О понуждении бюджетного образовательного учреждения ХМАО-Югры для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Светозар» к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и устранению нарушений правил пожарной



Гр/д № 2-69/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нефтеюганск                                                                        17 января 2012 года

         Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе:

        председательствующего судьи                Поникаровской С. А.

        с участием помощника прокурора          Вотина                 М.Д.

        при секретаре                                             Былиной             О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора (в интересах несовершеннолетних воспитанников) КУ Детский дом «Светозар» к КУ Детский дом «Светозар» о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

          Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних воспитанников к БОУ ХМАО-Югры «Детский дом «Светозар», ныне КУ Детский дом «Светозар», в котором указал, что прокуратурой, с привлечением контролирующих органов проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что детским домом допущены нарушения Санитарных правил СП 2.4.990-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01 ноября 2000г. Установлено, что здание детского дома построено в 1974г. В 2003г. проведена его реконструкция. В капитальном исполнении, проектная вместимость здания рассчитана на 124 места. За период 2009-2010г.г. руководству детского дома «Светозар» прокуратурой внесено 2 представления об устранении нарушений законодательства. Однако, нарушения не устранены: физкультурно-спортивная зона на территории детского дома не оснащена необходимым набором спортивного оборудования (п.п. 2.1.8.,2.1.10 СП 2.4.990-00); отсутствует банно-прачечный комплекс (п. 2.2.2.10. СП 2.4.990-00); стирка, чистка, сушка и глажение постельного и личного белья воспитанников осуществляется не в соответствии с требованиями санитарных правил (отсутствует помещение для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды (п. 2.2. СП 2.4.990-00г); не выделено помещение для сушки верхней одежды и обуви, оборудованное умывальной раковиной с подводкой горячей воды, отдельное от места для хранения уборочного инвентаря (п.2.2.2.6. СП2.4.990-00г); не предусмотрены отдельные помещения для хранения уборочного инвентаря с подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой (для тряпок); кладовые для хранения личных и сезонных вещей (п.2.2.3.3. СП 2.4.990-00г). По информации, предоставленной департаментом Социального развития ХМAO-Югры, строительство банно-прачечного комплекса для ответчика включено в проект долгосрочной целевой программы ХМАО-Югры «Комплексное развитие социальной защиты населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы». Не устранение выявленных нарушений законодательства напрямую затрагивает интересы и права проживающих в детском доме несовершеннолетних воспитанников.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц: Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, Департамента финансов ХМАО-Югры не явились, надлежаще извещены, в суд поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

В судебном заседании помощник прокурора Вотин М.Д. поддержал требования и просил обязать КУ «Детский дом «Светозар» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 31 декабря 2012 года.

В судебном заседании представитель ответчика КУ Детский дом «Светозар»- Рудик М.В., признала исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры - Зернина Г.Ф., действующая по доверенности, ознакомившись с заключением экспертизы, нашла требования прокурора законными и обоснованными, просила вынести решение на усмотрение суда.

         Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что согласно Уставам (л.д. 8-28, 61-77, 249-267) бюджетное образовательное учреждение ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Светозар» преобразовано в казенное образовательное учреждение ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Светозар» 06 октября 2011г., создано в соответствии законодательством Российской Федерации и ХМАО-Югры, находится в ведении Департамента социального развития ХМАО-Югры, является юридическим лицом и действует в соответствии с актами, составляющими правовую систему РФ, ХМАО-Югры, настоящим уставом. Целью Учреждения является создание условий для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их дальнейшего устройства на воспитание в семьи граждан (п. 2.1 Устава) (л.д.251). Имущество учреждения является собственностью ХМАО-Югры и закрепляется за ним на праве оперативного управления (л.д.2361). Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, обязано обеспечивать сохранность и использование имущества (п.7.3, 7.4 Устава) (л.д.261).

             Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, КУ Детский дом «Светозар» осуществляет свою уставную деятельность с множественными нарушениями законодательства, прежде всего санитарно-эпидемиологического: Санитарных правил 2.4.990-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СП 2.3.6.1079-01. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

          В апреле 2008 года ТО Роспотребнадзора проведена плановая проверка Детского дома на предмет соблюдения санитарного законодательства, при этом выявлены множественные нарушения законодательства. В связи с чем, директору детского дома выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений (л.д. 29-32).

          ДД.ММ.ГГГГ года Нефтеюганской межрайпрокуратурой вынесено представление директору Детского дома об устранении нарушений закона, которым предложено принять меры к исправлению сложившейся ситуации и недопущению нарушений законодательства (л.д. 55-58).

          В августе 2009г. ТО Роспотребнадзора проведена очередная плановая проверка, где также выявлены множественные нарушения законодательства. При этом часть нарушений была зафиксирована в предписании № ДД.ММ.ГГГГ и на момент проверки в 2009г. устранена не была. В связи с чем, директору Детского дома выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений (л.д. 33-35).

          В ДД.ММ.ГГГГ директор Детского дома предоставил в ТО Роспотребнадзора план мероприятий по устранению выявленных нарушений (л.д. 37-39).

          21 сентября 2010 года Нефтеюганской межрайпрокуратурой, с привлечением контролирующих органов выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: физкультурно-спортивная зона на территории детского дома не оснащена необходимым набором спортивного оборудования, отсутствует банно-прачечный комплекс, стирка, чистка, сушка и глажение постельного и личного белья воспитанников осуществляется не в соответствии с требованиями санитарных правил - отсутствует помещение для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды, не выделено помещение для сушки верхней одежды и обуви, оборудованное умывальной раковиной с подводкой горячей воды, отдельное от места для хранения уборочного инвентаря, не предусмотрены отдельные помещения для хранения уборочного инвентаря с подводкой горячей и холодной воды, сливом и сушкой (для тряпок), не предусмотрены кладовые для хранения личных и сезонных вещей (л.д.44-45). Данные нарушения указаны как в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ., так и в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ.

          Детским домом предписания Роспотребнадзора не были оспорены, в установленном законом порядке, приняты к исполнению, а значит должны быть исполнены в полном объеме.

          Из чего следует, что детский дом «Светозар» в течение длительного времени осуществляет свою уставную деятельность с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, на неоднократные предписания Роспотребнадзора и представление прокурора не реагирует, никаких мер к устранению нарушений законодательства не предпринимает, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, проживающих в детском доме, нарушает их законные права и интересы.

Согласно Экспертному Заключению ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 декабря 2011 года проведенному по определению суда от 09.12.2011г. – результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы обследования помещений предприятия не соответствуют требованиям нормативных документов санитарного законодательства: п.п. 2.1.8, 2.1.10, 2.2.2.10, 2.2.2.2.3.3.3 СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

          В ст.8 ФЗN52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", указано, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

          В силу ст. 11 ФЗ N52-ФЗ от 30.03.1999г., юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

          В соответствии со ст. 24 ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999г., при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, должны осуществляться санитарно-противоэпидемические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         Согласно ст.39 ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999г., на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан и юридических лиц.

На основании вышеизложенного, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Кроме того, представитель ответчика признала исковые требования в судебном заседании, последствия признания иска судом разъяснены, признание иска занесено в протокол судебного заседания. Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ – прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд. Госпошлина подлежит взысканию с ответчика в силу ст.103 ГПК РФ, не освобожденного от ее уплаты.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 200 рублей, поскольку прокурором требования заявлены в отношении физических лиц.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать КУ образовательное учреждение ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Светозар» устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства в срок до 31 декабря 2013 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с подачей апелляционной жалобы и представления через Нефтеюганский городской суд.

                                    Судья                                       Поникаровская С.А.

мотивированное решение составлено 17.01.2012г.

Решение вступило в законную силу «___»__________________