предоставление жилого помещения по договору социального найма



                                                                            Дело № 2- 1862/2011

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

                                           Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года                                                            г. Нефтеюганск

                 Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                                              Ефремовой И.Б.

при секретаре                                                                          Шаровой Е.Б.

с участием

представителя истицы                                                            Ганиной А.В.

представителя ответчика                                                         Поляковой Е.Ю.

представителя третьего лица                                                Никольской А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску    Акчебаровой Галии Нурмугаматовны к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения вне очереди

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте города Нефтеюганска по договору социального найма. Свои исковые требования истица мотивировала тем, что она со своей семьей проживала по адресу – город Нефтеюганск, <адрес>. Решением Нефтеюганского городского суда от 21 декабря 1995 года ее мать – ФИО15 была лишена родительских прав в отношении нее. В 1997 году, после смерти отца - ФИО16, ее поместили в школу- интернат на полное государственное обеспечение. На основании договора передачи и продажи квартиры в доме государственного, муниципального жилого помещения фонда от 22 марта 1999 года данное жилое помещение передано в собственность ей и ее несовершеннолетним братьям и сестрам – ФИО17 Таким образом ей и ее семье, состоящей из четырех человек, было предоставлено помещение общей площадью 28,9 кв.м., что существенно ниже существующей нормы представления, поэтому в соответствии со ст. 57 ЖК РФ ей должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала на доводах, изложенных в исковом заявлении и дополнительно пояснила, что после окончания школы-интерната, в 2005 году она поступила на обучение в профессиональное училище №1 города Ханты-Мансийска, где также находилась на полном государственном обеспечении.

Представитель истицы Ганина А.В. в судебном заседании пояснила, что истица с заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в администрацию города Нефтеюганска не обращалась в силу своей неграмотности.

Представитель ответчика Полякова Е.Ю., действующая на основании доверенности от 27 сентября 2011 года (л.д.22), исковые требования истицы не признала и пояснила, что выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а равно лиц из их числа осуществляется органом местного самоуправления, но только после выделения ему на эти цели материальных ресурсов. Истица в реестр лиц, нуждающихся в предоставлении жилой площади не включена, финансирование на обеспечение ее жильем администрации города Нефтеюганска не передавалось. В бюджете округа на 2011 год не предусмотрены и не могли быть предусмотрены и, соответственно, в местный бюджет не передавались, средства для финансирования предоставления жилья истице, поскольку по данным органов местного самоуправления истица не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Истица в администрацию города Нефтеюганска с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась. Возложение же обязанности на орган местного самоуправления по обеспечению жильем истицы на основании решения суда без разрешения вопроса о включении в соответствующие списки о предоставлении субвенции, противоречит ч.4 ст. 49 ЖК РФ и ФЗ от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ФЗ №131 от 06 октября 2003 года. Кроме того, факт обеспечения жилой площадью менее учетной нормы по данному требованию не имеет правового значения. Этот факт, с учетом низких доходов истицы, дает ей право улучшить свои жилищные условия в порядке очередности с учетом положений ч.1 ст. 57 ЖК РФ по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 49 ЖК РФ. В настоящее время истица состоит в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма. Кроме того, требования истицы о предоставлении жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм – 33 кв. метра жилой площади как одиноко проживающей противоречит положениям ст. 55, 67,31 Жилищного кодекса РФ, согласно которых проживающие совместно с истицей ее родной брат и сестра являются членами ее семьи. Кроме того, положением ч.2 ст. 51 ЖК РФ устанавливающие, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности у граждан и членов его семьи. В соответствии с п. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющего в собственности жилое помещение, учитывается площадь данного жилого помещения (л.д.34-38).

Представитель третьего лица - комитета опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска Никольская А.В., действующая на основании доверенности от 11 мая 2011 года (л.д.39), в судебном заседании пояснила, что действительно истица в настоящее время состоит на учете в комитете опеки и попечительства как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку в ее собственности находится жилое помещение менее учетной нормы. Однако, при предоставлении истице жилого помещения необходимо учитывать размер жилого помещения, находящегося в ее собственности, в соответствии с п.7 ст. 57 ЖК РФ.

Третье лицо – ФИО18 в судебном заседании пояснила, что требования истицы подлежат удовлетворению.

Третье лицо – ФИО19 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил (л.д.30-31).

В соответствии со ст. 167 ГПК суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО20

Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В пункте 1 Закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрывается понятия детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которого следует, что:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности…. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно свидетельства о рождении Акчебаровой Галии Нурмугаматовны, она родилась ФИО21, ее отцом является ФИО22, матерью ФИО23 (л.д.6).

Решением Нефтеюганского городского суда от 21 декабря 1995 года ФИО24 лишена родительских прав в отношении истицы (л.д.10-12).

Отец истицы - ФИО25 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется запись акта от 05 июня 1997 года в ОЗАГС города Нефтеюганска (л.д.7).

В период с 1997 года по 2005 год истица обучалась в бюджетном

специальном (коррекционном) образовательном учреждении ХМАО-Югры

«Нефтеюганская специализированная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», окончила 9 классов, находилась на полном государственном обеспечении (л.д.19), по окончании которой, с 2005 года по 2007 год находилась на полном государственном обеспечении, обучаясь в ГОУ НПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийское профессиональное училище №1» (л.д.19,33).

Таким образом, суд приходит к выводу, что с 1997 года истица являлась ребенком, оставшимся без попечения родителя, а по достижению восемнадцатилетнего возраста, с 01 октября 2007 года является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что на основании договора передачи и продажи квартиры в доме государственного, муниципального жилого помещения фонда от 22 марта 1999 года жилое помещение, расположенное по адресу – г. Нефтеюганск, микрорайон <адрес> общей площадью 28,9 кв.м., жилой площадью 14.9 кв.м. передано в собственность истице и трем ее несовершеннолетним братьям и сестрам – ФИО26 каждому по ? доли (л.д.13).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при помещении истицы в несовершеннолетнем возрасте в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 1997 году, за ней была сохранена жилая площадь по адресу – г. Нефтеюганск, <адрес>, которая в 1999 году была передана ей и ее несовершеннолетним братьям и сестрам в собственность. На момент окончания пребывания истицы в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышеуказанное помещение было за ней сохранено, но истица была обеспечена жильем менее учетной нормы площади жилого помещения в соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от 15 июня 2011 года (л.д.41).

         В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются    лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод.

       Суд приходит к выводу, что требования истицы о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что истица не обращалась в администрацию города Нефтеюганска с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу, из числе детей оставшихся без попечения родителей, что является основанием для отказа в удовлетворении ее требований суд считает несостоятельными, поскольку для лиц, указанных в абзаце 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.

Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 20 июня 2006 года №60-оз органы местного самоуправления субъекта, в том числе и города Нефтеюганска, наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Поэтому, доводы представителя ответчика о выполнении органом местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан только после выделения ему на эти цели материальных ресурсов не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку истица состоит на учете в комитете опеки и попечительства администрации города Нефтеюганска, сначала, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, а затем как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей с 1997 года, в отношении которой имелись у ответчика сведения о том, что она обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, однако ответчиком не были своевременно приняты меры по обеспечению истицы жилым помещением вне очереди в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о применении п.7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого истице по договору социального найма, согласно которой необходимо учитывать площадь жилого помещения, находящегося у истицы в собственности, суд считает несостоятельными, поскольку ст. 8 Закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии для данной категории граждан, а именно размер жилого помещения должен быть не ниже установленных социальных норм предоставления жилья в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в пользу истицы расходы по уплате государственной пошлины, данные расходы документально подтверждены (л.д.5).

                            Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                      Р Е Ш И Л:

Исковые требования Акчебаровой Галии Нурмугаматовны к администрации города Нефтеюганска о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить.

Обязать администрацию города Нефтюеганска предоставить Акчебаровой Галии Нурмугаматовны вне очереди благоустроенное, отвечающее санитарным техническим нормам жилое помещение, расположенное в черте города Нефтеюганска по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм при предоставлении.

    Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей кассационной жалобы через Нефтеюганский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения.

              Судья Нефтеюганского

городского суда                                                                         И.Б. Ефремова

         Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2011 года.