об обязании обеспечения надлежащей утилизации попутного нефтяного газа



Гр/<адрес>.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» апреля 2011 годаг. Нефтеюганск

Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьиПоникаровской С. А.

при секретареБылинойО.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты—Мансийского межрайонного природоохранного прокурора (в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц) к Компании КанБайкал Резорсез Инк. об обязании утилизации попутного нефтяного газа,

У С Т А Н О В И Л:

Xанты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Российскому филиалу Компании «КанБайкал Резорсез Инк.» требуя обязать ответчика до 01 января 2012 года обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газa, добываемого на Унтыгейском лицензионном участке расположенном в Сургутском районе Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с лицензией на право пользование недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку Унтыгейского и Кулунского нефтяных месторождений.

В обоснование иска прокурор сослался на то, что Компания «КанБайкал Резорсез Инк.» является владельцем лицензии ХМН 10457 НР на геологическое изучение, поиск и добычу нефти и газа в пределах Унтыгейского лицензионного участка в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской облает и Унтыгейский лицензионный участок входит в Унтыгейское и Кулунское нефтяные месторождения. На основании указанной лицензии ответчик осуществляет разработку данных месторождений. Меры, направленные на охрану недр, компанией не выполняются, в нарушение требований приложения к лицензии ненадлежащее утилизирует попутный газ в объеме 40% от добытого вместо 95%. За 2010 год ответчиком на Унтыгейском месторождении нефти добыто 10,383 млн.куб.м., попутного газа, из которого сожжено на факельных установках 6,234 млн.куб.м. На Кулунском месторождении нефти добыто 4, 520 млн. куб.м., попутного нефтяного газа, из которого сожжено на факельных установках 4,516 млн.куб.м. При сжигании попутного нефтяного газа происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу попадают окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода и различные несгоревшие углеводороды, что приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения.

В судебном заседании прокурор Аргышев А.Е. требования поддержал, мотивируя доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика Ереняков О.Ф – Президент компании Компании «КанБайкал Резорсез Инк.» исковые требования не признал, суду пояснил, что юридическое лицо находится в Канаде, филиал на территории гор.Нефтеюганска, что лицензия действительно получена ими в 1997 году и они согласно лицензии должны утилизировать попутный нефтяной газ (ПНГ) в объеме 95 %, но исполнить эти обязательства до 01.01.2012 года, они не могут из-за больших затрат на утилизацию, кроме того, участки месторождений находятся вдали от газоперерабатывающего комплекса за 70 км. Компания рассматривала закачку газа в пласт, но данный метод оказался неэффективен и требует больших денежных затрат. Компанией рассматривался вопрос по выработке электроэнергии на ПНГ, имеются 3 установки для выработки собственной электроэнергии на ПНГ, 2 из которых запустят в октябре 2011 года, что позволит снизить сжигание попутного газа и его утилизацию, но и на это также необходимо большие затраты. По данному вопросу ведутся проектно-изыскательские работы До конца 2011г. по Кулунскому месторождению будут утилизировать ПНГ в объеме согласно лицензии. По Унтыгейскому месторождению к концу 2012 года. Признал, что нарушают требования законодательства, лицензии и экологию окружающей среды и за это были подвергнуты административному наказанию в виде штрафа. Постановление не обжаловали, штраф оплатили и учитывая, что они предпринимают все меры по утилизации ПНГ, просил в иске отказать.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре - Иванов Н.Н. поддержал исковые требования, не согласился с возражениями ответчика, суду пояснил, что компания начала заниматься добычей нефти с 1997 года, утилизацией попутного нефтяного газа с ноября 2010 года, нарушают тем самым ст. 12 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992г, условия лицензионных соглашений. На протяжении многих лет качают нефть, использует недра, извлекают большую прибыль и сжигает попутный нефтяной газ, при этом не затрачивает средства на его утилизацию. Нефтепровод построили, нашли средства, а на газопровод найти не могут, просил удовлетворить иск прокурора.

Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования законными и обоснованными по следующим основаниям.

Установлено, что компания КанБайкал Резорсез Инк. является владельцем лицензии ХМН 10457 НР на геологическое изучение, поиск и добычу нефти и газа в пределах Унтыгейского лицензионного участка в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области.

В пределах Унтыгейского лицензионного участка находится Унтыгейское и Кулунское нефтяные месторождения.На основании указанной выше лицензии обществом осуществляется разработка данных месторождений.

В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» (с последующими изменениями и дополнениями) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно ст.35 вышеназванного закона, основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будующих поколений народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - окружающая среда, это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра - это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В судебном заседании установлено, что меры, направленные на охрану недр обществом не выполняются.

Согласно требований ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании ст.12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В статье 22 указанного закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.

В соответствии с п. 15 Временных методических рекомендаций по оформлению лицензий на пользование участками недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (утверждены распоряжением МПР РФ от 15.11.2002г. № 459-р) дополнительными условиями, содержащимися в лицензии на пользование участками недр для целей разведки и добычи углеводородного сырья, могут являться условия утилизации попутного газа (при добыче нефти, конденсата).

Согласно п. 8.1 Лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Унтыгейского лицензионного участка (приложение к лицензии на право пользования недрами ХМН 10457 НР), являющегося неотъемлемой частью лицензии, все работы должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации о недрах и охране окружающей среды.

Пункт 8.12 указанного Лицензионного соглашения предусматривает, что разработка лицензионного участка должна осуществляться согласно проектным документам, утвержденным ТКР (ЦКР) в установленном порядке.

На основании п.17.4 Лицензионного соглашения уровни добычи нефти и газа владелец лицензии обеспечивает уровни добычи углеводородного сырья в соответствии с утвержденными проектными документами на разработку месторождения.

Проектным документом «Технологическая схема разработки Унтыгейского нефтяного месторождения» (принят ТО ЦКР Роснедра по ХМАО-Югре 21.12.2007г., утвержден Роснедра 07.05.2008г.) установлено, что в 2010 году и в последующие годы процент использования попутного нефтяного газа по Унтыгейскому нефтяному месторождению должен составлять 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 40 %.

Проектным документом «Дополнение к «Технологической схеме разработки Кулунского нефтяного месторождения» (принят ТО ЦКР Роснедра по ЯНАО 26.12.2008г., утвержден Роснедра 28.04.2009г.) установлено, что в 2010 году и в последующие годы процент использования попутного нефтяного газа по Кулунскому нефтяному месторождению должен составлять 95%. Фактически за 12 месяцев 2010 года уровень утилизации попутного нефтяного газа на данном месторождении составил 0,09 %.

Всего за 2010 год на Унтыгейском месторождении нефти предприятием добыто 10,383 млн. м3 попутного нефтяного газа (далее – ПНГ). При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 6,234 млн м3 сожжен предприятием на факельных установках.

На Кулунском месторождении нефти за 2010 год предприятием добыто 4,520 млн. м3 ПНГ. При этом, неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 4,516 млн м3 также сожжен предприятием на факельных установках.

Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1663-р «Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012г.», закреплено достижение уровня утилизации попутного газа до 95 процентов, а также отмечено, что одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 процентов.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009г. № 7«О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусмотрено, что целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы должен составлять не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа. В силу п. 4.5 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 12.11.2007г. № 270-п «Об исполнении плана мероприятий I этапа (2005-2006 годы) и утверждения плана мероприятий II этапа (2007-2010 годы) программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2010 годы» одним из положений преодоления наиболее острых экологических проблем является доведение уровня утилизации (использования) нефтяного попутного газа до 95%.

Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиком мер по достижению максимального уровня использования ПНГ, нарушении требований проектных документов на разработку Унтыгейского и Кулунского месторождений нефти и невыполнении условий лицензии на право пользования недрами ХМН 10457 НР, как следствие – нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов.

По информации Департамента по недропользованию ХМАО-Югры попутный нефтяной газ – смесь углеводородных и неуглеводородных газов и паров, находящихся как в свободном, так и в растворенном состоянии, выделяющихся из сырой нефти в процессе ее добычи.

Сжигание попутного нефтяного газа – серьезная экологическая проблема, как для самих нефтедобывающих регионов, так и для глобальной окружающей среды. При сжигании ПНГ происходит тепловое загрязнение окружающей среды, в атмосферу поступают такие продукты сгорания ПНГ как окись азота, сернистый ангидрид, окись углерода и различные несгоревшие углеводороды. Это приводит к увеличению заболеваемости раком легких, бронхитов, поражением печени и желудочно-кишечного тракта, нервной системы, зрения, факелы потребляют огромное количество кислорода, тепловым излучением разрушают почвенно-растительный покров, загрязняют продуктами неполного сгорания углеводородов, окисью углерода, азота и другими вредными веществами растительность и почву, а также увеличивают парниковый эффект.Действующие факелы являются источником пожарной опасности. В их окрестности увеличивается масса погибшей, высохшей растительности и поэтому систематически возникают лесные пожары, охватывающие площади в десятки гектаров, при которых погибают животные, птицы, насекомые.

На территории ХМАО-Югры выявлено свыше 570 гектаров нарушенных земель в местах сжигания ПНГ.

Вместе с тем, ПНГ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Содержащиеся в ПНГ метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем для производства ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности, сжиженного пропан-бутана технического (СПБТ). Кроме того, экономически оправданным является использование ПНГ для выработки электроэнергии.

Статистические данные по автономному округу свидетельствуют, что заболеваемость населения по многим классам болезней выше общероссийских показателей и данных по Западно-Сибирскому району в целом (особенно по болезням органов дыхания). По ряду заболеваний (новообразования, болезни нервной системы и др.) наблюдается тенденция к росту. Очень опасны воздействия, последствия которых выявляются не сразу. Таковыми являются влияние загрязняющих веществ на способность людей к зачатию и вынашиванию детей, развитие наследственных патологий, ослабление иммунной системы.

Поступающие в окружающую среду продукты сгорания попутного нефтяного газа представляют собой потенциальную угрозу нормальному функционированию человеческого организма на физиологическом уровне.

Компанией КанБайкал Резорсез Инк. незаконно сожжено на факелах 10 млн м3 попутного нефтяного газа, добытого на Западно-Унтыгейском лицензионном участке (10,383 млн м3 х (95% - 40%) +4,520 млн м3 х (95% - 0,09%)). Утилизация ПНГ в неполном объеме компанией КанБайкал Резорсез Инк. в ХМАО-Югре влечет за собой увеличение выбросов в атмосферный воздух. Увеличивается объем сжигаемого на факелах попутного газа, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха и иных компонентов окружающей среды, создает угрозу негативного воздействия на животный мир и население Сургутского района ХМАО-Югры.

Согласно информации, представленной компанией КанБайкал Резорсез Инк., в результате сжигания неиспользуемого попутного нефтяного газа на факелах происходит выброс в атмосферу таких загрязняющих веществ, как азота оксид, азота диоксид, сажа, углерода оксид, бензапирен, метан. Всего в результате сжигания ПНГ на факелах, расположенных Унтыгейском лицензионном участке, в атмосферу выброшено 3139,99 т. загрязняющих веществ.

Согласно ст. ст.1,3,4 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является атмосферный воздух и недра, основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов:охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью.

В части 1 ст. 9 Конституции РФ зафиксировано, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»,ст.8ФЗ«О сан-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 г. (одобрена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10.04.2007г. № 110-рп) отмечено, что наибольшую опасность в экологическом плане представляет сжигание попутного нефтяного газа на факелах, которые потребляют кислород и загрязняют атмосферу оксидами азота и серы, оксидами углерода, а также продуктами неполного сгорания углеводородов, которые в свою очередь взаимодействуют с атмосферной влагой, трансформируются под влиянием солнечной радиации и выпадают на поверхность суши, формируя поля локальных и региональных загрязнений. Отрицательное воздействие факелов проявляется также в загрязнении почв и водных объектов.За последние пять лет наблюдается негативная тенденция снижения коэффициента утилизации попутного нефтяного газа. Это связано, прежде всего, с невыполнением лицензионных соглашений в части утверждаемых уровней утилизации попутного нефтяного газа для большинства, вновь осваиваемых нефтяных месторождений.

Перечисленные выше нарушения ответчиком природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Сургутского района ХМАО - Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, в связи с чем, суд находит требования природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика в судебном заседании о том, что их обязание к утилизации попутного нефтяного газа в объеме согласно лицензии к 01.01.2010 года может привести к большим затратам и остановке деятельности предприятия, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа и иске. Предприятие занимается разработкой месторождений нефти с 1997 года, извлекает большую прибыль, однако утилизаций ПНГ в соответствии с лицензией, не занимаются, сжигает попутный нефтяной газ, при этом не затрачивает средства на его утилизацию.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Согласно ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В соответствии с обзором законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 кв. 2006 года (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007г.) дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, за совершение ими экологических правонарушений, не носят экономического характера и подведомственны судам общей юрисдикции.

На основании ч.2 ст.29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения филиала или представительства.

В соответствии с Положением о Российском филиале компании КанБайкал Резорсез Инк., утвержденным Президентом компании и зарегистрированном в ФГУ «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ» 20.06.2007г. за № 20301.1, филиал является структурным подразделением компании и выполняет обязанности компании на территории ХМАО - Югры. Место нахождения филиала компании КанБайкал Резорсез Инк.: ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, ул. Сургутская, строение №2. Иск предъявлен в Нефтеюганский городской суд по месту нахождения филиала.

Согласно ч.3 ст.402 ГПК РФ суды в Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 45, 194-199,402 ГПК РФ, Закона «О недрах», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ Закона «Об охране атмосферного воздуха», суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ханты—Мансийского межрайонного природоохранного прокурора (в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц) - удовлетворить.

Обязать КомпаниюКанБайкал Резорсез Инк. к 01 января 2012 года обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого на Унтыгейском лицензионном участке, расположенном в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденными и согласованными в установленном порядке проектными документами на разработку Унтыгейского и Кулунского нефтяных месторождений.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы или представления через Нефтеюганский городской суд.

СудьяПоникаровская С. А.

Мотивированное решение составлено 22.04.2011г.

Решение вступило в законную силу «___»________________