об отказе в признании решения территориальной избирательной комиссии незаконным



                                                                                 Дело №2-2048/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нефтеюганск                                                                  14 ноября 2011 года

Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                                             Ефремовой И.Б.

при секретаре                                                                          Шаровой Е.Б.

с участием

прокурора Нефтеюганской межрайпрокуратуры                Глушкова М.А.

представителя заявителя                                                         Мензорова А.Ю.

представителя заинтересованного лица                                 Марковой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Выгузова Дмитрия Викторовича об оспаривании решения №6 окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №3 по дополнительным выборам депутата Думы города Нефтеюганска пятого созыва от 30 октября 2011 года и об обязании окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №3 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3.

                                                    У С Т А Н О В И Л:

Выгузов Д.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения №6 от 30 октября 2011 года окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №3 по дополнительным выборам депутата Думы города Нефтеюганска пятого созыва, которым ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Нефтеюганска по одномандатному избирательному округу №3 и об обязании окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №3 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3.

Свое заявление Выгузов Д.В. мотивировал тем, что 22 октября 2011 года им в окружную избирательную комиссию №3 (далее ОИК №3) было подано заявление о согласии баллотироваться со всеми необходимыми документами, что подтверждается справкой о приеме документов от 22 октября 2011 года. 24 октября 2011 года им в ОИК№3 поданы дополнительные документы для регистрации его в качестве кандидата по дополнительным выборам депутата Думы города Нефтеюганска пятого созыва, что подтверждается справкой о приеме документов от 24 октября 2011 года. 30 октября 2011 года ОИК№3 принято решение об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3, поскольку :

1. для регистрации в качестве кандидата им не предоставлен документ, содержащий сведения об изменениях в данных о кандидате, представленных в ОИК№3 при подачи заявления баллотироваться, или об их отсутствии, что предусмотрено п. 1 ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»;

2. признана недействительной 61 подпись избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, что составило 100% от общего количества подписей, представленных для проверки.

Он считает, что решение ОИК№3 незаконно по следующим основаниям:

- в соответствии со ст. 23 Закона ХМАО-Югры от 30 сентября 2011 года №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Закон ХМАО-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» признан утратившим силу;

- при проверке поданных им документов ОИК №3 выявила определенные недостатки, однако в нарушение п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан РФ», с учетом разъяснений, утвержденных Постановлением ЦИК РФ №203/1272-4 от 23 марта 2007 года, избирательная комиссия от него данные факты скрыла;

- заседание избирательной комиссии, на котором мог быть рассмотрен вопрос об извещении кандидата о выявленных недостатках в документах, не проводилось и никаких предложений об исправлении выявленных недостатков, со стороны комиссии в его адрес не поступало

Он считает, что ОИК№3 своими действиями (бездействием) нарушила его право на внесение изменений и дополнений в представленные для регистрации документы.

В судебном заседании заявитель заявление поддержал и дополнительно пояснил, что 27 октября 2011 года он присутствовал на заседании рабочей группы по проверке подписных листов. Но он не может сказать, что это было именно заседание, поскольку в кабинете было много народу, кто-то заходил, кто-то выходил, всего было одиннадцать человек, были или нет это члены рабочей группы он сказать не знает. Затем ему сказали выйти из кабинета. Пока он сидел в коридоре, ожидая результатов проверки подписных листов, люди из кабинета стали по одному выходить. Когда в кабинете осталось несколько человек, он зашел и спросил результаты проверки, ему сказали, что у него все неправильно, но что конкретно неправильно ему не сказали, итоговый протокол ему не выдали. 30 октября 2011 года он на заседании ОИК №3, где рассматривался вопрос о его регистрации в качестве кандидата, не присутствовал, поскольку не был уведомлен о времени и месте заседания комиссии. 30 октября 2011 года ему позвонили и сказали забрать решение ОИК№3, которым ему отказано в регистрации в качестве депутата.         В судебном заседании представитель заявителя Мензоров А.Ю., действующий на основании доверенности, удостоверенной 10 ноября 2011 года нотариусом города Нефтеюганка ФИО14 зарегистрированной в реестре за №6Д-3274 (л.д.40), пояснил, что ОИК№3 приняла решение об отказе в регистрации Выгузова Д.В. кандидатом в депутаты по двум основаниям:

-отсутствие документа, содержащего сведения об изменениях в данных кандидата, ранее представленных в избирательную комиссию или об их отсутствии, что предусмотренного п.1 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»;

- избирательной комиссией признана недействительной 61 подпись избирателей, собранная в поддержку выдвижения Выгузова Д.В., что составляет 100% от общего количества подписей, представленных для проверки, руководствуясь положениями Закона ХМАО-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

Однако в тексте решения №6 от 30 октября 2011 года не указываются конкретные основания признания подписей избирателей недействительными. Из итогового протокола же следует, что все подписи избирателей признаны недействительными по пп.7 п.2 ст. 3.1 и пп.9 п.9 ст. 5 Закона ХМАО-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре». Однако в вышеуказанных нормах Закона ХМАО-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» содержится несколько оснований для признания подписей недействительными.

Кроме того, признание ОИК №3 всех подписей избирателей недействительными из-за отсутствия в подписных листах в адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, указания на субъект Российской Федерации, он считает незаконным, так как данное нарушение является несущественным, поскольку возможно однозначно определить место жительство, поэтому отсутствие в подписных листах указания на субъект РФ не является основанием для признания подписных листов недействительными. Кроме того, отсутствие в подписных листах указания на принадлежность заявителя к политической партии не может являться основанием для признания подписных листов недействительным, поскольку форма подписного листа была Выгузовым Д.В. получена в ОИК №3, членом которой было ему разъяснено, что нужно указывать в подписных листах, поэтому вины Выгузова Д.В. в неправильном оформлении подписных листов не имеется. Кроме того, п. 1 ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», согласно которой Выгузов Д.В. при подачи документов для регистрации кандидатом, должен был подать в ОИК№3 документ, подтверждающий изменение сведений о нем либо об отсутствии таких изменений, он считает незаконным, так как данная норма противоречит п.п. 2, 3 ст. 33, п.1 ст. 38 Федерального закона ФЗ№67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а потому не может быть применена в соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального Закона ФЗ-67. Кроме того, решение №6 ОИК №3 от 30 октября 2011 года является незаконным и по другим основаниям:

- комиссия по проверки подписных листов, выявив в подписных листах недостатки 27 октября 2011 года, обязана была за три дня до заседания ОИК №3 по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата сообщить Выгузову Д.В. о выявленных недостатках, однако это не было сделано. Кроме того, Выгузов Д.В. не был извещен о времени и месте заседания ОИК№3 по рассмотрению вопроса о регистрации Выгузова Д.В. в качестве кандидата, в связи с чем на заседании ОИК№3 он не присутствовал, чем были нарушены его избирательные права.

Представитель окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутатов Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3 Маркова Н.П., действующая на основании доверенности от 09 ноября 2011 года, в судебном заседании пояснила, что считает решение №6 окружной избирательной комиссии №3 от 30 октября 2011 года законным, а заявление Выгузова Д.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

1.Постановление территориальной избирательной комиссии города Нефтеюганска о назначении дополнительных выборов депутата Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3 от 06 сентября 2011 года №218 принято до вступления в законную силу Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2011г. № 81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийскогоавтономного округа - Югры» ( 04 октября 2011 года), поэтому подлежит применению Закон ХМАО-Югры «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 18 июня 2003 года № 35-оз (далее законХМАО).

     Окружной избирательной комиссией установлено отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидатом Д.В. Выгузовым, сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию или об их отсутствии, необходимость предоставления которых предусмотрена пунктом 1 статьи 4 Закона ХМАО, что является, в соответствии с п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата.

    2. Доводы заявителя о том, что избирательной комиссией допущено нарушение нормы избирательного права, закрепленной в пункте 1.1. статьи 38 Федерального закона, она считает несостоятельными в связи с тем, что непредставление требуемых в соответствии с законом документов не является неполнотой сведений о кандидате или несоблюдением требований закона к оформлению документа. Также избирательное законодательство не обязывает избирательные комиссии уведомлять кандидатов об отсутствии каких-либо документов среди представленных для выдвижения и регистрации. При этом необходимо учитывать, что п 1.1. статьи 38 Федерального закона обязывает избирательную комиссию извещать кандидата при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов, а кандидат, в свою очередь, вправе вносить какие-либо уточнения или дополнения в представленные документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей).

3. В качестве основания для регистрации кандидатом в депутаты среди прочих документов Д.В. Выгузов представил в ОИК № 3 шестьдесят одну подпись избирателя на 7 листах. Проверку представленных кандидатом Д.В. Выгузовым документов и подписей избирателей осуществляла рабочая группа в составе 5 членов ОИК №3. По результатам проверки рабочая группа выявила 100 процентов недействительных подписей избирателей, т.к. в соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к Федеральному закону. При проверке подписных листов было установлено, что во всех подписных листах, предоставленных в ОИК № 3 для регистрации Д.В. Выгузова, отсутствуют сведения о принадлежности его к политической партии и статуса в политической партии, указанные в заявлении о согласии баллотироваться и подтверждаемые официально заверенным постоянно действующим руководящим органом политической партии документом. На основании подпункта 9 пункта 9 статьи 5 Закона ХМАО (абзац 3) недействительными подписями являются все подписи в подписном листе в случае, если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате, предусмотренные пунктом 2 статьи 3.1 Закона ХМАО.

    Кроме того, недействительными являются все подписи избирателей,представленные в ОИК № 3 для регистрации Д.В. Выгузова, т.к. в нарушение п. 12 ст. 37, п. 5 ст. 2 Федерального закона в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей, отсутствует наименование субъекта Российской Федерации, а именно Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. На основании подпункта 9 пункта 9 статьи 5 закона ХМАО (абзац 11) недействительными являются все подписи в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления Выгузова Д.В., суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 259 ГПК РФ кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями избирательной комиссии, нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российскй Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В судебном заседании установлено, что постановлением Территориальной избирательной комиссии города Нефтеюганска №218 от 06 сентября 2011 года назначены дополнительные выборы депутата Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3 на 04 декабря 2011 года (л.д.21).

В соответствии с п.3 ст.11 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.

В соответствии со ст. 23 Законом ХМАО-Югры от 30 сентября 2011 года №81-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-мансийском автономном округе-Югре», он вступает в силу со дня его официального опубликования и со дня вступления его в силу признается утратившими силу Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 года N 35-оз "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе".

Поскольку Закон ХМАО-Югры от 30 сентября 2011 года №81-оз « О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» вступил в законную силу 30 сентября 2011 года, так как был опубликован 30 сентября 2011 года в официальном печатном издании Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – Сборнике Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, то есть после назначения дополнительных выборов 06 сентября 2011 года Территориальной избирательной комиссией города Нефтеюганска, суд приходит к выводу, что он не может применяться к данным выборам, поэтому подлежит применению Закон ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

В судебном заседании установлено, что 22 октября 2011 года Выгузов Д.В., являясь самовыдвиженцем, для выдвижения в качестве кандидата сдал в ОИК №3 следующие документы – заявление, копию паспорта, копию диплома об образовании, сведения о размере и об источниках доходах, имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности, справку о принадлежности кандидата к политической партии, что подтверждается справкой, выданной избирательной комиссией, принявшей документы по одномандатному избирательному округу №3 (л,д.42).

24 октября 2011 года Выгузов Д.В. для регистрации в качестве кАндидата сдал в ОИК№3 следующие документы – папку с подписными листами, протокол об итогах сбора подписей, договор №181-01-11 от 22 октября 2011 года, акт о предоставлении платных услуг №181-01-11 от 22 октября 2011 года, счет №5034 от 22 октября 2011 года на изготовление подписных листов, акт №05034 от 22 октября 2011 года подписных листов, список лиц, осуществляющих сбор подписей нотариально заверенный от 22 октября 2011 года, сведения о поступлении денежных средств по состоянию на 24 октября 2011 года, сведения о расходовании денежных средств по состоянию на 24 октября 2011 года, справку о состоянии счета за период с 22 октября 2011 года по 22 октября 2011 года. Выписку из лицевого счета с 18 октября 2011 года по 22 октября 2011 года, расходный кассовый ордер №1156-4 от 22 октября 2011 года, приходный кассовый ордер №1029-2 от 22 октября 2011 года, банковский ордер №01135-3 от 22 октября 2011 года, приходный кассовый ордер №977-1 от 22 октября 2011 года, квитанцию к реестру №3 С-2314 от 22 октября 2011 года (нотариус), список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, сведения о поступлении и расходовании денежных средств от 22 октября 2011 года, первый финансовый отчет, сообщение об открытии специализированного избирательного счета от 23 октября 2011 года, учет поступлении и расходования денежных средств избирательного фонда от 23 октября 2011 года, что подтверждается справкой (подтверждением) (л.д.73-75).

Решением №6 от 30 октября 2011 года окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №3 Выгузову Д.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3 по пп. «в», «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Суд считает решение №6 от 30 октября 2011 года окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №3 законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с п.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года №67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов.

В соответствии с п.п. 2,3 ст. 33 Федерального закона от 12 июля 2002 года №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Также должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

В соответствии с п.1 ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз для регистрации кандидат, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии.

     Анализируя нормы п. 2,3 ст. 33, п. 1, пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июля 2002 года №67-ФЗ и п.1 ст. 4 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз суд приходит к выводу, что между ними отсутствуют противоречия, нормы Закона ХМАО не противоречат нормам Федерального закона №67-ФЗ, а дополняют его.

В судебном заседании установлено и участниками процесса не оспаривается, что 24 октября 2011 года заявителем в ОИК №3 не были предоставлены сведения об изменениях в его данных, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, в нарушение ч.1 ст. 4 Закона ХМАО-Югры №35-оз.

Суд приходит к выводу, что, поскольку между сдачей Выгузовым Д.В. заявления о согласии баллотироваться 22 октября 2011 года и сдачей документов для регистрации в качестве кандидата 24 октября 2011 года имеется временной промежуток, в течение которого в сведениях о нем могли произойти изменения, поэтому он обязан был предоставить в ОИК №3 сведения об изменениях в своих данных, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии.

Таким образом, окружной избирательной комиссией №3 правильно сделан вывод об отсутствии у Выгузова Д.В. среди документов, предоставленных для уведомления и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ, иным законом, которым является Закон ХМАО №35-оз, для уведомления о выдвижении или регистрации кандидата, что явилось основанием для отказа Выгузову Д.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Нефтеюганск пятого созыва.

Кроме того, в соответствии с пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с п.п.1,8,9 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом…Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - установлены приложением 8 к Федеральному закону. Если кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в орган местного самоуправления указал свою принадлежность к политической партии и свой статус в данной политической партии, сведения об этом указываются в подписном листе.

В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются сведения о кандидате, в том числе сведения о принадлежности к политической партии, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться, предусмотренном в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона;

В соответствии с п. 8 ст. 3.1 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа, должность и место работы или род занятий, адрес места жительства.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Выгузов Д.В. 24 октября 2011 года сдал в ОИК №3 папку с подписными листами (л.д.73).

     В соответствии с п.1 ст. 5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе в соответствии с настоящим Законом проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом.

В соответствии с п.3 ст. 5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов окружной избирательной комиссии и привлеченных специалистов. Их заключения могут служить основанием для признания сведений, содержащихся в подписных листах, недостоверными.

В соответствии с п.7 ст. 5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению окружной избирательной комиссии. Копия протокола передается кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не менее чем за двое суток до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

В судебном заседании установлено и подтверждается пояснений свидетелей ФИО15 о том, что для проверки подписных листов 23 октября 2011 года ОИК №3 была создана рабочая группа (л.д.113), а также для участия в работе рабочей группы по проверки подписных листов был приглашен из ОМВД по г. Нефтеюганска специалист в области графологии ФИО16 (л.д.28,103,113).

27 октября 2011 года Выгузов Д.В. присутствовал на заседании рабочей группы по проверке предоставленных им подписных листов, что подтверждается показаниям ФИО17

Согласно итогового протокола проверки подписных листов кандидата в депутаты Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3 Выгузова Д.В. от 27 октября 2011 года, необходимое количество подписей для его регистрации составляет 55, заявлено подписей 61, из которых 61 подпись признана недействительными по п.п. 7 п.2 ст. 3.1 и п.п.9 п.9 ст. 5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз (л.д.33).

Из ведомости проверки подписных листов следует, что во всех подписных листах отсутствуют сведения о принадлежности Выгузова Д.В. к политической партии (нарушение п.п.7 п.2 ст. 3.1 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз, а также в адресе лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей не в полном объеме указан адрес места жительства, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ ( нарушение п.п.9 п.9 ст.5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз.

При исследовании в судебном заседании семи подписных листов с 61 подписью избирателей, представленных Выгузовым Д.В. 24 октября 2011 года в ОИК №3 для регистрации в качестве кандидата, установлено, что действительно в них отсутствуют сведения о принадлежности Выгузова Д.В. к политической партии (л.д.114-120). Однако в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Нефтеюганска по одномандатному избирательному округу №3 в порядке самовыдвижения Выгузовым Д.В. указаны сведения о принадлежности его к политической партии «Справедливая Россия»(л.д.43). Также во всех подписных листах, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей отсутствуют указания на субъект Российской Федерации в адресе места жительства – Ханты-Мансийский автономный округ(л.д.114-120).

В соответствии с абзацем 3 пп.9 п.9 ст. 5 Закона ХМАО-Югры от 18 июня 2003 года №35-оз все подписи в подписном листе в являются недействительными в случаях, если в подписном листе отсутствуют какие-либо сведения о кандидате, предусмотренные пунктом 2 статьи 3.1 настоящего Закона.

В соответствии с абзацем 11 пп.9 п.9 ст. 5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз все подписи в подписном листе в являются недействительными в случаях, если в сведениях о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей указаны не в полном объеме, чем предусмотрено пунктом 8 статьи 3.1 настоящего Закона.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что все подписные листы, представленные Выгузовым Д.В. 24 октября 2011 года в ОИК №3 являются недействительными, в связи с чем окружной избирательной комиссией №3 обоснованно отказано Выгузову Д.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Нефтеюганска пятого созыва по пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

При этом, доводы заявителя и его представителя о нарушение ОИК №3 пункта 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, поскольку избирательная комиссия за три дня до заседания ОИК №3 по вопросу о регистрации Выгузова Д.В. в качестве кандидата не поставила его в известность о неполноте представленных им сведений, суд считает несостоятельными, поскольку из данной нормы следует, что кандидат может вносить уточнения и дополнения в уже предоставленные документы, за исключением подписных листов с подписями избирателей. В судебном заседании установлено, что 27 октября 2011 года рабочая группа выявила, что подписные листы, представленные Выгузовым Д.В., составлены с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, Закона ХМАО №35-оз, однако вносить дополнения в подписные листы запрещено. Сведения об изменениях в данных Выгузова Д.В. или об отсутствии таких изменений вообще Выгузовым Д.В. 24 октября 2011 года в ОИК №3 не были предоставлены.

Доводы Выгузова Д.В. о том, что он не был извещен о времени и месте заседания ОИК №3 по вопросу о регистрации его в качестве кандидата в депутаты суд считает несостоятельными, поскольку ни Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, ни Законом ХМАО от 18 июня 2003 года №35-оз такой обязанности на избирательную комиссию не возложено.

В судебном заседании установлено, что Выгузову Д.В. итоговый протокол о результатах проверки подписных листов был передан 30 октября 2011 года, а ведомость проверки подписных листов передана 01 ноября 2011 года (л.д.28), в нарушение п.7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, п.7 ст. 5 Закона ХМАО-Югры.

При этом, пояснения свидетелей ФИО18 о том, что Выгузов Д.В. 27 октября 2011 года ознакомился с итоговым протоколом, но отказался его получать суд оценивает критически и считает их пояснения недопустимыми доказательствами, ибо все они являются членами окружной избирательной комиссии №3, а значит заинтересованы в исходе дела. Других же объективных доказательств, подтверждающих своевременное получение Выгузовым Д.В. итогового протокола о результатах проверки подписных листов в судебном заседании не установлено.

Однако суд считает, что позднее получение Выгузовым Д.В. итогового протокола и ведомости проверки подписных листов не может являться безусловным основанием для признания незаконным и подлежащим отмене решения избирательной комиссии.

Руководствуясь ст. ст.193-199,254-257 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Выгузову Дмитрию Викторовичу в удовлетворении заявления об оспаривании решения №6 от 30 октября 2011 года окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №3 по дополнительным выборам депутата Думы города Нефтеюганска пятого созыва и об обязании окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №3 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы города Нефтеюганска пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3.

     На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда ХМАО-Югры в течение пяти дней путем подачи жалобы или представления через Нефтеюганский городской суд.

              Судья Нефтеюганского

городского суда                                                          И.Б. Ефремова