решение по заявлению ООО `Строительный инжиниринг` о признании недействительным решения БУ ХМАО-Югры `Нефтеюганский центр занятости населения`



                                                                                                      дело № 2-1653/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2011 года                                                                     г. Нефтеюганск

         Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                                          Гудожникова Д.Н.

при секретаре                                                                       Кадиевой Т.Р.

с участием

представителя ООО «Строительный инжиниринг»              Беловой С.Н.

представителей заинтересованных лиц:

БУ ХМАО – Югры

«Нефтеюганский центр занятости населения» Жерельева А.Н.                                 Черкасова В.Я.                                                                адвоката Лебедевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строительный инжиниринг» о признании недействительным решения Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» от ДД.ММ.ГГГГ

У С Т А Н О В И Л:

           ООО «Строительный инжиниринг» обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Бюджетного учреждения ХМАО – Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» от ДД.ММ.ГГГГ выданного Черкасову В.Я., который был уволен из ООО «Строительный инжиниринг» ДД.ММ.ГГГГ года по сокращению штатов и являющемуся пенсионером по старости, которому в соответствии с указанным решением по прежнему месту работы надлежало выплатить пособие за четвертый месяц со дня увольнения, в котором он не трудоустроен, в размере средней заработной платы. В соответствии со ст. 318 ТК РФ, средний месячный заработок в течение четвертого (пятого, шестого) месяца со дня увольнения сохраняется за работником в исключительных случаях, если последний не был трудоустроен в установленном порядке. Однако Учреждение не предоставило доказательств наличия исключительного случая. Выдача решений, предоставляющих работникам возможность сохранения среднего заработка, осуществляется органами занятости в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан». Из пункта 17 указанного Порядка следует, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в качестве безработных, так как они уже социально защищены посредством назначения пенсии. При этом на основании пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 – 1 «О занятости населения в РФ», безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет. Фактически Черкасов В.Я. является пенсионером. Выданное Учреждением решение нарушает материальные права ООО «Строительный инжиниринг», обязывая производить денежные выплаты Черкасову В.Я. и нести соответствующие расходы.

     В судебном заседании представитель заявителя Белова С.Н., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, мотивировав их доводами, изложенными в заявлении (л.д. 3-4). А также в судебном заседании дополнила, что с ДД.ММ.ГГГГ года Черкасов В.Я. находился за пределами города Нефтеюганска. Учитывая, количество праздничных дней в мае 2011 года, можно сделать вывод о том, что в этот месяц Черкасов В.Я. поиском работы не занимался ни самостоятельно, ни при участии Центра занятости населения, и данный период времени нельзя отнести к периоду трудоустройства. Кроме того, по смыслу ч. 2 ст. 318 ТК РФ, средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого месяца со дня увольнения только лишь в исключительных случаях. Центр занятости населения, в нарушении положений ст. ст. 12,56 ГПК РФ не представил доказательств наличия исключительного случая.

Представитель заинтересованного лица БУ ХМАО - Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» Жерельев А.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал. Суду пояснил, что Черкасов В.Я., будучи уволенным по сокращению штатов, своевременно, в установленный законом срок, обратился в центр занятости с целью трудоустройства, был поставлен на учет. В течение трех месяцев Черкасов В.Я. не был трудоустроен, в связи с чем, согласно ст. 318 ТК РФ, ему было выдано решение № о выплате пособия за четвертый месяц со дня увольнения. Статья 318 ТК РФ не содержит каких-либо ограничений в части выплаты пособий пенсионерам, поэтому у Центра занятости не было оснований для отказа Черкасову В.Я. в постановке на учет и выдаче ему решения о выплате пособия. Также, Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гарантирует всем гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, в том числе и пенсионерам. Статья 318 ТК РФ не связывает возможность сохранения работнику средней заработной платы на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, с получением статуса безработного. В ТК РФ только в статье 292 прописано, что при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников не выплачивается только работникам, с которыми трудовой договор заключен на срок менее двух месяцев. Ограничений в адрес сокращенных работников, но при этом получающих пенсию нет. Исключительным случаем при принятии решения по выдаче Черкасову В.Я. решения о сохранении средней заработной платы за четвертый месяц является лишение работника работы по инициативе работодателя, то есть его сокращение, невозможность его трудоустройства в течение четырех месяцев и своевременная явка в службу занятости. Считает, решение Центра занятости № законным.

        В судебное заседание заинтересованное лицо Черкасов В.Я. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, с участием представителя Лебедевой Е.В. Заявление приобщено к материалам дела.

    Представитель заинтересованного лица Черкасова В.Я. – Лебедева Е.В., действующая на основании ордера и нотариально удостоверенной доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что исходя из смысла редакции ч. 2 ст. 318 ТК РФ органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации, работник не был трудоустроен за промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения средний месячный заработок. Следовательно, орган службы занятости населения принимает решение о сохранении за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения среднего месячного заработка при соблюдении в совокупности условий: обращение работника в месячный срок после увольнения в орган службы занятости населения; факт не трудоустройства уволенного работника органом службы занятости населения. Редакция ч. 2 ст. 318 ТК РФ предполагает, что перечень условий, при наличии которых органы службы занятости принимают решение о сохранении в исключительных случаях среднего месячного заработка за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, является исчерпывающим.

          Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 318 ТК РФ, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

            В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

           В силу п. 4 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010г. № 847н, безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

    Судом установлено, что Черкасов В.Я. ДД.ММ.ГГГГ года был уволен с должности главного инженера ООО «Строительный инжиниринг» по сокращению численности по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (л.д.116). Судом установлено, что на день увольнения Черкасов В.Я. являлся пенсионером по старости.

          Черкасов В.Я., в установленный законом месячный срок, обратился в Центр занятости с целью трудоустройства, был признан безработным и зарегистрирован, как ищущий работу (л.д. 45-46). В течение трех месяцев Черкасов В.Я. не был трудоустроен (л.д.27-43), в связи с этим Центр занятости выдал ему решение от ДД.ММ.ГГГГ года № для обращения по прежнему месту работы для получения пособия за четвертый месяц со дня увольнения, в котором он не трудоустроен, в размере средней заработной платы (л.д. 6).

           Решение Центра занятости не может быть признано законным и обоснованным по следующим основаниям.

         По смыслу ч. 2 ст. 318 ТК РФ, средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого месяца со дня увольнения в исключительных случаях, если он не был трудоустроен в установленном порядке.

    Таким образом, законодатель ограничил право уволенного лица на получение среднего месячного заработка за четвертый и последующие месяцы, связав это право с исключительностью случая.

    Принимая решение Центр занятости населения в своем решении должен указать, в чем заключается исключительность случая в каждом конкретном случае, а не ограничиваться ссылкой на своевременность обращения гражданина с заявлением и не трудоустройство его в трехмесячный срок.

    Из содержания принятого Центром занятости оспариваемого решения суд не усматривает исключительность случая в отношении Черкасова В.Я., поскольку последний статус безработного не приобрел, так как имеет постоянный доход в виде пенсии и социально защищен государством.

        Центр занятости, в нарушение положений ст.ст. 12,56 ГПК РФ не представил доказательств наличия исключительного случая.

        Доводы, заявленные представителями заинтересованных лиц Лебедевой Е.В. и Жерельевым А.Н. в обоснование наличия исключительности случая в отношении Черкасова В.Я. в оспариваемом решении отражения не нашли, должным образом в судебном заседании не подтверждены предоставлением соответствующих доказательств.

При таких обстоятельствах, суд считает, что решение Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ года № о сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения Черкасову В.Я. не является законным и обоснованным.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 318 ТК РФ, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Строительный инжиниринг», - удовлетворить.

        Решение Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганский центр занятости населения» от ДД.ММ.ГГГГ года № о сохранении среднего заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения за Черкасовым Виктором Яковлевичем признать незаконным.

       Решение может быть обжаловано и опротестовано в 10-дневный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа с подачей жалобы через Нефтеюганский городской суд.

Федеральный судья:                            /Гудожников Д.Н./

Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2011 года