об обязании утсановить пандус



                                        Дело №2-87/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» января 2012 года                                 г. Нефтеюганск

Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи                                      Загреба В.В.,

при секретаре                                                  Яковлевой О.Н.,

с участием помощника Нефтеюганского межрайонного

прокурора                                                                                                         Терлецкой Е.И.,

представителя третьего лица-директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №15» Канчуриной Р.Г., предоставившей приказ №159,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Нефтеюганска о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения путем установления пандусов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Нефтеюганска о признании бездействия по неустановке пандусов для создания беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 15» расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 16А микрорайон, здание № 65, путем установления пандусов, мотивируя требования следующими обстоятельствами.

На учете по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району в Управлении социальной защиты состоит 3 119 инвалидов, в их числе детей-инвалидов- 284.

Условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №15» отсутствуют, пандусы не установлены, отсутствуют иные средства(приспособлении),обеспечивающие доступ, чем нарушены гарантированные государством права маломобильных групп населения на беспрепятственный и постоянный доступ к данному объекту социального назначения.

В судебном заседании помощник Нефтеюганского межрайонного прокурора Терлецкая Е.И. иск поддержала по основаниям, в нем указанным, просила установить срок для устранения пандусов до 31 декабря 2012 года.

В судебное заседание ответчик – Администрация города Нефтеюганска не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и возражение на иск (приобщены к делу).

Представитель третьего лица - директор муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №15» Канчурина Р.Г. иск не признала и пояснила, что установка пандусов не вызывается необходимостью и повлечет значительные незапланированные финансовые затраты.

Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика по правилам ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив доказательства в их совокупности, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 15» зарегистрировано в г. Нефтеюганске в качестве юридического лица (п.1.9 Устава, л.д.15), имеет предмет деятельности -реализация основных общеобразовательных программ (п.2.1 Устава, л.д.16).

11.11.2011 года в результате проверки Нефтеюганским межрайонным прокурором муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 15» установлено отсутствие пандусов и иных устройств для въезда и беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, что подтверждается актом проверки (л.д.7), и не отрицалось представителем третьего лица директором муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 15» Канчуриной Р.Г.

В адрес ответчика Нефтеюганским межрайонным прокурором 08 ноября 2011 года направлено представление об устранении нарушений закона (приобщено к делу).

Ответом заместителя главы администрации города Нефтеюганска от 22 ноября 2011 года подтверждено, что изложенные выше нарушения не устранены, а мероприятия по созданию условий для инвалидов в пределах выделенных бюджетных ассигнований проводятся(приобщено к делу).

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской федерации, РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Суд приходит к выводу, что условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан при входе в здания Школы не созданы, нарушены конституционные права маломобильных граждан на беспрепятственный доступ в социальное учреждение.

В соответствии с п. 6.1 Устава МБОУ НОШ № 5 имущество Школы является муниципальной собственностью муниципального образования город Нефтеюганск и находится у школы в оперативном управлении (л.д.40-41).

Согласно ст. 28 Устава города Нефтеюганска в целях решения вопросов местного значения администрация города обладает следующими полномочиями в области управления муниципальной собственностью: управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности города Нефтеюганска; принимает решение об учреждении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п. 3.13, 3.14 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3), вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 17 Федерального закона № 131-Ф3 установлено, что в целях решений вопросов местного значения орган местного самоуправления городского округа создает муниципальные предприятия и учреждения, финансируют муниципальные учреждения.

Согласно п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п. 2, 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органа местного самоуправления городского округа в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям, обеспечение содержания здании и сооружении муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что оснащение здания МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №15» пандусами или иными устройствами для доступа является обязанностью ответчика- собственника имущества, бездействие ответчика влечет нарушение прав маломобильных граждан по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения.

Доводы ответчика, изложенные в возражении на исковое заявление о том, что использование объектов, введенных в эксплуатацию до принятия ФЗ №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», без соответствующих приспособлений доступа к объектам социальной инфраструктуры не запрещена, отсутствует правовой механизма реализации мер, обеспечивающих удовлетворение таких потребностей инвалидов, не влияют на обоснованность заявленных требований и не освобождает собственника имущества от обязанности обеспечить надлежащие условия жизнедеятельности инвалидов при посещении образовательного учреждения.

Аналогично, не должны влиять на права (в сторону их ухудшения) граждан, имеющих ограниченные возможности, отсутствие в целевой программе на 2012-2015 г.г.по оборудованию пандусами объекта-Школы.

Не могут быть признаны состоятельными и доводы ответчика о том, что в г. Нефтеюганске имеются специализированные учебные заведения для маломобильных граждан, поскольку указанное не исключает возможность реализации гарантированного государством права на посещение учреждения указанными лицами.

С учетом изложенного, являются несостоятельными и доводы ответчика об отсутствии права у прокурора на обращение с указанным иском в виду неверного толкования норм права.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Суд удовлетворяет требования истца о признании незаконным бездействие Администрации города Нефтеюганска и обязывает в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 15» расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 16А микрорайон, здание № 65, путем установления пандусов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Нефтеюганского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Нефтеюганска по неустановлению пандусов для создания беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 15» расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 16А микрорайон, здание № 65.

Обязать Администрацию города Нефтеюганска в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в здание Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №15» расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 16А микрорайон, здание № 65, путем установления пандусов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок один месяц со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Нефтеюганский городской суд.

Судья- председательствующий:                            Загреба В.В.

Мотивированное решение составлено 13 января 2012 г.

Подлинник решения суда находится в материалах гражданского дела № Дело №2-87/2012