РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» февраля 2012 года <адрес>
Нефтеюганский городской суд <адрес>-Югры в составе:
судьи- председательствующего Загреба В.В.,
при секретаре Рябовой Н.Д.,
с участием представителя истца ФИО1 и его представителя ФИО3,
представителя ответчика Комитета физической культуры и спорта Администрации <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарницкого Александра Александровича к Комитету физической культуры и спорта Администрации города Нефтеюганска об обязании заключить трудовой договор, взыскании разницы в заработной плате и денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к администрации муниципального образования город Нефтеюганск, просит обязать устранить допущенные нарушения путем заключения с ним трудового договора на должность заместителя председателя комитета по физической культуре и спорта администрации города Нефтеюганска. Свои требования мотивировал тем, что на основании приказа № Л от ДД.ММ.ГГГГ работал в отделе физической культуры и спорта Департамента по социальным вопросам в должности главного специалиста. В соответствии с решением Думы города Нефтеюганска № от ДД.ММ.ГГГГ « О реорганизации департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска» Департамент по социальным вопросам реорганизован путем разделения на Комитет физической культуры и спорта и Комитет культуры.
ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление директора Департамента по социальным вопросам о реорганизации и продолжении исполнения работодателем всех условий трудового договора на основании ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации. Письменное согласие им дано. В штатном расписании комитета физической культуры и спорта введена должность заместителя председателя комитета, а его ставка главного специалиста упразднена, так как одну из должностей занимал сотрудник, которому предоставлен декретный отпуск. ДД.ММ.ГГГГ он получил второе уведомление за подписью директора Департамента по социальным вопросам, где ему предложена должность заместителя председателя в образованном Комитете физической культуры и спорта. Согласно п. 1.3 Положения о комитете физической культуры и спорта администрации города Нефтеюганска, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска № от ДД.ММ.ГГГГ, к Комитету физической культуры и спорта переходят права и обязанности реорганизованного Департамента по социальным вопросам. Трудовой договор с ним не заключен, заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя комитета по физической культуре и спорта о переводе оставлены без ответа. Комитет физической культуры и спорта создан ДД.ММ.ГГГГ.
Далее Комарницкий А.А. увеличил исковые требования и просил признать действия администрации города Нефтеюганска, выразившиеся в согласовании кандидатуры Анисимова В.В. на замещение должности заместителя председателя Комитета физической культуры и спорта незаконными, устранить нарушения его трудовых прав путем введения в штатное расписание Комитета физической культуры и спорта одну единицу должности муниципальной службы главной группы, учреждаемой для выполнения функции « Руководитель»: заместитель председателя комитета. Просит признать действия Комитета по физической культуре и спорта, выразившиеся в уклонении в заключении трудового договора на замещение должности муниципальной службы - заместитель председателя комитета незаконными, обязать устранить допущенные нарушения путем заключения трудового договора в должности заместителя председателя Комитета физической культуры и спорта, выплатить разницу в заработной плате за период выполнения нижеоплачиваемой работы, взыскать с администрации города Нефтеюганска и Комитета по физической культуре и спорта денежную компенсацию морального вреда <данные изъяты>
Далее в судебном заседании Комарницким А.А.заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в части требований к Администрации города Нефтеюганска и судом вынесено соответствующее определение о прекращении производства по делу в части, и в окончательных исковых требованиях истец просит обязать Комитет по физической культуре и спорта Администрации города Нефтеюганска заключить с ним трудовой договор на замещение должности муниципальной службы заместителя председателя Комитета физической культуры и обязать выплатить ему разницу в заработной плате заместителя председателя Комитета по физической культуре и спорту и главного специалиста комитета по физической культуре и спорта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Комитета по физической культуре и спорта Администрации города Нефтеюганска в его пользу в возмещение морального вреда денежную компенсацию в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ(заявление приобщено к делу).
Истец дополнительно пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выполняет работу, которую ему поручает руководитель Комитета по физической культуре и спорта, заработная плата выплачивается по ранее занимаемой должности главного специалиста Департамента по социальным вопросам Администрации города Нефтеюганска.
В судебном заседании представитель ответчика - Комитета по физической культуре и спорта администрации города Нефтеюганска Жарков К.А. иск не признал и пояснил, что истец в настоящее время работает в Комитете физической культуре и спорта, какую конкретно трудовую функцию истец выполняет ему неизвестно, какая выплачивается заработная плата истцу пояснить не может. С истцом трудовой договор не заключен, так как необходимое условие - согласование его кандидатуры на должность заместителя председателя комитета физической культуры и спорта не получено.
Выслушав стороны, изучив и оценив доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа № Л от ДД.ММ.ГГГГ Департамента по социальным вопросам МО Город Нефтеюганск истец был принят на работу в отделе физической культуры и спорта Департамента по социальным вопросам на должность главного специалиста (л.д.7); с ним заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, по п. 1.4 трудового договора в реестре должностей и Перечне наименований должностей занимаемая истцом должность отнесена к старшей группе должностей муниципальной службы, учреждаемая для выполнения функций « специалист». Согласно Положению о Департаменте по социальным вопросам администрации МО город Нефтеюганск, Департамент являлся структурным подразделением администрации города Нефтеюганска и юридическим лицом (п.1.1., 1.2), в состав Департамента входил отдел по физической культуре и спорта (п.2.1).
До реорганизации в отделе физической культуры и спорта Департамента по социальным вопросам по штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ занимаемая должность истцом «главный специалист» отнесена к старшей группе « специалист» и имелись две ставки главного специалиста(<данные изъяты>
В соответствии с решением Думы города Нефтеюганска № от ДД.ММ.ГГГГ « О реорганизации департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска» Департамент по социальным вопросам реорганизован путем разделения на комитет физической культуры и спорта и комитет культуры <данные изъяты>
В связи с реорганизацией Департамента по социальным вопросам ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление директора Департамента по социальным вопросам, в котором ему сообщалось о реорганизации, и что работодатель сохраняет все неизменные условия заключенного с истцом трудового договора <данные изъяты>
Затем работодателем - Департаментом по социальным вопросам ДД.ММ.ГГГГ истцу предложена должность заместителя председателя комитета во вновь образуемом комитете физической культуры и спорта с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письменным уведомлением (<данные изъяты> Истцом это предложение принято.
Постановлением Администрации города Нефтеюганска № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Думой решения о реорганизации Департамента по социальным вопросам внесены изменения в штатное расписание, из штатного расписания департамента по социальным вопросам выведены 28 единиц должностей муниципальной службы(л.д.49), приложением к постановлению администрации города Нефтеюганска в штатную численность комитета физической культуры и спорта введены 8 должностей муниципальной службы, утверждена структура комитета физической культуры и спорта (л.д.53, 88), и Комитет физической культуры и спорта как юридическое лицо зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации серия 86 № от ДД.ММ.ГГГГ.
По распоряжению администрации города Нефтеюганска №-р от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации имеет полномочия утверждения структуры структурных подразделений администрации (п.2.1), утверждениештатнограсписания(п.2.2),по п.3 п.п.3.2 кандидатура на замещение главной и ведущей должности муниципальной службы, учреждаемой на выполнение функции «руководитель», согласуется с первым заместителем главы администрации города, заместителем главы администрации города, координирующем деятельность соответствующего структурного подразделения администрации города.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено объяснением сторон, истец не прекращал трудовую деятельность после реорганизации Департамента по социальным вопросам и фактически допущен к работе в Комитете по физической культуре и спорту с ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата сохранена в прежнем размере. В трудовой книжке истца имеется запись о переводе во вновь созданный комитет без указания должности( копия трудовой книжки приобщена к делу в ходе судебного заседания). Должность главного специалиста, на которую истец был принят до реорганизации, не является вакантной, в этой должности работают Наумов Б.А. и Логунов И.Л., что подтверждается письмом председателя комитета по физической культуре и спорта С.Ф. Скворцовым(приобщено к делу, л.д.98), а должность заместителя председателя комитета физической культуры и спорта, на которую, как изложено выше, был приглашен истец, был принят Анисимов В.В<данные изъяты>
Трудовой договор с истцом не заключен, трудовые функции не определены, запись о переводе истца на работу произведена без указания должности, истец не уволен, но и не принят на соответствующую работу, тем самым возникла неопределенность правоотношений, в которой истец не виноват. Ответчик по отношению к работнику уклонился от решения вопросов трудоустройства истца после реорганизации, не принял меры к исполнению принятого решения прежним работодателем, правопреемником которого он является, о переводе на должность заместителя председателя Комитета по физической культуре и спорта, нарушил нормы ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации, не исполнил им же изданный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.94) о заключении с работником соответствующего трудового договора. Более того, получив ДД.ММ.ГГГГ от истца заявление о переводе его на должность заместителя председателя комитета(л.д.14) ответчик продолжал бездействовать, по второму аналогичному заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.15) продолжал уклоняться от трудоустройства истца.
Доводы ответчика о том, что кандидатура истца не согласована с главой Администрации города Нефтеюганска опровергаются вышеуказанным уведомлением Департамента по социальным вопросам ДД.ММ.ГГГГ, при этом суд исходит из того, что кандидатура предложена работодателем, значит, процедура назначения на должность соблюдена. В этой связи судом также учтено, что истец не является вновь принятым работником и поэтому подача соответствующего заявления о приеме на работу неуместна, так как инициатива разрешения вопроса должна исходит от работодателя, который и принял решение, а свое волеизъявление – согласие на работу истец уже выразил, поставив соответствующую подпись в уведомлении.
Обязанность доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником, возлагается на работодателя. В нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации таких доказательств суду не предоставлено.
В соответствии со ст. 75 ч. 5 Трудового Кодекса Российской Федерации изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
По смыслу ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Суд обязывает ответчика заключить с Комарницким А.А. трудовой договор на замещение должности муниципальной службы -заместителя председателя комитета физической культуры и спорта Администрации города Нефтеюганска с ДД.ММ.ГГГГ, обязывает ответчика выплатить разницу в заработной плате заместителя председателя комитета по физической культуре и спорта и нижеоплачиваемой должности главного специалиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГN2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.7. указанного Пленума, необоснованный отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд. Признав незаконным такой отказ, суд может вынести решение, обязывающее работодателя заключить с истцом трудовой договор со дня обращения к работодателю по поводу поступления на работу. Если в результате отказа в заключении или несвоевременного заключения трудового договора работник имел вынужденный прогул, его оплата производится по правилам, установленным для оплаты вынужденного прогула работника, незаконно уволенного с работы.
Разрешая другие требования о взыскании денежной компенсации в возмещение морального вреда суд учитывает следующие обстоятельства.
Как установлено, истец принял меры к досудебному урегулированию спора и направил ответчику ДД.ММ.ГГГГ заявление о заключении с ним трудового договора (л.д.14-15).Не получив ответа, повторно обратился 21 октября, затем обращался к Нефтеюганскому межрайонному прокурору, однако и после этого нарушение трудовых прав не были устранены( л.д.96-97). Истец вынужден был обратиться в суд.
С учетом установленного, суд взыскивает с ответчика в пользу истца в возмещение морального вреда денежную компенсацию 30 000 рублей, учитывая степень и длительность нарушения трудовых прав истца, его социальный статус, принципы разумности и справедливости.
Согласно ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 65, 75, 237, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л:
Иск Комарницкого Александра Александровича удовлетворить.
Обязать Комитет по физической культуре и спорта Администрации города Нефтеюганска заключить с Комарницким Александром Александровичем трудовой договор на замещение должности муниципальной службы заместителя председателя комитета физической культуры и спорта Администрации города Нефтеюганска с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Комитет по физической культуре и спорта Администрации города Нефтеюганска выплатить Комарницкому Александру Александровичу разницу в заработной плате заместителя председателя комитета по физической культуре и спорту и ранее занимаемой должности главного специалиста комитета по физической культуре и спорта за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Комитета по физической культуре и спорта Администрации города Нефтеюганска в пользу Комарницкого Александра Александровича в возмещении морального вреда денежную компенсацию в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> - Югры в срок один месяц со дня составления мотивированного решения через Нефтеюганский городской суд.
Судья- председательствующий : подпись
Копия верна. Судья: Загреба В.В.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.