об обязании установления пандуса



                                                                                                                         дело № 2-80/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 января 2012 года                                                           город Нефтеюганск

                        Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                                              Ефремовой И.Б.

при секретаре                                                                          Шаровой Е.Б.

с участием Нефтеюганского межрайонного

прокурора                                                                                  Терлецкой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Нефтеюганска о признании незаконным бездействия администрации города Нефтеюганска по неустановлению пандусов при входе в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» и об обязании установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№2»

                                             У С Т А Н О В И Л:

Нефтеюганский межрайонный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Нефтеюганска о признании незаконным бездействия администрации города Нефтеюганска по неустановлению пандусов для создания беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» (далее МБОУ «СОШ №2»), расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 5, здание 66 и обязать администрацию города Нефтеюганска обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание МБОУ «СОШ №2» путем установки пандусов. Свое заявлением Нефтеюганский межрайонный прокурор мотивировал тем, что при проведении проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения в МБОУ «СОШ№2» установлено, что на учете в управлении социальной защиты населения по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району состоит 3119 инвалидов, в том числе 284 детей-инвалидов. До настоящего времени в г. Нефтеюганске не в полной мере созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям и сооружениям. В МБОУ «СОШ №2» не установлены пандусы, чем нарушаются права инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к данному объекту социального назначения. Имущество учреждения является муниципальной собственностью г. Нефтеюганска и находится у учреждения в оперативном управлении. В полномочия администрации города входит обязанность по оснащению здания учреждения пандусами.

           В судебном заседании Нефтеюганский межрайонный прокурор Терлецкая Е.И. исковые требования поддержала полностью, мотивировав их доводами, изложенными в исковом заявлении. При этом уточнив, что просит обязать администрацию города Нефтеюганска устранить допущенные нарушения в срок до 31 декабря 2012 года, поскольку отсутствие пандусов нарушает конституционные права на беспрепятственный доступ в здание. Реконструкция в данном случае здания не нужна, поскольку установление пандуса при входе в школу не требует реконструкции здания.

Представитель администрации города Нефтеюганска Лукиянчикова Ж.Г., действующая на основании доверенности № от 07 декабря 2011 года (л.д.136), в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований Нефтеюганскому межрайонному прокурору отказать (л.д.68-69). Представителем ответчика представлены возражения, из которых следует, что исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора незаконны и необоснованны по следующим основаниям:

- исковые требования обоснованы положениями СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», принятым постановлением Госстроя от 16 июля 2001 года №73,ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Однако данными нормами не предусмотрен механизм их реализации по отношению к уже построенным объектам, то есть указанные нормы должны применяться при строительстве новых или реконструкции уже построенных объектов социальной инфраструктуры;

- действующее законодательство, в частности ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержит прямого указания об обязании оборудования пандусами при входе средние и начальные общеобразовательные учреждения. Соответственно, при определении обстоятельств и вынесения решения должно учитываться назначение данных учреждений – предоставление образовательных услуг, в связи с чем субъективный состав данного учреждения строго определен, а также отсутствие среди обучающихся, родителей и работников учреждения инвалидов, использующих кресла-коляски;

- в материалах дела отсутствуют заявления и обращения со стороны органов социальной защиты населения или общественных объединений инвалидов об обеспечении беспрепятственного доступа в МБОУ «СОШ №2»;

- в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года, постановлением администрации города Нефтеюганска от 23 сентября 2011 года №2643, утверждена долгосрочная целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в городе Нефтеюганске на 2012-2015 годы», в соответствии с которой пандусы будут оборудованы в шести муниципальных бюджетных образовательных учреждениях. Финансирование программы будет осуществляться в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований на финансовый год. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» в данном перечне на 2012-2015 годы не значится;

- в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите населения в Российской Федерации» при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных общеобразовательных учреждениях органы управлением образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Поэтому, отсутствие специальных сооружений или приспособлений для доступа маломобильных групп населения в образовательные учреждения само по себе не является нарушением их прав. Так, в соответствии с требованиями вышеуказанной нормы в городе Нефтеюганске на базе МБОУ «СОШ№8» организовано обучение детей-инвалидов, созданы все условия для их беспрепятственного доступа и перемещения. Обучение детей ведется в различной форме - дистанционно, на дому, очно. Для организации дистанционного обучения в рамках региональной программы дети-инвалиды обеспечиваются компьютерной техникой, выходом в Интеренет;

- в рассматриваемом деле не усматривается неопределенного круга лиц, поскольку исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора направлены на защиту интересов конкретных лиц – инвалидов, состоящих на учете социальной защиты населения по городу Нефтеюганску и Нефтеюганскому району в количестве 3 119 человек, в том числе детей-инвалидов – 284 человека (л.д.72-75).

Представитель третьего лица – директор МБОУ «СОШ №2» Линник Н.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, возражает относительно удовлетворения исковых требований Нефтеюганского межрайонного прокурора (л.д.56, 137).

Представитель третьего лица - департамента образования и молодежной политики администрации г. Нефтеюганска о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила (л.д.67).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

      Выслушав Нефтеюганского межрайонного прокурора, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

       В судебном заседании установлено, что 10 ноября 2011 года Нефтеюганской межрайонной прокуратурой в рамках проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, проверено МБОУ «СОШ №2». В ходе проверки установлено что в МБОУ «СОШ №2» отсутствуют пандусы, иные устройства для въезда и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в Учреждение. Денежные средства на установку пандусов МБОУ «СОШ№2» не запрашивались, в смету не закладывались. Денежные средства из бюджетов различных уровней в МБОУ «СОШ №2» для установки пандусов, иных устройств для въезда и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в Учреждение не поступали. На основании изложенного Нефтеюганский межрайонный прокурор пришел к выводу, что МБОУ «СОШ №2» не приспособлено для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения (л.д.7).

     Объяснением директора МБОУ «СОШ №2» от 10 ноября 2011 года Линник И.А. также подтверждено, что в МБОУ «СОШ №2» отсутствует пандус для беспрепятственного доступа в Учреждение инвалидов и других маломобильных групп (л.д.8).

      Из п.п. 1,6 Устава МБОУ «СОШ №2» следует, что она является муниципальным общеобразовательным учреждением, реализующим основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Имущество МБОУ «СОШ №2» является муниципальной собственностью муниципального образования город Нефтеюганск и находится у школы в оперативном управлении (л.д.10,42).

      Таким образом, в судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ №2» является социальным учреждением, при входе в которое отсутствует пандус.

           В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям)….

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

       В соответствии со ст.ст.1,7, п. «ж» ч.1 ст. 72, 133 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», преамбулы, ч.3 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерации, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

      Таким образом, судом установлено, что обязанность по оборудованию здания школы пандусами должна возлагаться на собственника здания – администрацию города Нефтеюганска.

           Однако, в соответствии с п.1.1 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года №73, при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в частности вход, приспособленный для маломобильных групп населения; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, установленных ГОСТ Р 51261(п.3.13, 3.14).

    Из преамбулы постановления Госстроя №74 и Минтруда РФ №51 от 22 декабря 1999 года, которым утвержден РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной структуры» также следует, что данный документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями ( к которым могут быть отнесены люби преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, люди с детскими колясками и т.п.) к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, культурно-зрелищные и другие учреждения) при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определяет требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Так, согласно ч.1 ст. 12 вышеуказанного Закона жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Анализируя вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при реконструкции или же при капитальном ремонте указанных зданий.

Из технического паспорта на здание школы №2 установлено, что оно построено в 1967 году (л.д.164).

Поскольку в судебном заседании не установлено доказательств подтверждающих, что с момента введения в действие вышеуказанных норм, проводилась реконструкция или капитальный ремонт МБОУ «СОШ №2», суд приходит к выводу, что применение положений указанных норм к данному зданию недопустимо. Обязанность по оборудованию МБОУ «СОШ №2» возникнет у администрации города Нефтеюганска при реконструкции или при капитальном ремонте данного учреждения.

Кроме того, их технического паспорта на здание школы установлено, что она имеет три этажа. Из экспликации к поэтажному плану строения следует, что кабинеты и лаборантские находятся как на первом, так и на втором этажах (л.д.167-172). В связи с чем, суд приходит к выводу, что установление пандуса только при входе в здание школы при отсутствии пандусов между этажами не создаст условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. А установление пандусов внутри школы для беспрепятственного доступа инвалидов на второй этаж, является, в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкцией объекта. В соответствии с положениями ст. ст. 47,48 Градостроительного кодекса для проведения реконструкции ( а именно установки соответствующих приспособлений для инвалидов) необходимо оценка технических решений, увязанных к фактической ситуации, определение технической установки указанных приспособлений, которая возможна только после проведения необходимых мероприятий, установленных правовыми нормами.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года №175 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, целью которой является формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам инвалидов и других маломобильных групп населения. В соответствии с данной программой планируется к 2016 году увеличить количество школ, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушений развития.

       Постановлением администрации города Нефтеюганска №2643 от 23 сентября 2011 года также утверждена долгосрочная целевая программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры в городе Нефтеюганске на 2012-21015 годы», в соответствии с которой за счет средств муниципального образования к 2016 году пандусами должну быть оборудованы шесть муниципальных образовательных учреждениях: «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4», «Средняя общеобразовательная школа№5 «Многопрофильная», «Средняя общеобразовательная школа №6», «Средняя общеобразовательная школа №9», «Средняя общеобразовательная школа №13»,»»Детский сад №13», в учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (л.д.9,76-91).

         Из письма Департамента образования и молодежной политики администрации города Нефтеюганска от 08 ноября 2011 года №4360 следует, что в настоящее время для беспрепятственного доступа маломобильных граждан при входе в учреждение оборудованы пандусы в трёх образовательных учреждениях, в том числе, в МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №8», расположенная в 8А микрорайоне, где обучаются дети инвалиды, в том числе на дому ( всего 34 ребенка с ограниченными возможностями здоровья), МБОУ «Лицей №1» (л.д.9).

           Кроме того, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №971 от 11 ноября 2011 года утверждено Положение об организации дистанционного образования детей-инвалидов в ХМАО-Югре, в соответствии с которым автономному учреждению дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования», в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 27 октября 2011 года №886 «О региональном операторе» в срок до 01 декабря 2011 года поручено разработать положение о Региональном центре дистанционного обучения детей-инвалидов (л.д.138—149).

Кроме того, в соответствии с приказом Департамента образования о науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31 января 2007 года №115 «О развитии дистанционного образования», Департаментом образования города Нефтеюганска издан приказ №1384 от 14 октября 2011 года, согласно которого в целях реализации проекта «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья», утвержден план реализации проекта «Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в 2011-2012 году» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8». Кроме того, согласно данного плана, утвержден порядок обучения детей-инвалидов на дому посредством компьютерных технологий, с подключением детей-инвалидов на дому к сети связи через ОАО «Уралсвязьинформ» (л.д.150-157).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Нефтеюганского межрайонного прокурора необоснованны и удовлетворению не подлежат.

                Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований Нефтеюганскому межрайонному прокурору, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Нефтеюганска о признании незаконным бездействия администрации города Нефтеюганска по неустановлению пандусов при входе в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» и об обязании установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№2» отказать за их необоснованностью.

           Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья Нефтеюганского

городского суда                                                                         И.Б. Ефремова

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2012 года.