Дело №2-1997/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нефтеюганск 10 ноября 2011 года
Нефтеюганский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Шаровой Е.Б.
с участием представителя УФМС
России по ХМАО-Югре Фаттаховой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Усольцевой Елены Федоровны об оспаривании решения органов государственной власти, восстановлении статуса вынужденного переселенца
У С Т А Н О В И Л:
Усольцева Е.Ф. 25 мая 2011 года обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной Миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (УФМС по ХМАО-Югре) от ДД.ММ.ГГГГ года, которым ей отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и признано об утрате ею статуса вынужденного переселенца.
Свое заявление Усольцева Е.Ф. мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ года она была ознакомлена с письмом УФМС по ХМАО-Югре, которое извещало администрацию города Нефтеюганска об утрате ею статуса вынужденного переселенца и снятию ее с учета в УФМС России по ХМАО-Югре как вынужденного переселенца. Также она была ознакомлена с письмом УФМС по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором было указано, что на момент рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца установлено, что она проживает в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма по адресу – г. Нефтеюганск, <адрес> то есть она жилищно обустроена, поэтому решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года ей отказано в продлении срока действия вынужденного переселенца и с ДД.ММ.ГГГГ года она утратила статус вынужденного переселенца и снята с учета в УФМС России как вынужденный переселенец. С решением УФМС по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ года она не согласна, так как она имеет койко-место и проживает в одной комнате с человеком, с которым не состоит в родственно-семейных связях. Кроме того, площадь комнаты, в которой она проживает, составляет 10,8 кв. метров, то есть она занимает 5.4 кв. метра, что значительно меньше, чем положено по санитарным нормам. Принятое решение УФМС России по ХМАО-Югре об утрате ею статуса вынужденного переселенца привело к незаконному исключению ее из первоочередного списка граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании заявительница заявление поддержала на доводах, изложенных в заявлении и дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ года она получила уведомление, в котором было указано, что ей отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поскольку она считается жилищно обустроенной. Этим же уведомлением было сообщено об утрате ею ДД.ММ.ГГГГ года статуса вынужденного переселенца, в связи с чем она была снята с учета в УФМС России по ХМАО-Югре как вынужденный переселенец. Однако уведомление не содержало разъяснений о том, что решение может быть ею обжаловано, также не были разъяснены сроки обжалования. Копия протокола № УФМС России по ХМАО-Югре, содержащего вышеуказанное решение в отношении нее, ей был выдан только по запросу ДД.ММ.ГГГГ года, но копия была надлежащим образом не заверена, а надлежаще заверенная копия ей была прислана почтовой связью только ДД.ММ.ГГГГ Поэтому она считает, что срок для предъявления в суд заявления об оспаривании решения УФМС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ года ею не пропущен.
Представитель заинтересованного лица - Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.145). Ею представлено возражение, в котором она просит отказать Усольцевой Е.Ф. в удовлетворении заявления, поскольку считает, что ею пропущен трехмесячный срок для обращения с заявлением, поскольку из искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ года ей стало известно о принятом решении УФМС по ХМАО-Югре об утрате ею статуса вынужденного переселенца и снятии ее с учета. Кроме того, заявителем не обосновано в чем заключается нарушение ее прав и свобод принятым УФМС по ХМАО-Югре решением (л.д.132-133).
Представитель УФМС России по ХМАО-Югре Фаттахова Т.В., действующая на основании доверенности №83 от 20 мая 2011 года (л.д.146), в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ от 19.02.1993г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет, в случае обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается миграционной службой на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Статус вынужденного переселенца Усольцевой Е.Ф. был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Омской области, срок действия статуса вынужденного переселенца истекал ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, статус вынужденного переселенца продлевался в соответствии с Приказом ФМС России от 31 марта 1997 года № 19 «О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета». Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца Усольцевой Е.Ф. необходимо было направить в УФМС России по ХМАО-Югре в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год ежегодно следующие документы: заявление о продлении срока действия статуса, копию всех заполненных страниц паспорта, сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности жилого помещения, документ, подтверждающий постановку на учет в администрации города на получение жилья, улучшении жилищных условий, с указанием адреса постановки, даты постановки, номера очередности, документ, подтверждающий проживание (ордер, договор найма, поднайма, с указанием кем предоставлено жилье, на каких условиях), удостоверение вынужденного переселенца. В Управление Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ДД.ММ.ГГГГ года для решения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца от Усольцевой Е.Ф. поступили соответствующие документы, в том числе договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: г. Нефтеюганск, <адрес> при этом из копии паспорта и ордера на право занятия жилой площади в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ следовало, что заявительница зарегистрирована и проживает по вышеуказанному адресу общежития. В связи с тем, что данное жилое помещение относилось к статусу общежития, решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года Усольцевой Е.Ф. был продлен срок действия статуса вынужденного переселенца на один год, до ДД.ММ.ГГГГ года. Приказ ФМС России от 31 марта 1997 года № 19 «О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета» утратил силу в связи с изданием Приказа ФМС России от 20 декабря 2007 года № 465 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев», вступившим в силу 24 марта 2008 года. В соответствии с п. 21 вышеуказанного приказа для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Усольцевой Е.Ф. необходимо было направить в Управление Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому округу - Югре не позднее ДД.ММ.ГГГГ года заявление с приложением следующих документов: удостоверение вынужденного переселенца; копию всех заполненных страниц паспорта; сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними, о наличии или отсутствии в собственности жилого помещения (подлинник); документ, подтверждающий постановку на учет в администрации города на получение жилья, улучшении жилищных условий, с указанием адреса постановки, даты постановки, номера очередности; договор найма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его родственникам или иным лицам), либо договор поднайма (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении, предоставленном ему родственниками или иными лицами, являющимися нанимателями этого жилого помещения). Договор наймажилого помещения, предоставляемый вынужденным переселенцам, должен соответствовать требованиям статей 671, 677, 682, 683 Гражданскогокодекса Российской Федерации. В случае не предоставления выше перечисленных документов в установленные законом сроки лицо утрачивает статус вынужденного переселенца, а удостоверение считается недействительным. ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по ХМАО -Югре от Усольцевой Е.Ф. вновь поступило заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца с приложением необходимых документов, среди которых были - договор социального найма жилого помещения находящегося по адресу: г. Нефтеюганск, <адрес>; копия ордера на право занятия жилой площади в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу. В связи с тем, что Усольцева Елена Федоровна была зарегистрирована и проживала в общежитии по адресу: г. Нефтеюганск, д<адрес> решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года Усольцевой Е.Ф. был продлен срок действия статуса вынужденного переселенца на один год, до ДД.ММ.ГГГГ года. В 2009 году для решения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца от Усольцевой Е.Ф. в УФМС России по ХМАО - Югре был предоставлен аналогичный пакет документов, на основании которых решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года ей был продлен срок действия статуса вынужденного переселенца на один год, до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ года от заявительницы вновь поступило заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца с приложением необходимых документов, среди которых также были - договор социального найма жилого помещения находящегося по адресу: г. Нефтеюганск, <адрес> копия ордера на право занятия жилой площади в общежитии № № от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу. Однако в копии паспорта стояла отметка о снятии с регистрационного учета по вышеуказанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем УФМС по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ года был подготовлен и направлен запрос в Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Нефтеюганска о предоставлении информации, имеет ли статус общежития жилое помещение, находящееся по адресу: г. Нефтеюганск, мкр., <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года из Департамента жилищно-коммунального хозяйства поступил ответ, что общежитие <адрес>, расположенное по вышеуказанному адресу выведено из разряда общежитий и признано домом жилищного фонда социального использования. ДД.ММ.ГГГГ года Усольцева Е.Ф.утратила статус вынужденного переселенца и снята с учета в УФМС России по ХМАО - Югре как вынужденный переселенец, в связи с тем, что вышеуказанное жилое помещение, раннее использовавшееся в качестве общежития, в установленном порядке передано в муниципальную собственность и отнесено к муниципальному жилищному фонду социального использования, утратило статус общежития и используется только для предоставления гражданам по договору социального найма. Кроме того, заявительницей пропущен срок для обращения с заявлением в суд об оспаривании действий УФМС по ХМАО-Югре.
Выслушав заявительницу, представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ №4530-1 от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с пп. 2 п.2 ст. 9 Закона РФ №4530-1 от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
В судебном заседании установлено, что статус вынужденного переселенца был предоставлен Усольцевой Е.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года УФМС России по Омской области, выдано удостоверение (л.д.97).
Срок действия статуса вынужденного переселенца истекал у заявительницы ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.88).
В соответствии с п. 28 Приказа №19 от 31 марта 1997 года «О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета», действовавшим до 24 марта 2008 года, заявление лица в письменной форме о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается территориальным органом миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса.
УФМС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ДД.ММ.ГГГГ года разъяснило Усольцевой Е.Ф. о том, что для продления статуса вынужденного переселенца ей необходимо предоставить:
- заявление
- копию паспорта
- документ, подтверждающий условия проживания (ордер, договор найма, с указанием кем предоставляется жилье и на каких условиях
- сведения об отсутствии или наличии в собственности жилья
- удостоверение вынужденного переселенца (л.д..
Из пояснений представителя УФМС по ХМАО-Югре в судебном заседании установлено, что ежегодно в течение 2005-2007 годов Усольцева Е.Ф. предоставляла все вышеуказанные документы, необходимые для продления ей статуса вынужденного переселенца.
Однако, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, Усольцева Е.Ф. стала предоставлять в УФМС по ХМАО-Югре для решения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в качестве документа, подтверждающего условия проживания, договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ней, как нанимателем и Нефтеюганским городским муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-эксплуатационный участок №3», действующим от имени собственника - муниципального образования города окружного значения Нефтеюганска и дополнительное соглашение к вышеуказанному договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.11-13), что также не отрицается участниками судебного заседания. Из пояснений представителя УФМС по ХМАО-Югре также установлено, что поскольку из копии предоставленного заявительницей паспорта и ордера на право занятия жилой площади в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ года следовало, что Усольцева Е.Ф. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, являющимся общежитием, ей был продлен статус вынужденного переселенца на один год, до ДД.ММ.ГГГГ года.
Пунктами п.п. 20,21 Административного регламента Федеральной Миграционной Службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев», утвержденного Приказом №465 от 20 декабря 2007 года, вступившем в силу 24 марта 2008 года, также установлено, что, при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо было обязано предоставить вышеуказанные документы.
В судебном заседании из пояснений представителя УФМС по ХМАО-Югре установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ годах Усольцева Е.Ф. подавала все необходимые документы для продления статуса вынужденного переселенца, среди которых имелись договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года и дополнительное соглашение к вышеуказанному договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года и ей, на основании предоставленной копии паспорта, из которой следовало, что она зарегистрирована и проживает в жилом помещении, являющимся общежитием, в ДД.ММ.ГГГГ годах продлевался статус вынужденного переселенца.
ДД.ММ.ГГГГ года от Усольцевой Е.Ф. в УФМС по ХМАО-Югре поступило заявление о продлении статуса вынужденного переселенца с приложением необходимых документов, однако из предоставленной копии паспорта следовало, что заявительница была снята с регистрационного учета по адресу -–г. Нефтеюганск, микрорайон <адрес>, которое являлось общежитием (л.д.60).
По запросу УФМС по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ года, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска ДД.ММ.ГГГГ года сообщил, что на основании постановления главы города Нефтеюганска от 16 августа 2006 года №, общежитие <адрес>, расположенное по адресу – г. Нефтеюганск, <адрес> выведен из разряда общежитий и признан домом жилищного фонда социального использования и с Усольцевой Е.Ф. заключен договор социального найма на квартиру <адрес> в данном доме (л.д.78).
На основании письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, УФМС по ХМАО-Югре в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ года установило, что в соответствии с п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 года №845 и п. 9 Порядка ведения территориальными органами Минфедерации России сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного приказом Минфедерации России от 10 апреля 2001 года №31, вынужденные переселенцы, проживающие в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности, не включаются в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и им не оказывается государственная поддержка в жилищном обустройстве, при этом, размер жилого помещения, степень износа и благоустройство не оговариваются. Учитывая, что на момент рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Усольцева Е.Ф. проживала в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма по адресу – г. Нефтеюганск, <адрес>, УФМС по ХМАО-Югре было принято решение в соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ «О вынужденных переселенцах» об отказе Усольцевой Е.Ф. в продлении срока действия вынужденного переселенца, поскольку она жилищно обустроена и решением № от ДД.ММ.ГГГГ года УФМС по ХМАО-Югре принято решение об утрате Усольцевой Е.Ф. статуса вынужденного переселенца ДД.ММ.ГГГГ года и она была снята с учета в УФМС по ХМАО-Югре (л.д.4-6).
Кроме того, начальник УФМС по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ года направил главе администрации города Нефтеюганска уведомление, в котором просил исключить Усольцеву Е.Ф. из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящую в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) по городу Нефтеюганску в связи с утратой ею статуса вынужденного переселенца (л.д.93).
Суд считает, что УФМС при принятии вышеуказанного решения в отношении Усольцевой Е.Ф. неправильно была применена норма п. 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 года №845, поскольку на момент принятия УФМС по ХМАО-Югре решения, отсутствовали доказательства о том, заявительница проживала в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности одному из членов ее семьи.
Вместе с тем, в соответствии с п. 41 вышеуказанного Положения жилое помещение вынужденным переселенцам для постоянного проживания предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры с учетом норм предоставления жилья, установленных жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с решением Думы города Нефтеюганска №500 от 26 октября 2005 года норма предоставления площади жилого помещения на одиноко проживающего человека составляет 33 квадратных метра (л.д.192).
В судебном заседании установлено, что на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ года, заявительнице было предоставлено одно койко-место в общежитии <адрес>, расположенном в доме <адрес> города Нефтеюганска (л.д.68).
Также на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии№ от ДД.ММ.ГГГГ года в общежитии <адрес>, расположенном по адресу – г. Нефтеюганск, <адрес> было предоставлено койко-место ФИО7 (л.д.191).
Из п. 1 договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что заявительнице, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года предоставлено изолированное жилое помещение, состоящее из отдельной однокомнатной квартиры, расположенной по адресу – г. Нефтеюганск, <адрес> жилой площадью 10,8 кв. (л.д.11-12). Однако из пункта 3 этого же договора следует, что совместно с Усольцевой Е.Ф., являющейся нанимателем по договору, в жилое помещение вселяется член ее семьи – ФИО8 (л.д.11). Из дополнительного соглашения к вышеуказанному договору следует, что в п. 1 договора социального найма внесены изменения, согласно которых заявительнице была предоставлена комната <адрес> в четырехкомнатной квартире общей площадью 16,5 кв. метров, в том числе жилой 10,8 кв.. При этом, адрес этой же комнаты указан как <адрес> вместо <адрес> (11-13).
В судебном заседании из пояснений свидетеля ФИО9 установлено, что она проживает с Усольцевой Е.Ф. в одной комнате с ДД.ММ.ГГГГ года, занимает койко-место на основании ордера № на занятие жилой площади в общежитии. В родственных отношениях с Усольцевой Е.Ф. она не состоит. В ДД.ММ.ГГГГ году НГ МУП ЖЭУ-3 заключило с Усольцевой Е.Ф. договор социального найма на данную комнату. С ней отдельного договора заключено не было, но ее внесли в договор, заключенный с Усольцевой Е.Ф. в качестве члена ее семьи. Ей на руки была выдана заверенная копия данного договора социального найма и юристом НГ МУП ЖЭУ-3 разъяснено, что она имеет такие же права по отношению к данной комнате как и Усольцева Е.Ф.
Из сведений департамента жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что Усольцева Е.Ф. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях при администрации города Нефтеюганска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в общем списке очередности под №, в первоочередном списке под №, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.62).
Таким образом, суд приходит к выводу, что УФМС по ХМАО-Югре, при принятии решения ДД.ММ.ГГГГ года об утрате Усольцевой Е.Ф. статуса вынужденного переселенца и снятии ее с учета как вынужденного переселенца не было учтено, что заявительнице предоставлено жилое помещение менее нормы предоставления жилья, установленной органом местного самоуправления города Нефтеюганска. Кроме того, не учтено, что жилое помещение по договору социального найма предоставлено не одной Усольцевой Е.Ф., а также и ФИО10 которая не является членом ее семьи. При таких обстоятельствах вывод УФМС по ХМАО-Югре о том, что Усольцева Е.Ф. жилищно обустроена является ошибочным.
При этом, доводы представителя УФМС по ХМАО-Югре о пропуске заявительницей срока на обжалование решения, который в соответствии с п. 83 Приказа №465 от 20 декабря 2007 года является один месяц со дня получения лицом уведомления суд считает несостоятельными.
В соответствии со ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с п.п. 44,45 вышеуказанного Административного регламента решение о продлении или об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем и оформляется протоколом произвольной формы…. В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости направляется почтой уведомление с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
В судебном заседании установлено, что Усольцева Е.Ф. на заседании УФМС по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ года, где рассматривался вопрос о продлении ей статуса вынужденного переселенца, не присутствовала. В материалах дела имеется уведомление УФМС по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ года УФМС по ХМАО-Югре о том, что в отношении Усольцевой Е.Ф. принято решение об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и об утрате ею статуса вынужденного переселенца ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.39-40). В судебном заседании также установлено и участниками процесса не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ года заявительница получила уведомление об отказе ей в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и об утрате ею статуса вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ года. Однако, при исследовании данного уведомления суд приходит к выводу об обоснованности доводов Усольцевой Е.Ф. о том, что в нарушение Административного регламента, уведомление не содержит сведений о порядке и сроках обжалования решения УФМС по ХМАО-Югре (л.д.39-40).
За защитой нарушенного права Усольцева Е.Ф. первоначально обратилась в суд почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается пояснениями участников процесса. Определением Нефтеюганского городского суда от 22 марта 2011 года заявление Усольцевой Е.Ф. оставлено без движения для устранения недостатков. 08 апреля 2011 года определением Нефтеюганского городского суда, Усольцевой Е.Ф. заявление возвращено в связи с неустранением недостатков (л.д.176). Определением Нефтеюганского городского суда от 20 мая 2011 года в восстановлении процессуального срока на подачу частной жалобе Усольцевой Е.Ф. отказано.
В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии со ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем порядке.
Заявительница повторно обратилась в Нефтеюганский городской суд с настоящим заявлением 25 мая 2011 года (л.д.3).
Таким образом, срок исковой давности для заявительницы начал течь с 22 декабря 2010 года и на 25 мая 2011 года был пропущен.
В соответствии со ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Суд считает, что причины пропуска Усольцевой Е.Ф. исковой давности являются уважительными, связанные с незнанием гражданского законодательства и отсутствием разъяснений со стороны УФМС по ХМАО-Югре в уведомление о сроках и порядке обжалования решения, которым ей отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и об утрате ею статуса вынужденного переселенца, в нарушение п.п. 44,45 вышеуказанного Административного регламента. Поэтому срок на подачу заявления об оспаривании решения УФМС по ХМАО-Югре от 01 октября 2010 года подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст. ст.193-199,254-257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Усольцевой Елены Федоровны об оспаривании решения органов государственной власти, восстановлении статуса вынужденного переселенца удовлетворить.
Отменить решение № протокола № Управления Федеральной Миграционной Службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от ДД.ММ.ГГГГ года, которым Усольцевой Е.Ф. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и которым признано об утрате ею статуса вынужденного переселенца ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Управление Федеральной Миграционной Службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре продлить Усольцевой Елене Федоровне срок действия статуса вынужденного переселенца и восстановить Усольцевой Елене Федоровне статус вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей кассационной жалобы через Нефтеюганский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения.
Судья Нефтеюганского
городского суда И.Б. Ефремова
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2011 года.