решение по иску к `Ипотечное агенство Югры` о признании действий по отказу в предоставлении субсидий незаконными



                                           дело № 2-772/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«06» мая 2011 года                                                                  г. Нефтеюганск

     Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                                       Гудожникова Д.Н.

при секретаре                                                                    Рябковой С.Д.

с участием

истцов                     Ахмадеевой Л.Я., Ахмадеева А.Ф.

представителя ответчика              Гармаш И.И.

представителя третьего лица        Юнык Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмадеевой Лианы Ямильевны, Ахмадеева Алмаза Флюровича к Открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о признании действий по отказу в предоставлении субсидии незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Ахмадеев А.Ф., Ахмадеева Л.Я. обратились в суд с иском к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании действий по отказу в предоставлении субсидии, согласно выписке от 23 января 2009 года № 1 незаконными и обязании по предоставлению субсидии согласно выписке из протокола от 23 января 2009 года № 1 в порядке очередности. Свои требования мотивируют тем, что согласно Подпрограмме «Доступное жилье молодым», входящей в состав Программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры» на 2005-2015 годы», молодым семьям предоставляются безвозмездные субсидии (компенсационные выплаты) на компенсацию части приобретенного жилья, в случае рождения ребенка. Истцы также являются молодой семьей, в которой оба супруга являются работниками бюджетной сферы. 29 августа 2008 года истцы обратились с заявлением о постановке на учет для получения субсидии. Согласно уведомлений, предоставленных департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска от 22 июня 2009 года № 225 и № 517 истцы поставлены в очередь на получение субсидий в рамках Подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Закона ХМАО – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, что подтверждается выписками из протоколов № 58 от 02 сентября 2008 года, № 59 от 05 сентября 2008 года и протоколом № 1 от 23 января 2009 года. Согласно поданных документов были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как своего собственного жилья, как отдельная вновь созданная семья на тот момент не имели. Однако 06 октября 2009 года от ипотечного агентства был получен ответ об отказе в продлении документов постановке на учет для предоставления государственной поддержки. После чего истцы обратились в суд о признании действий ипотечного агентства незаконными. Согласно решению Нефтеюганского городского суда от 20 января 2010 года исковые требования были удовлетворены. Суд признал отказ в продлении документов незаконными и обязал ОАО «Ипотечное агентство Югры» поставить истцов на учет в соответствии с Подпрограммой 2 «Доступное жилье молодым». После того, как решение суда вступило в законную силу, истцы вновь обратились в ипотечное агентство и получили уведомление, согласно которому ипотечное агентство поставило истцов на учет для предоставления только одной субсидии, а именно как молодую семью, где оба супруга являются работниками бюджетной сферы. Согласно уведомлению от 28 декабря 2010 года истцам была предоставлена субсидия в размере 704 106 рублей 62 копейки, однако в предоставлении субсидии на ребенка отказали, ссылаясь на то, что субсидии предоставляются по выбору. С выводами ипотечного агентства не согласны, поскольку субсидии на первоначальный взнос, указанные в п.п.1 п. 2 ст. 10 Закона ХМАО – Югры № 103-оз в размере 30 % от стоимости жилья и субсидии, указанные в п.п.2 п. 2 настоящей статьи в части, рассчитанной на фактически имеющихся детей предоставляются участникам Подпрограммы 2 по их выбору, но за исключением субсидий, предоставляемых при рождении (усыновлении) детей. Из чего следует, что субсидия на ребенка при рождении является обязательной и предоставляется вне зависимости от других субсидий. Кроме того, уведомление на получение субсидии, как бюджетники истцы получили задолго до рождения ребенка, то есть на момент предоставления вышеуказанной субсидии у истцов не было фактически имеющихся детей и соответственно нельзя говорить, что уведомления предоставлялись в одно время. Считают, что действия ипотечного агентства в части отказа в предоставлении двух субсидий незаконны, так как предоставлялись не единовременно и субсидия при рождении ребенка является обязательной.

В судебном заседании истцы уточнили заявленные исковые требования, просят признать действия ОАО «Ипотечное агентство Югры» по отказу молодой семье Ахмадеевой Л.Я., Ахмадеева А.Ф. в предоставлении субсидии согласно выписке из протокола № 1 от 23 января 2009 года незаконными. Обязать ОАО «Ипотечное агентство Югры» предоставить семье Ахмадеевых субсидию согласно выписке из протокола № 1 от 23 января 2009 года в порядке очередности, с учетом ране предоставленной субсидии в размере 704 106 рублей 62 копейки.

В судебном заседании истцы Ахмадеева Л.Я., Ахмадеев А.Ф. на заявленных исковых требованиях настаивали, ссылались в их обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» Гармаш И.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, ссылалась на доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 37-40). Дополнительно суду пояснила, что поскольку при предоставлении субсидии истцам был учтен имеющийся ребенок, истцы не вправе претендовать на получение субсидии на рожденного ребенка.

Представитель третьего лица департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска Юнык Д.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласился, ссылался на доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 254-256).

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Ахмадеевы 29 августа 2008 года обратились с заявлением о постановке на учет для получения субсидии в Ипотечное агентство ХМАО – Югры по городу Нефтеюганску и Нефтеюганскому району (л.д.71), согласно уведомлений, предоставленных департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска от 22 июня 2009 года за № 517,225 Ахмадеевы поставлены в очередь на получение субсидий в рамках Подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры» на 2005-2015 годы» под № 225, 517 (л.д. 8,9,11), утвержденной Законом ХМАО – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз, и Порядком реализации и финансирования Подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» Программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры» на 2005-2015 годы», утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 08 февраля 2006 года № 23-п.

После постановки на учет, между Ахмадеевой Л.Я., Ахмадеевым А.Ф. и Сберегательным банком РФ был заключен кредитный договор от 27 июня 2008 года, согласно условиям, которого банк предоставил целевой кредит «Молодая семья» по программе «Ипотечный» в сумме 2 700 000 рублей под 10.75 % годовых (л.д. 52-56).

02 июля 2008 года между АНО «Ипотечное агентство Югры», Сберегательным банком РФ и Ахмадеевым А.Ф., Ахмадеевой Л.Я. было заключено трехстороннее соглашение № 278-08/ИФ о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору от 27 июня 2008 года № 45839, согласно которому сумма кредита погашается участниками пропорционально (л.д. 57-61).

Используя кредитные средства, семья Ахмадеевых приобрела жилое помещение, расположенное по адресу: город Нефтеюганск, 6 микрорайон, дом 54, квартира 22 (л.д. 161-164).

Следует отметить, что в судебном заседании было установлено, что при включении Ахмадеевых в льготную Подпрограмму 2 «Доступное жилье молодым» в категорию – оба супруга работники бюджетной сферы семья Ахмадеевых фактически не имела детей.

04 января 2009 года у истцов родилась дочь Ахмадеева Камилла (л.д. 69). После рождения дочери, истцы обратились в департамент по социальным вопросам с заявлением о постановке на учет для получения субсидии на рожденного ребенка из средств бюджета округа.

23 января 2009 года семья Ахмадеевых также была поставлена на учет для получения государственной поддержки в виде субсидии на рожденного ребенка.

06 октября 2009 года решением комиссии Центрального офиса АНО «Ипотечное агентство Югры» заявителю было отказано в постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой 2 «Доступное жилье молодым» по тем основаниям, что при рассмотрении документов было установлено, что при предоставлении государственной поддержки истцы были обеспечены жилым помещением более 12 кв. метров и нуждающимися признаны не были.

Истцы, не согласившись с принятым решением АНО «Ипотечное агентство Югры» обратились в Нефтеюганский городской суд с требованиями о признании вышеназванного решения об отказе в постановке на учет недействительным. Решением Нефтеюганского городского суда от 20 января 2010 года требования истцов были удовлетворены в полном объеме (189-190). Решение суда вступило в законную силу 06 апреля 2011 года (л.д. 191-195).

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как установлено в судебном заседании, во исполнение решения Нефтеюганского городского суда, истцы были восстановлены 02 июня 2010 года в очередности для получения субсидии по состоянию на 22 июня 2009 года.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона ХМАО – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры» на 2005-2015 годы», государственная поддержка молодых семей, в которых оба супруга (в случае неполной семьи – мать или отец) являются работниками государственных и (или) муниципальных учреждений или организаций агропромышленного комплекса, а также работниками федеральных органов власти или органов местного самоуправления, расположенных на территории автономного округа, осуществляется путем:

1. предоставления субсидии молодым семьям на первоначальный взнос в размере 30 процентов от средней стоимости жилья;

2. предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей, а также в случае рождения (усыновления) детей в период действия долговых обязательств;

3. предоставления права одновременного участия в подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование».

Субсидии на первоначальный взнос, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи в размере 30 процентов от средней стоимости жилья, и субсидии, указанные в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, в части, рассчитанной на фактически имеющихся детей (за исключением субсидий, предоставляемых при рождении (усыновлении) детей), предоставляются участникам подпрограммы по их выбору.

При наличии вышеперечисленных оснований по предоставлению субсидии участникам подпрограммы, ОАО «Ипотечное агентство Югры» 02 июня 2010 года направило в адрес истцов уведомление с предложением воспользоваться правом выбора вида субсидии (л.д. 29).

27 сентября 2010 года в ответ на ранее полученное уведомление, истцы обратились в адрес ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении двух видов субсидий, поскольку ребенок родился после постановки на учет (л.д. 230).

В ответ на поступившее заявление, ОАО «Ипотечное агентство Югры» 06 октября 2010 года, 21 октября 2010 года направило в адрес истцов уведомления, аналогичные по содержанию ранее направленному уведомлению с указанием на наличие у истцов права выбора предоставляемой субсидии (л.д. 30,31).

При наличии финансирования, 11 декабря 2010 года от истицы Ахмадеевой Л.Я. в адрес ОАО «Ипотечное агентство Югры» поступили два заявления о перечислении субсидии семье Ахмадеевых по Подпрограмме «Доступное жилье молодым», как работникам бюджетной сферы (л.д. 203,204).

28 декабря 2010 года ОАО «Ипотечное агентство Югры» было принято решение о предоставлении семье Ахмадеевых субсидии в рамках реализации Подпрограммы «Доступное жилье молодым», как молодой семье, в которой оба супруга являются работниками государственных и (или) муниципальных учреждений или организаций агропромышленного комплекса, а также работниками федеральных органов власти или органов МСУ, распложенных на территории округа в размере 704 106 рублей 62 копейки (л.д. 32). Субсидия была перечислена 28 декабря 2010 года.

В судебном заседании установлено, что расчет субсидии был выполнен ОАО «Ипотечное агентство Югры» с учетом имеющегося у Ахмадеевых ребенка на момент предоставления субсидии (л.д. 30).

Разрешая требования истцов о признании незаконными действий ОАО «Ипотечное агентство Югры» в части отказа в предоставлении субсидии при рождении ребенка, суд исходит из следующего.

В своих пояснениях истцы указывают, что на установленных Законом 103-оз состояли на учете для получения мер государственной поддержки в виде предоставления двух видов субсидий, а именно, как молодая семья, где оба супруга являются работниками бюджетных организаций и субсидии на рожденного ребенка. Фактически получили субсидию с учетом имеющегося ребенка, размер которой явно является меньшим по сравнению с размером субсидий, которые им должны были быть предоставлены.

В соответствии со ст. 1 Закона ХМАО – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры» на 2005-2015 года» (далее по тексту Закон № 103-оз), целями и задачами программы являются улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры, а также обеспечение жилыми помещениями и государственной помощи в его приобретении малоимущим и льготным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 9 Закона № 103-оз, целью подпрограммы 2 является создание системы государственной поддержки молодых семей для осуществления ими права на жилище. Задачей подпрограммы 2 является создание условий для ускорения приобретения молодыми семьями собственных жилых помещений. Участниками подпрограммы 2 являются молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет и имеющие детей.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 103-оз, в целях подпрограммы 2 нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они: являются собственниками помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; проживают в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям.

Часть 2 статьи 10 Закона № 103-оз, содержит исключение из установленного указанной нормой порядка выбора предоставляемой субсидии, а именно за исключением субсидий, предоставляемых при рождении (усыновлении) детей.

Судом установлено, что в отношении истцов было принято решение о постановке на учет для получения субсидии, как молодой семье, где оба супруга (в случае неполной семьи – мать или отец) являются работниками государственных и (или) муниципальных учреждений или организаций агропромышленного комплекса, а также работниками федеральных органов власти или органов местного самоуправления, расположенных на территории автономного округа, а также субсидии на рожденного ребенка, что подтверждается пояснениями истцов, представителя третьего лица Юнык Д.В., уведомлениями (л.д. 8, 9), уведомлением, направленным по запросу суда (л.д.24), выписками из протоколов заседаний комиссии уполномоченного органа №№ 58, 59, 1 (л.д.25,26,27).

Следует отметить, что принятое департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска решение от 23 января 2009 года о постановке истцов на учет для получения субсидии на рожденного ребенка не было оспорено, не отменено по настоящее время, в связи с чем, имеет законную силу.

У истцов имеются долговые обязательства перед банком, что следует из выписки по счету (л.д. 252-253).

Судом установлено, что в соответствии с положениями постановления Правительства ХМАО – Югры от 22 апреля 2009 года № 90-П «О внесении изменений в постановление Правительства ХМАО – Югры от 07 апреля 2006 года № 67-п» (п. 2), учетные дела семьи Ахмадеевых, состоящих на учете для получения субсидий были переданы в Филиал АНО «Ипотечное агентство ХМАО - Югры» (л.д. 262,263).

В этой связи следует отметить, что АНО «Ипотечное агентство ХМАО – Югры» приступило к реализации Подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры на 2005 – 2015 годы» с 01 июля 2009 года на основании государственного контракта № 33 от 02 июня 2009 года, заключенного с Комитетом по молодежной политике ХМАО – Югры. С 13 января 2010 года полномочия агентства по реализации подпрограммы прекратились в связи с истечением срока государственного контракта и были переданы в ОАО «Ипотечное агентство Югры» (л.д. 106-117).

В силу п.п.3,4 вышеназванного постановления Правительства от 22 апреля 2009 года № 90-П, установлено, что приложение к настоящему постановлению («Порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры» на 2005-2015 годы») применяется к участникам подпрограммы, подающим заявление о постановке на учет для получения субсидии после 30 июня 2009 года в организацию, привлеченную для реализации подпрограммы в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа. К участникам подпрограммы, поставленным на учет до 30 июня 2009 года, приложение к настоящему постановлению применяется только в части предоставления субсидии. Участники подпрограммы, поставленные на регистрационный учет на получение свидетельства, а также получившие свидетельства и не предъявившие их для получения субсидии до 30 июня 2009 года, ставятся организацией на учет для получения субсидии на основании переданных учетных дел участников подпрограммы согласно дате подачи заявления гражданина на получение субсидии, без предоставления каких-либо документов, с выдачей соответствующего уведомления.

Фактически, как установлено в судебном заседании, ОАО «Ипотечное агентство Югры» своими действиями, направленными на уведомление истцов о наличии у них права выбора субсидии, понуждало тем самым истцов к выбору субсидии в отсутствие законных оснований, истцы выбором субсидии не воспользовались, поскольку, как следует из материалов дела, истцы не были согласны с действиями ОАО «Ипотечное агентство Югры» в данной части, что подтверждается заявлениями истцов (л.д. 10, 230). Кроме этого, истцы ранее воспользовались своим правом на обращение в суд для оспаривания действий ОАО «Ипотечное агентство Югры» по отказу в предоставлении субсидии на рожденного ребенка. Решением Нефтеюганского городского суда от 13 сентября 2010 года истцам было отказано в удовлетворении требований, по тем основаниям, что на момент рассмотрения дела в суде не было принято решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении субсидии.

В своих пояснениях представитель ответчика ОАО «Ипотечное агентство Югры» Гармаш И.И. не отрицала, что размер субсидии молодой семье Ахмадеевых в размере 30 процентов от средней стоимости жилья и субсидии при рождении ребенка в совокупности составил бы больший размер по сравнению с предоставленной истцам субсидии с учетом имеющегося ребенка.

По запросу суда ОАО «Ипотечное агентство Югры» подготовило расчет, из которого следует, что размер предоставленной субсидии значительно меньше, чем размер двух субсидий, для получения которых Ахмедеевы состояли на учете (л.д. 231).

Таким образом, суд приходит к выводу, что права истцов Ахмадеевых были существенно нарушены со стороны ОАО «Ипотечное агентство Югры», которое в отсутствие законных оснований и волеизъявления истцов, предоставило последним право выбора субсидии, а впоследствии предоставило субсидию, размер, которой существенно ухудшает положение истцов по сравнению с ранее имеющимся положением, что указывает на незаконность в данной части действий со стороны ОАО «Ипотечное агентство Югры».

Истцы, заявляя требования об обязании ОАО «Ипотечное агентство Югры» по предоставлению субсидии на рожденного ребенка согласно выписке из протокола № 1 от 23 января 2009 года (дата принятия решения о постановке на учет для получения субсидии на рожденного ребенка) просят предоставить субсидию в порядке очередности, с учетом размера ранее предоставленной субсидии 704 106 рублей 62 копейки.

Данные требования направлены на устранение допущенных ОАО «Ипотечное агентство Югры» нарушений прав истцов и не ущемляют права и интересы других лиц, состоящих на учете для получения субсидии.

Пояснениями представителя ответчика Гармаш И.И. и представителя третьего лица Юнык Д.В. установлено, что размер суммы денежных средств, которые не были выплачены истцам по двум видам субсидий, в настоящее время достоверно установить не представляется возможным, поскольку расчет производится на дату предполагаемой выплаты.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что заявленные истцами требования являются обоснованными, направлены на устранение нарушения законного права истцов на получение мер государственной поддержки в виде предоставления субсидий, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10 Закона ХМАО – Югры от 11 ноября 2005 года № 103-оз «О программе ХМАО – Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО – Югры» на 2005-2015 годы, ст. ст. 12, 56, 196, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Ахмадеевой Лианы Ямильевны, Ахмадеева Алмаза Флюровича, - удовлетворить.

    Признать действия Открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» по отказу молодой семье Ахмадеевой Лианы Ямильевны, Ахмадеева Алмаза Флюровича в предоставлении субсидии, согласно выписке из протокола № 1 от 23 января 2009 года, - незаконными.

    Обязать Открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» предоставить субсидию согласно выписке из протокола № 1 от 23 января 2009 года в порядке очередности, с учетом ранее предоставленной субсидии в размере 704 106 рублей 62 копейки.

    Взыскать с Открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» в пользу Ахмадеевой Лианы Ямильевны, Ахмадеева Алмаза Флюровича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

            Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в 10-дневный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа с подачей жалобы через Нефтеюганский городской суд.

Федеральный судья:                            /Гудожников Д.Н./

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2011 года