дело № 2-1828/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нефтеюганск 18 октября 2011 года
Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области, в составе председательствующего судьи Хуснутдинова Ф.Ф.
с участием: помощника Нефтеюганского межрайпрокурора Вотина М.Д.,
представителей ответчика – Поляковой Е.Ю., Паваренкина А.М.
при секретаре Заремба Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации города Нефтеюганска об обязании приведения земельного участка в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность,
У С Т А Н О В И Л:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации г. Нефтеюганска, в котором указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в акваториях водных объектов на территории г. Нефтеюганска в части подъема и утилизации затонувших судов и их частей. Проведено комплексное обследование акватории протоки Юганская Обь и её береговой полосы в пределах границ муниципального образования г. Нефтеюганск ХМАО-Югры. При обследовании установлено, что на участке переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь на 86,4 км (географические координаты 61° 04" 947" с.ш., 072° 36" 250" в.д.) находится подтопленная баржа со следами значительной коррозии в районе улицы <адрес>. Баржа состоит на учете бесхозных брошенных судов, находящихся в границах обслуживания филиала Сургутского РВПиС, находится на указанном участке береговой полосы более 20 лет. Собственник баржи неизвестен по причине отсутствия регистрового номера судна. Объект утратил свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию не подлежит и представляет собой металлический лом со следами значительной коррозии. Находящиеся длительное время в пределах переменно затопляемой береговой полосы остатки и части металлических корпусов судов являются источником загрязнения рыбохозяйственных водоемов. Корпуса судов занимают определенную площадь пойменных участков. Занятые судами площади не используются рыбой, что наносит определенный ущерб рыбному хозяйству, снижая репродуктивность водоемов. Окисляющийся металл корпусов судов оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы. Участок переменно затопляемой береговой полосы протоки Юганская Обь с находящейся на нем подтопленной баржей в районе улицы <адрес> расположен в границах муниципального образования город Нефтеюганск. Администрацией города Нефтеюганска требования законов не выполняются, промышленные отходы в виде остатков металлического корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, находящиеся на территории муниципального образования не утилизированы, в течение длительного времени указанные отходы загрязняют береговую полосу и бассейн протоки Юганская Обь. Просит обязать администрацию города Нефтеюганск в срок до 01.11.2012г. привести участок переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь на 86,4 км в районе <адрес> (географические координаты 61° 04" 947" с.ш., 072° 36" 250" в.д.) в соответствие природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, т.е., в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы от остатков металлического корпуса бесхозяйной баржи и их утилизации.
В судебном заседании помощник Нефтеюганского межрайпрокурора Вотин М.Д. иск поддержал полностью, мотивировав его доводами, изложенными в исковом заявлении.
В судебном заседании представители ответчика Администрации г. Нефтеюганска Полякова Е.Ю. и Паваренкин А.М. действующие по доверенности, иск не признали, представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела. Представитель Паваренкин А.М. дополнительно добавил, что баржа была скрыта водой, но в связи со значительным понижением уровня воды в реке, стала доступна для обозрения. Им предпринимались розыскные меры для установления владельца баржи, однако установить владельца не удалось. Часть металлической обшивки корпуса была срезана, баржа сейчас представляет собой каркас с остатками металлической обшивки корпуса, поэтому эксплуатация баржи в настоящее время маловероятна.
Третье лицо Сургутский район водных путей и судоходства – филиал Федерального бюджетного учреждения «Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (Сургутский РВПиС) в судебное заседание не явилось, согласно заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды.
Согласно с. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов …, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ч. 1 ст. 56 Водного Кодекса РФ, сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ"Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно ч. 2 ст. 8 закона N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно Закона ХМАО-Югры от 25.11.2004г. N 63-оз "О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", город Нефтеюганск является муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, наделенным статусом населенного пункта.
Согласно п. 24 ст. 6 Устава г. Нефтеюганска (Утв. решением Думы г. Нефтеюганска от 30.05.2005г. N 475), к вопросам местного значения города Нефтеюганска относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 7 ч. 3 ст. 28 Устава г. Нефтеюганска, в целях решения вопросов местного значения администрация города обладает следующими полномочиями в области использования земли, охраны природы, недропользования: организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании установлено, что 18 августа 2011г. проведено комиссионное комплексное обследование акватории протоки Юганская Обь и её береговой полосы в границах территории г. Нефтеюганска (л.д. 10-12). Установлено, что на правом берегу протоки в районе улицы Набережной подтоплена баржа, площадью ориентировочно 90 кв.м.
Согласно справок Сургутского РВПиС, данная баржа находится на указанном участке береговой полосы длительное время. Собственник баржи не установлен (л.д. 15,19-20).
Согласно справки филиала ФГБУ «Нижнеобьрыбвод» по ХМАО-Югре (л.д. 18), находящиеся длительное время в пределах переменно затопляемой береговой полосы остатки и части металлических корпусов судов являются источником загрязнения рыбохозяйственных водоемов. При нахождении корпусов судов в воде происходит окисление металла, при этом образуются соединения металла, которые отрицательно влияют на гидрохимический состав воды рыбохозяйственных водоемов и водных гидробионтов. Корпуса судов занимают определенную площадь пойменных участков, на которых рыба могла бы нереститься и нагуливаться, Занятые судами площади не используются рыбой, что наносит определенный ущерб рыбному хозяйству, снижая репродуктивность водоемов.
Подтопленная баржа находится на участке переменно затопляемой береговой полосы протоки Юганская Обь, в районе улицы Набережной, т.е. в границах территории города Нефтеюганска, что подтверждается обзорными схемами (л.д. 26-27,30-31) и что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика ФИО4
В связи с длительным пребыванием в воде баржа утратила свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию не подлежит, представляет собой металлический лом со следами значительной коррозии.
Из вышеизложенного следует, что на территории муниципального образования г. Нефтеюганск в районе улицы Набережной, длительное время находятся отходы производства и потребления в виде остатков корпуса баржи, которые загрязняют городскую территорию - береговую полосу и бассейн протоки Юганская Обь. В нарушение вышеуказанных норм закона, администрация города отходы не утилизирует. Что нарушает права граждан и жителей города на благоприятную окружающую среду.
В связи с чем суд исковые требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию города Нефтеюганска в срок до 01 ноября 2011 года привести участок переменно затопляемой береговой полосы правого берега протоки Юганская Обь, на 86,4 км (географические координаты 61° 04" 947" с.ш., 072° 36" 250" в.д.), в районе улицы <адрес> в соответствие с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, т.е. в состояние обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения переменно затопляемой береговой полосы от остатков металлического корпуса бесхозяйной баржи и утилизации.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский городской суд.
судья подпись
Верно судья Хуснутдинов Ф.Ф.
мотивированное решение изготовлено 23 октября 2011г.