8-11).
В соответствии с п.п. 3.1., 3.2 трудового договора, Чечулину Ю.С. при трудоустройстве установлена следующая оплата труда: должностной оклад в размере 12 600 рублей в месяц за норму рабочего времени в соответствующем учетном периоде. Районный коэффициент и северная надбавка за стаж работы в районах, приравненных к Крайнему Северу и районах Крайнего Севера, устанавливаются и оплачиваются в соответствии с действующим законодательством. Работодатель обязуется производить оплату труда в соответствии с действующим Положением по оплате труда Корпорации «Шлюмберже Лоджелко Инк» и действующим законодательством РФ.
Из содержания Положения по оплате труда (л.д. 105-118), а также пояснений истца Чечулина Ю.С. и пояснений представителя ответчика Бабуркина К.В. следует, что ответчиком предусмотрено начисление надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера в отношении лиц, не достигших возраста 30 лет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, иным образом ответчиком данный вопрос в соответствии с локальными актами не разрешен.
Из приказа о приеме работника на работу от 02 июня 2010 год № НЮ – 319 следует, что при приеме истца Чечулина Ю.С. на работу установлена северная надбавка в размере 0% (л.д. 30).
Истец Чечулин Ю.С. в обоснование заявленных требований указывает на неправомерность действий работодателя в части начисления ему процентной надбавки, как лицу, не достигшему возраста 30 лет и работающему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 0%, поскольку считает, что работодатель был обязан установить ему размер указанной надбавки в размере 50 % с первого рабочего дня в соответствии со ст. 317 Трудового кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), письма Минздравсоцразвития РФ от 20 января 2005 года № 97-Пр.
Суд находит доводы истца Чечулина Ю.С. несостоятельными по следующим основаниям.
Так, представленными суду материалами и пояснениями истца Чечулина Ю.С. установлено, что истец родился 18 сентября 1984 года в городе Асбест Свердловской области. В 1989 году переехал с родителями для постоянного проживания в поселок Федоровский Сургутского района Тюменской области, где проживал по адресу: ул. Савуйская, дом 7 общ. 18 в период с 05 сентября 1989 года по 26 декабря 1997 года, по ул. Моховая, дом 12 общ. в период с 26 декабря 1997 года по 07 мая 2008 года (л.д. 12).
В связи с поступлением истца в 2002 году в Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет, в период с 2002 года по 2008 год истец фактически проживал в городе Тюмень. 07 мая 2008 года был снят с регистрационного учета, в связи с регистрацией по месту своего жительства по адресу: город Тюмень, ул. Котовского, дом 52, квартира 39.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Ханты – Мансийский автономный округ, в пределах которого расположены муниципальные образования Сурутский район и город Нефтеюганск, относится к местности приравненной к районам Крайнего Севера.
Как следует из представленной суду копии трудовой книжки серии ТК-I № 0881789, истец впервые трудоустроился 01 ноября 2006 года в ООО «Зимний сад» на должность аниматора и до 03 июня 2010 года работал в различных организациях города Тюмени. С 03 июня 2010 года работает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в Нефтеюганском филиале Корпорации «Шлюмберже Лоджелко Инк» (л.д. 35 – 41).
В соответствии со ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах и местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Согласно ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Таким образом, исходя из требований статей 316 и 317 ТК РФ следует, что размер процентной надбавки, также как и размер районного коэффициента устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пока Правительством Российской Федерации постановление по данным вопросам не принято. Следовательно, сохраняют свое действие ранее принятые нормативные правовые акты, устанавливающие размер и порядок применения процентных надбавок и районного коэффициента.
Данное обстоятельство также вытекает из требований статьи 423 ТК РФ, согласно которой, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Такими нормативными актами, регулирующими на сегодняшний день порядок начисления надбавок к заработной плате относятся Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года № 458 (в редакции от 31 мая 1995 года) «Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера» (далее по тексту Постановление Совмина РСФСР) и Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2 (в редакции от 11 июля 1991 года, с изменениями от 10 июня 2009 года) «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» (далее по тексту Приказ Минтруда РСФСР).
В соответствии с подп. «в», «г» пункта 16 Приказа Минтруда, процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет). Процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 % заработка, но не выше 200 рублей в месяц (вводится с 1 июля 1991 года); молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 года в размере 20 % по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки – последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10 % за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.
Молодежи, вступающей в трудовые отношения до 01 января 1991 года сохраняются выслуженные на этот период надбавки, а с 01 января 1991 года дальнейшее их начисление производится в порядке, предусмотренным настоящим пунктом.
Согласно ст. 302 ТК РФ, в стаж работы, дающей право работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, на соответствующие гарантии и компенсации, включаются календарные дни вахты в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте.
Исходя из требований статей 316, 317 ТК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и надбавок для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Законом Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 09 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» предусмотрена выплата молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее пяти лет, процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа.
Чечулин Ю.С. работает в коммерческой организации в Нефтеюганском филиале Корпорации «Шлюмберже Лоджелко Инк», целью которого, исходя из пп. 2.2.1 – 2.2.10 Положения о филиале (л.д. 47-51) является осуществление коммерческой деятельности. Соответственно, исходя из требований вышеназванного Закона ХМАО - Югры от 09 декабря 2004 года № 76-оз, процентная надбавка Чечулину Ю.С. должна выплачиваться в порядке, установленном работодателем.
Доводы истца о том, что ему должна быть выплачена надбавка в полном объеме с первого дня трудоустройства к ответчику, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
В соответствии с прежней редакцией статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивалась в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
Таким образом, исходя из толкования указанной нормы в прежней редакции, для выплаты процентной надбавки в полном размере необходимо было два условия: проживание в указанных районах не менее пяти лет и факт начала трудовой деятельности.
С 01 января 2005 года Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ в статью 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 внесены изменения, исключившие из статьи 11 указанные положения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения между федеральными органами государственной власти и органами местного государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
Предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
Не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В силу приведенных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ само по себе изменение на федеральном уровне правового регулирования предоставления рассматриваемой процентной надбавки к заработной плате для лиц в возрасте до 30 лет в части, касающейся перераспределения полномочий по установлению порядка и условий ее выплаты – при том, что сохраняется право лиц, получающих ее до 01 января 2005 года, на ее получение в полном объеме – не может рассматриваться как нарушающие конституционные права данной категории граждан.
Исходя из этого, при применении статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и начала трудовую деятельность до 31 декабря 2004 года, включительно, то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном объеме с первого дня работы в указанных районах. На данную категории молодежи Закон в новой редакции не распространяется, поскольку обратной силы данный закон не имеет.
Молодежи (лиц в возрасте до 30 лет), вступившей в трудовые отношения после 31 декабря 2005 года, для получения надбавок в порядке, предусмотренном подпунктом «е» пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года № 458 (то есть в ускоренном порядке), действующем в настоящее время, поскольку не установлен иной размер надбавок и порядок их применения Правительством Российской Федерации, необходимо соблюдение двух требований: проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее года и трудоустройство на работу.
Учитывая, что истец начал трудовую деятельность у ответчика после 01 января 2005 года при соблюдении одного из двух условий – проживание в районах, приравненных к районам Крайнего Севера и в отсутствие второго условия о начале трудовой деятельности в указанной местности, то ответчик правомерно произвел начисление истцу надбавки в размере 0% с первого рабочего дня.
Размер начисления ответчиком надбавок в ускоренном порядке, истец не оспаривает, считая только неправомерным не начисление надбавки в полном размере с первого дня работы у ответчика.
В этой связи следует отметить, что начисление надбавки истцу со стороны ответчика осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании заработной платы в виде процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 317 ТК РФ, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Чечулину Юрию Сергеевичу к Нефтеюганскому филиалу Компании (Корпорации) «Шлюмберже Лоджелко Инк» о взыскании невыплаченной надбавки, - отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в суд ХМАО – Югры со дня вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Нефтеюганский городской суд.
Федеральный судья:/Гудожников Д.Н./
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2011 года