об обязании установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию МОУ СОШ №5



Дело № 2-2120/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«8» декабря 2011 года                                                                   г. Нефтеюганск

Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи                               Гуриной Л.Н.

при секретаре                                                            Гареевой Р.В.,

с участием помощника прокурора                          Терлецкой Е.И.

    представителя Администрации г. Нефтеюганска Штолинской С.В.

    представителя МБОУ «НОШ №5»                        Яхункиной Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайпрокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Нефтеюганска об обязании установления пандусов

У С Т А Н О В И Л:

Нефтеюганский межрайпрокурор обратился в суд с вышеуказанным иском мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии с актом проверки от 11.11.2011 года в МБОУ «НОШ №5» не установлены пандусы, чем нарушаются права инвалидов и других маломобильных групп на беспрепятственный доступ к данному объекту социального назначения. Согласно п. 6.1 Устава МБОУ «НОШ №5», имущество школы является муниципальной собственностью муниципального образования г. Нефтеюганск и находится у школы в оперативном управлении, следовательно, в полномочия администрации г. Нефтеюганска входит обязанность по оснащению здания указанной школы пандусами. Просят признать незаконным бездействие ответчика и обязать его обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «НОШ №5» путем установления пандусов.

В судебном заседании помощник прокурора Терлецкая Е.И. исковые требования поддержала и просила определить срок для установки пандусов до 31.12.2012 года.

Представитель Администрации г. Нефтеюганска и 3-лица Департамента образования и молодежной политики администрации г. Нефтеюганска Штолинская С.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась и суду пояснила, что в данной школе нет детей-инвалидов. Родители с жалобами на ограничение доступа в школу не обращались. Школа была введена в эксплуатацию в 1976 году и применение существующих норм к указанному зданию недопустимо без реконструкции. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица МБОУ «НОШ №5» Яхункина Т.Ю. доводы представителя Администрации г. Нефтеюганска поддержала.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

П.3.13, 3.14 Строительных норм и правил 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001г. № 73 предусмотрено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В судебном заседании установлено, что согласно акту проверки Нефтеюганской межрайпрокуратуры от 11 ноября 2011г. в здании Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Начальная Общеобразовательная Школа №5», расположенное по адресу: г. <адрес> отсутствуют пандусы, иные устройства для въезда и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения (л.д. 7).

Согласно п. 1.1 Устава МБОУ «НОШ №5», школа является бюджетным, гражданским, светским, общеобразовательным учреждением, реализующим основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (л.д.12-48). Учредителем школы является муниципальное образование г. Нефтеюганск (п. 1.3 Устава), оно же является собственником имущества (п. 6.1 Устава), а школа обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления (п. 1.9 Устава). Таким образом, собственником здания №<адрес>, расположенным во <адрес> является ответчик.

В силу ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995г. №181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органа местного самоуправления городского округа в сфере образования относятся… обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из смысла закона следует, что в полномочия Администрации г. Нефтеюганска входит обязанность по оснащению здания МБОУ «НОШ №5» пандусами в этой связи, доводы представителя ответчика о том, что в школе не обучаются дети-инвалиды и в данном учебном заведении установка пандусов без реконструкции невозможна, судом во внимание не принимаются, поскольку закон не подлежит расширительному толкованию и не содержит исключений при установке пандусов, а значит, он должен исполняться на территории Российской Федерации независимо от наличия инвалидов либо иных маломобильных групп населения, поскольку они имеют право на доступ к объектам социальной инфраструктуры, к которым относится школа.

Таким образом, исковые требования Нефтеюганского межрайпрокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку на представление Нефтеюганского межрайпрокурора от 11.11.2011 года об устранении нарушений ответчик не прореагировал и должных мер не принял.

Доводы представителя Администрации и МБОУ «НОШ №5» о том, что на установку пандусов не заложено средств в бюджете, не могут служить основанием для отказа в иске. Определение срока до 31.12.2012 года для установки пандусов не противоречит действующему законодательству и направлено на социальную защиту инвалидов и других маломобильных групп населения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нефтеюганского межрайпрокурора - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Нефтеюганска по не установлению пандусов.

Обязать Администрацию г. Нефтеюганска обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения «Начальная Общеобразовательная Школа №5», расположенного по адресу: г.. <адрес> путем установления пандусов в срок до 31 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи кассационной жалобы через Нефтеюганский городской суд..

Председательствующий судья                                           Л.Н. ГУРИНА