об оспаривании предписания Государственного инспектора РФ



                                                                                                             дело № 2-1228/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтеюганск                                                                              10 июня 2011 года

         Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области,

в составе: председательствующего судьи Хуснутдинова Ф.Ф.

с участием представителей: заявителя – Шанауровой Е.И.

при секретаре                                                                                  Заремба Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бульба Владимира Анатольевича к должностному лицу: старшему государственному инспектору РФ ФИО6 об оспаривании предписания от 16.12.2009г. об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

Бульба В.А. обратился в суд с заявлением о признании недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.12.2009г, об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что предписание незаконно возлагает обязанность по устранению нарушений и предоставлению информации об исполнении предписания.

В судебное заседание заявитель Бульба В.А. не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представитель заявителя Шанаурова Е.И., действующая по доверенности, поддержала полностью заявленные требования, мотивировав их доводами, изложенными в заявлении.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Причина неявки признана судом неуважительной.

            Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в период с 05 по 30 октября 2009г., проведена внеплановая выездная проверка ООО <данные изъяты> на предмет соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления и проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По результатам проведенной проверки 30.10.2009г. сотрудниками Федеральной службы по надзору а сфере природопользования составлен Акт , в котором выявлены нарушения требований ст.ст. 11,12,14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

На основании данного акта, генеральному директору ООО <данные изъяты> Бульба В.А. выдано предписание от 16.12.2009г. об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды.

Не согласившись с предписанием, заявитель Бульба В.А. обратился в суд с настоящим заявлением.

         Судом установлены фактические и иные обстоятельства дела.

ООО <данные изъяты> осуществляет добычу нефти на 28 месторождениях в Западной Сибири в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.

На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02.10.2009г. проведена внеплановая выездная проверка ООО <данные изъяты> с целью проверки фактов, изложенных в обращении межрегиональной общественной организации содействия развитию экологической и промышленной безопасности о причинении вреда окружающей среде, а именно: ненадлежащее размещение отходов производства и потребления.

По результатам проведенной проверки ст. государственным инспектором РФ ФИО6 составлен акт проверки от 30.10.2009г. , на основании которого выдано предписание от 16.12.2009г.

    Предписанием, в связи с выявленными нарушениями, заявителюпредписано устранить нарушения, а именно: обеспечить проведение специальных(геологических, гидрологических и иных) исследований, проведения контроля засостоянием мест размещения отходов и воздействием их на окружающую среду, атакже внести места и объекты размещения отходов в реестр объектов размещения отходов.

Выявленные нарушения выразились в неосуществлении заявителем производственного контроля в части проектирования, строительства и эксплуатации объектов и мест размещения отходов, в целях исключения негативного воздействия на окружающую среду.

    В ходе проведенной проверки уполномоченными должностными лицами федеральной службы по надзору в сфере природопользования выявлены нарушения заявителем требований ст.ст. 11,12,14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», которые зафиксированы в акте проверки от 30.10.2009г. .

        Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

     Ст. 12 вышеназванного Федерального закона "Об отходах производства и стремления" установлены требования к объектам размещения отходов.

    Статья 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" содержит требования к обращению с опасными отходами.

    В оспариваемом предписании в качестве основания его вынесения указано на нарушение заявителем пунктов 1, 2, 3, 4, 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 19-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

    Данными пунктами установлено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанный Федеральный закон распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации и соблюдение предусмотренных в нем требований, является обязанностью всех физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Данная обязанность является постоянной, она не имеет и не может иметь временных рамок, в связи с чем, ответчиком в оспариваемом предписании установлен срок «с момента получения предписания постоянно».

Таким образом, доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание незаконно возлагает обязанность по устранению нарушений и направлении информации о выполнении требований, указанных в предписании, признаются судом необоснованными.

               В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004г. N 370" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль).

     В силу пункта 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением N 400, государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов входит в состав федерального государственного экологического контроля.

    В пункте 3 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53, перечислены виды государственного экологического контроля, одним из которых является государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

Согласно пункта 5.1.14. Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

    В силу статьи 66 Федерального закона N 7-ФЗ от 10,01.2002 (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" государственные инспекторы в области охраны окружающей среды вправе предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

В связи с изложенным, суд считает, что оспариваемое предписание принято в соответствии с полномочиями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

            На основании изложенного, судом установлено, что мероприятия по государственному экологическому контролю в отношении ООО <данные изъяты> проведены в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", с учетом Положения о Федеральной службе в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. №400 (с изменениями и дополнениями), постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009г. №53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе связанных с обращением с отходами (за исключением радиоактивных отходов), оспариваемое предписание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       В удовлетворении требований Бульба Владимира Анатольевича о признании недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.12.2009г. об устранении выявленных нарушений норм законодательства в области охраны окружающей среды - отказать полностью.

         Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский городской суд.

                       судья                                       подпись

Верно             судья                                       Хуснутдинов Ф.Ф.