о восстановлении на учете и предоставлении субсидии



    Копия.      дело № 2-161/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2012 года                                                           г. Нефтеюганск

                 Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                                                             Ефремовой И.Б.

при секретаре                                                                                            Шаровой Е.Б.               с участием представителя истца                                                              Лысенко В.Р.

представителя ответчика                                                                        Марченко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисенко Александра Анатольевича к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении на учете в подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» и об обязании выплатить субсидию

У С Т А Н О В И Л:

     Истец обратился в суд с иском к автономной некоммерческой организации «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении на учете в подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» и об обязании выплатить субсидию.

          Определением Нефтеюганского городского суда от 30 января 2012 года ненадлежащий ответчик – автономная некоммерческая организация «Ипотечное агентств Югры» было заменено на надлежащего – открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры», которое на основании государственного контракта №1 от 13 января 2010 года оказывает услуги по реализации Подпрограммы «Доступное жилье молодым» (л.д.109, 130).

В судебном заседание истец исковые требования поддержал и пояснил, что в 2004 году он зарегистрировал брак с третьим лицом Борисенко Т.Н.. ДД.ММ.ГГГГ у них родился ребенок ФИО10. Поскольку собственного жилья у них не было, в октябре 2006 года он обратился с заявлением в департамент по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ему было разъяснено право приобрести жилье самостоятельно. 02 ноября 2007 года он приобрел в собственность жилье по адресу – город Нефтеюганск, <адрес> на основании договора долевого участия в строительстве от 19 декабря 2006 года. Данное жилое помещение было приобретено им с использованием заемных денежных средств в сумме 635 040 рублей, предоставленных ему работодателем – ООО <данные изъяты>, а также заемных денежных средств ОАО «Всероссийский банк развития регионов». Все необходимые документы были им предоставлены в департамент по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска. В марте 2009 года его пригласили в департамент по социальным вопросам и попросили предоставить «свежие» документы о составе семьи, получаемой заработной плате и документы по приобретенной квартире. 13 апреля 2009 года администрацией города Нефтеюганска было принято решение о предоставлении их семье субсидии в размере 336 000 рублей, в связи с чем их семья была поставлена на очередь на получение субсидии под . Однако после передачи учетных дел в АНО «Ипотечное агентство Югры», в декабре 2009 года ему было выдано уведомление об отказе в предоставлении субсидии.

Представитель истца Лысенко В.Р., действующая на основании доверенности, удостоверенной 27 октября 2011 года нотариусом города Нефтеюганска (л.д.136), в судебном заседании требования истца подержала и дополнительно пояснила, что 13 апреля 2009 года департаментом по социальным вопросам администрации города нефтеюганска было принято решение о предоставлении семье Борисенко субсидии в размере 336 000 рублей. Данное решение принято уполномоченным органом и у ответчика не имелось оснований и полномочий пересматривать уже принятое решение.

    Представитель ответчика Марченко Е.А., действующая на основании доверенности от 23 декабря 2011 года (л.д.18), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что департаментом по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска, который занимался реализацией подпрограммы «Доступное жилье молодым» до 01 июля 2009 года, семья Борисенко была поставлена только на учет на предоставлении субсидии 03 апреля 2009 года. В июне 2009 года все учетные дела были в АНО «Ипотечное агентство Югры». При передачи дел было установлено, что семью Борисенко поставили на учет неправомочно, поскольку на момент постановки на учет- 03 апреля 2009 года, семья Борисенко не нуждалась в улучшении жилищных условий, так как была обеспечена жильем более 12 метров на одного человека. До 09 марта 2009 года Законом №103 –оз разрешалось вставать на учет с ранее приобретенным жильем, однако с 09 марта 2009 года были внесены в вышеуказанный закон изменения, которые исключили данное право (л.д.19-21).

          Третье лицо Борисенко Т.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.134)

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.16 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 21 сентября 2010 года№148 «О внесении изменений в закон ХМАО-Югры «Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры и о внесении изменений в отдельные законы ХМАО-Югры» и о признании утратившими силу некоторых законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа –Югры на 2005-2015 годы» признан утратившим силу.

Статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 сентября 2010 года №148-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автомного округа-Югры « Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» и о признании утратившими силу некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» предусмотрено, что граждане, подавшие заявления на получение государственной поддержке за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений до вступления настоящего закона в силу, обеспечиваются государственной поддержкой в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы»».

Суд считает необходимым применить к сложившимся правоотношениям нормы Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы»».

Пунктом 1 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы»» установлено, что целями программы являются улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа- Югры и создание рыночного механизма обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №67 от 07 апреля 2006 года « О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» предоставлением субсидий участникам подпрограммы до 01 июля 2009 года занимались органы местного самоуправления.

В соответствии с п.3 ст. 9 Закона ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз « программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-мансийского автономного округа-Югры на 2005-2012 годы» ( с изменениями от 24 февраля 2009 года), участниками подпрограммы являются молодые семьи, имеющие детей. В рамках данной подпрограммы молодыми семьями считаются семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет.

В соответствии с п.1 ст. 10 вышеуказанного Закона ( с изменениями от 24 февраля 2009 года) государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется путем предоставления субсидий по договорам на строительство или приобретение жилых помещений или на погашение части кредита (займа), полученного на эти цели, в расчете на фактически имеющихся детей.

В соответствии с п.17 ст. 10 вышеуказанного Закона ( с изменениями от 24 февраля 2009 года) условия настоящей подпрограммы распространяются на молодые семьи и молодых специалистов, принятых на учет в качестве участников подпрограммы « Доступное жилье молодым» и заключивших договоры на строительство или приобретение жилого помещения после вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с п. 2.5, 2.6, 2.7 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №67 от 07 апреля 2006 года, в течение 10 дней после подачи документов орган местного самоуправления, реализующий подпрограмму, на основании предоставленных документов принимает соответствующее решение о предоставлении субсидии. На основании положительного решения участнику подпрограммы выдается свидетельство на получение субсидии. В пятидневный срок молодым семьям, не получившим свидетельства, направляется уведомление о постановке на учет или об отказе в предоставлении субсидии.

В соответствии с п.3.7 постановлением правительства Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №67 от 07 апреля 2006 года « О порядке реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» в решении о предоставлении субсидии, принимаемом Организацией, указывается размер (сумма) субсидии, состав семьи получателя субсидии. Решение о предоставлении субсидии направляется гражданину в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии.

В судебном заседании установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ, а третье лицо – Борисенко Татьяна Николаевна родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66), то есть истец и третье лицо тридцатипятилетнего возраста не достигли. ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын ФИО12 (л.д.65). Семья Борисенко нуждалась в улучшении жилищных условий, поскольку они не являлись нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не являлись собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (л.д.22-24,29,51-59).

19 декабря 2006 года истец заключил с муниципальным учреждением «Управление капитального строительства» договор долевого участия в строительстве №14 на строительство квартиры стоимостью 1 878 800 рублей (л.д.43-50).

29 ноября 2006 года истец заключил с <данные изъяты> договор займа на сумму 635 040 рублей для оплаты по договору долевого участия в строительстве (л.д.26-28).

15 февраля 2007 года истец заключил кредитный договор с ОАО «Всероссйский банк развития регионов» на сумму 1 270 080 рублей для исполнения обязательства по оплате договора долевого участия в строительстве (л.д.30-40).

02 ноября 2007 года в Едином государственном реестре прав на имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности истца на квартиру <адрес> города Нефтеюганска на основании договора о долевом участии в строительстве (л.д.12).

03 апреля 2009 года истец обратился в департамент по социальным вопросам с заявлением по включению в подпрограмму 2 «Доступное жилье молодым» в категорию молодая семья (л.д.25).

Согласно справке №197 от 06 апреля 2009 года департамента по социальным вопросам адмиистрации города Нефтеюганска молодая семья – Борисенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Борисенко Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2015 годы (л.д.9).

Из уведомления департамента по социальным вопросам города Нефтеюганска от 22 июня 2009 года следует, что молодая семья Борисенко решением комиссии администрации города Нфтеюганска по вопросам предоставления субсидий поставлена в очередность на получение субсидии на ребенка в размере 336 000 рублей от 13 апреля 2009 года под в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Закона ХМАО-Югры от 11 ноября 005 года №103-оз (л.д.10).

13 апреля 2009 года истец обратился в департамент по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска с заявлением о перечислении субсидии по подпрограмме «Доступное жилье молодым» в размере 336 000 рублей в категории «Молодая семья» на имеющегося ребенка на свой расчетный счет (л.д.60).

В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 апреля 2009 года №90 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 апреля 2006 года №67-п» с 01 июля 2009 года к реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» приступило АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры». А в соответствии с п.4 этого же постановления установлено, что участники подпрограммы, поставленные на регистрационный учет на получение свидетельства до 30 июня 2009 года, ставятся организацией на учет для получения субсидии на основании переданных учетных дел участников подпрограммы, согласно дате подачи заявления гражданина на получение субсидии без предоставления каких-либо документов, с выдачей соответствующего уведомления.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в июне 2009 года департамент по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска передал, а АНО «Ипотечное агентство Югры» приняло учетные дела.

Однако, в нарушение п. 4 Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 апреля 2009 года №90 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 апреля 2006 года №67-п» АНО «Ипотечное агентство Югры», после принятия из департамента по социальным вопросам города Нефтеюганска учетного дела в отношении семьи Борисенко пересмотрело ранее принятое решение и приняло новое решение, уведомив 28 декабря 2009 года семью Борисенко об отказе в предоставлении субсидии на основании п.17 ст. 10 Закона ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз « программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-мансийского автономного округа-Югры на 2005-2012 годы» - поскольку условия подпрограммы распространяются на молодые семьи, принятые на учет в качестве участников Подпрограммы 2 и заключивших договоры на строительство ли приобретение жилого помещения после вступления в силу Закона. Семья Борисенко приобрела жилое помещение до того как стала участником Подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» либо участником Подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование», то есть на момент сдачи документов о постановке на учет по Подпрограмме 2, они не нуждались в улучшении жилищных условий (л.д.11).

Суд считает, что действия ответчика по пересмотру ранее принятого решения, принятого полномочным органом являются незаконными, поскольку в судебном заседании установлено, что истец на 01 июля 2009 года уже состояли в очередности на получение субсидии из средств Ханты-Мансийского автономного округа.

Пунктом 3 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 апреля 2009 года №90 «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 апреля 2006 года №67-п» установлено, что Порядок реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансйского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» в редакции данного постановления применяется к участникам подпрограммы, поставленным на учет до 30 июня 2009 года только в части предоставления субсидии.

Поскольку решение о предоставлении истцам субсидии было принято до 30 июня 2009 года, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в выплате истцу субсидии у ответчика не имелось, поэтому требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что истцу было отказано в предоставлении субсидии по пп.3 п. 3.6 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы» суд считает несостоятельными, поскольку решение о предоставлении истцам субсидии уже имелось, ответчик обязан лишь выплатить ему данную субсидию.

       В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.

          Руководствуясь ст. ст.56,98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

              Исковые требования Борисенко Александра Анатольевча к открытому акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении    в очередности в подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года» и об обязании выплатить субсидию удовлетворить.

    Обязать открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» восстановить Борисенко Александра Анатольевича в очередности на получение субсидии в соответствии с программой 2 «Доступное жилье молодым».

Обязать открытое акционерное общество «Ипотечное агентство Югры» выплатить Борисенко Александру Анатольевичу субсидию    в соответствии с программой 2 «Доступное жилье молодым».

Взыскать с открытого акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» в пользу Борисенко Александра Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

    Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

              Судья Нефтеюганского

городского суда                                      подпись                                   И.Б. Ефремова

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2012 года.

Копия верна. Подлинный процессуальный документ находится в гражданском деле №2-161/2012 Нефтеюганского городского суда.

              Судья Нефтеюганского

городского суда                                                                         И.Б. Ефремова