2-674/2011 по заявлению Исаковой Э.А. о защите гражданских и нарушенных избирательных правах.



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Уфа

10 марта 2011 года

Уфимский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Кудряшов В.К. (единолично);

при секретаре Осиповой Ю.Г.;

с участием: Исаковой Э.А., ее представителя И.Д.М., представителя администрации сельского поселения Зубовский сельсовет Лаптевой Н.В., Мусиной Г.А., представителя территориальной избирательной комиссии МР Уфимский район Юдиной Е.В., помощника прокурора Имаммутдинова А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Исаковой Э.А. о защите гражданских прав и нарушенных избирательных правах;

установил:

Исакова Э.А. обратилась в суд с заявлением о защите гражданских прав и нарушенных избирательных прав, указывая на то, что ... должны состояться выборы в органы местного самоуправления. Она решила выдвинуть свою кандидатуру как самовыдвиженец по избирательному округу 0 по д. ....

Она, как и все кандидаты ... подала все необходимые документы в администрацию Зубовского сельсовета. Ее документы приняла управляющая делами Мусиной Г.А., не сказав, что она не уполномочена принимать документы от кандидатов в депутаты. Прежде чем принять документы, она направила ее к Муталову Р.М. для получения разрешения в принятии документов, который отговаривал ее от выдвижения по избирательному округу 0, предлагая избирательный округ 0.

... она приехала в администрацию для получения бланков для сбора подписей жителей избирательного округа 0 в поддержку ее кандидатуры и подписного листа, протокола об итогах сбора подписей. Ввиду того, что ... Мусиной Г.А. не поставила отметку о принятии на ее заявления о выдвижении в кандидаты в депутаты, она потребовала от нее сделать отметку. Мусиной Г.А. поставила на заявлении отметку не ..., как это было, а ....

... она поехала в ТИК Уфимского района, чтоб сдать недостающие документы, список подписей жителей избирательного округа 0 в поддержку ее кандидатуры, финансовый отчет о проделанной работе. В ТИКе было выяснено, что ее заявление из Администрации в ТИК не поступило, и ее нет в списках кандидатов. Председатель ТИК Жуков С.А. развел руками, даже не пытаясь выяснить, куда делось ее заявление, почему его не передали из Администрации в ТИК, отказался принимать от нее документы, заявляя, что время упущено.

В этот же день, то есть ..., она обратилась к председателю ЦИК РБ Янбухтину Н.Р., написала жалобу на действия Муталова Р.М. и Жуков С.А. После этого, она отвезла недостающие документы в ТИК и они были приняты Жуков С.А.

Только ... она получила ответ председателя ТИК Жуков С.А. от ... 0, согласно которому Администрация не является органом уполномоченным организовывать и обеспечивать подготовку и проведение выборов. Ее заявление поступило в ТИК ... в 15 ч. 15 мин.

... она не располагала сведениями, что заявление необходимо подавать непосредственно в ТИК по адресу: ....

Действиями главы Администрации Муталова P.M. и управляющей делами М.Р.А. она была введена в заблуждение, поскольку они выдавали себя за избирательную комиссию, принимали от нее избирательные документы и выдавали бланки документов, связанных с выборами, консультировали по вопросам выборов не только ее, но и других кандидатов.

Таким образом, Администрация приняв от нее заявление о выдвижении и другие избирательные документы превысила свои полномочия, также, не передав данные документы в ТИК, Администрация нарушила ФЗ «О порядка рассмотрения обращений граждан РФ».

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Согласно статье 32 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (часть 1). Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом о порядке рассмотрения обращений (часть 2). За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).

Ее заявление поступило в Администрацию фактически ..., было зарегистрировано .... Глава Администрации Муталов P.M. не рассмотрел ее заявление, не дал на него письменный ответ в установленный законом срок, не перенаправил ее заявление с документами в ТИК в течение 7 дней. Указанное бездействие главы Администрации противоречит требованиям Закона о порядке рассмотрения обращений, части 2 статьи 32 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Согласно статье 48 Кодекса Республики Башкортостан о выборах соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего кодекса и принять решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации.

ТИК до настоящего времени не зарегистрировала ее в качестве кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по избирательному округу 0.

Считает, что своим бездействием комиссия нарушила ее избирательные права, гарантированные Конституцией РФ, Кодексом Республики Башкортостан о выборах.

Согласно ч.4 ст.40 Кодекса РБ о выборах избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Поскольку она своевременно обратилась с заявлением о выдвижении, представила необходимые документы, то избирательная комиссия должна была зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты, включив ее в списки кандидатов и бюллетень для голосования.

Онаобращалась с жалобой на незаконные действия Мусиной Г.А. и Муталова P.M. к главе администрации Уфимского района Сатарову Р.Ф., который сказал ей, что указанными лицами были допущены нарушения ее избирательных прав и рекомендовал обратиться за защитой своих прав в суд.

Считает, что Мусиной Г.А. и Муталов P.M. превысили свои полномочия, чем нарушили ее избирательные права, причинили ей нравственные страдания своими незаконными действиями. Причиненный в результате перенесенных нравственных страданий моральный вред она оценивает в размере 0 рублей.

Исаковой Э.А. просила:

  1. признать действия Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет Уфимского района РБ в лице главы Муталова Р.М. и управляющего делами Мусиной Г.А., выразившиеся в принятии от нее заявления о выдвижении в кандидаты в депутаты и избирательных документов, незаконными, как совершенные с превышением полномочий;

2. признать бездействия Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет Уфимского района РБ в лице главы Муталова Р.М. и управляющего делами Мусиной Г.А., выразившиеся в ненаправлении заявления Исаковой Э.А. о выдвижении в кандидаты в депутаты и приложенных документов в Территориальную избирательную комиссию муниципального района Уфимский район РБ, незаконными;

3. признать бездействия Администрации сельского поселения Зубовский сельсовет Уфимского района РБ в лице главы Муталова Р.М. и управляющего делами Мусиной Г.А., выразившиеся в неуведомлении Исаковой Э.А. о решении, принятом по ее заявлению о выдвижении в кандидаты и к нему приложенных документов, незаконными;

4. признать незаконным бездействие (отказ) Территориальной избирательной комиссии муниципального района Уфимский район РБ рассмотреть представленные ею документы для регистрации в установленный законом срок;

5. обязать Территориальную избирательную комиссию муниципального района Уфимский район зарегистрировать ее кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления по избирательному округу 0 в д. ....

В судебном заседании Исаковой Э.А. заявление поддержала, уточнила пункты 4 и 5 просительной части своего заявления, изложив их в следующем виде:

п. 4 - признать незаконным бездействие ТИК МР Уфимский район РБ, выразившемся в том, что территориальная избирательная комиссия муниципального района Уфимский район РБ в нарушение п. 23 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» в течение одних суток не выдала Исаковой Э.А. решение ТИК от ...;

п. 5 - признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии муниципального района Уфимский район РБ от ... и обязать ТИК МР Уфимского района РБ зарегистрировать Исаковой Э.А. кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления по избирательному округу 0 в д. ....

Кроме того Исаковой Э.А. просила восстановить срок для обжалования решения ТИК МР Уфимского района РБ от ..., так узнала об этом решении только ....

Представитель администрации сельского поселения Зубовский сельсовет просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Мусиной Г.А. в удовлетворении заявления просила отказать, пояснила, что он выдала Исаковой Э.А. бланки, которые были в сельском совете, и объяснила ей что заявление и документы необходимо подавать территориальную избирательную комиссию. Заявление Исаковой Э.А. носил уведомительный характер, было зарегистрировано по просьбе Исаковой Э.А.

Представитель территориальной избирательной комиссии муниципального района Уфимский район просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив предоставленные ими доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Статья 40 Кодекса Республики Башкортостан о выборах также указывает на то, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В соответствии со ст. 43 Кодекса Республики Башкортостан о выборах самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. Самовыдвижение кандидата по избирательному округу может производиться не позднее чем через 30 дней, а при выборах в органы местного самоуправления - не позднее чем через 20 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня опубликования (обнародования) схемы одномандатных избирательных округов. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру по избирательному округу, письменно уведомляет соответствующую избирательную комиссию о самовыдвижении в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

В газете «Уфимские нивы» ... было опубликовано постановление Центральной избирательной комиссии РБ от ... № Ц-53/2-46-4 «О формировании территориальной избирательной комиссии муниципального района Уфимский район РБ". Там же было указаны адрес местонахождения территориальной комиссии, время работы, контактный телефон.

В газете «Уфимские нивы» 0 за ... было опубликовано объявление о том, что на ... назначены выборы депутатов Советов сельских поселений муниципального района Уфимский район.

Как следует из заявления Исаковой Э.А. и ее объяснений в судебном заседании, она с целью выдвижения своей кандидатуры в депутаты сельского поселения ... обратилась в администрацию сельского поселения Зубовский сельсовет с заявлением о регистрации в кандидаты в депутаты по избирательному округу 0.

Однако доказательства того, заявление с приложенными документами было подано ..., доказательствами не подтверждено.

Из объяснения представителя администрации сельского поселения Зубовский сельсовет и управляющего делами Мусиной Г.А. следует, Исаковой Э.А. ... обратилась в сельскую администрацию о регистрации ее заявления о самовыдвижении в кандидаты в депутаты. При этом Исаковой Э.А. было разъяснено о том, что заявление необходимо подавать Территориальную избирательную комиссию МР Уфимский район. В конце декабря 2010 года Исаковой Э.А. обращалась к управляющему делами с целью заверить копии документов, а также спрашивала, как ей оформить заявление о самовыдвижении. Ей было разъяснено, что документы необходимо сдавать в территориальную избирательную комиссию.

Свидетель Л.Е.А. не подтвердила того, когда и какие документы Исаковой Э.А. сдала в администрации сельского поселения, поскольку она при общении заявителя с управляющим делами не находилась вместе с ним в одном кабинете.

... заявление Исаковой Э.А. было зарегистрировано. Однако ее заявление в ТИК МР Уфимский район не было передано.

Как видно из содержании копии этого заявления, адресованного в территориальную избирательную комиссию сельского поселения Зубовский сельсовет, Исаковой Э.А. уведомляет о самовыдвижении и согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по округу 0 сельского поселения Зубовский сельсовет.

Однако в данном заявлении не содержится какой-либо просьбы, заявления, предложения или обращения, требующего от администрации сельского поселения Зубовский сельсовет принятия какого-либо решения.

Пунктами 4 и 5 ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Как следует из объяснения сторон, заявление Исаковой Э.А. было подано на личном приеме управляющего делами Мусиной Г.А.

Из объяснения Мусиной Г.А. следует, что заявителю было разъяснено о необходимости подачи заявления о выдвижении кандидатом в депутаты в территориальную избирательную комиссию МР Уфимский район.

В судебном заседании не было установлено и доказательств тому не представлено, что вместе с заявлением были поданы еще какие-либо документы.

Поскольку в обращении Исаковой Э.А., зарегистрированного в администрации сельского поселения Зубовский сельсовет по ее желанию, не содержалось какой-либо просьбы, а было только уведомление, адресованное в несуществующую территориальную избирательную комиссию сельского поселения Зубовского сельсовета, в действиях администрации сельского поселения Зубовский сельсовет лице главы администрации и управляющего делами, принявшей заявление о выдвижении кандидата в депутаты, не усматривается противоправного поведения с превышением полномочий.

Поскольку указанное заявление было подано на личном приеме управляющего делами Мусиной Г.А., которая заявителю разъясняла о необходимости подачи заявления в территориальную избирательную комиссию муниципального района Уфимский район, а не в администрацию сельского поселения, то обязанности передачи в территориальную избирательную комиссию муниципального района Уфимский район заявления, адресованного в территориальную избирательную комиссию сельского поселения Зубовского сельсовета, у должностных лиц сельского поселения Зубовский сельсовет не возникло. Как и не возникло обязанности в уведомлении Исаковой Э.А. о решении, принятом по ее заявлению о выдвижении в кандидаты, потому как в поданном заявлении не содержалось какой-либо просьбы, указанное заявление носит информационный характер.

У суда нет оснований считать такие действия (бездействие) должностных лиц сельского поселении Зубовский сельсовет незаконными.

Как следует из содержания вышеприведенных законодательных актов, заявление о самовыдвижении должно подаваться лицом, желающим стать депутатом Совета, в соответствующую территориальную избирательную комиссию лично.

Выдвигая свою кандидатуру в депутаты представительного органа местного самоуправления, Исаковой Э.А. должна была ознакомиться с положениями избирательного законодательства о порядке регистрации кандидатов в депутаты. Поэтому ссылки на то, что администрация сельского поселения, приняв поданное ею заявление, адресованное в территориальную избирательную комиссию сельского поселения Зубовский сельсовет, ввела ее в заблуждение, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

Однако Исаковой Э.А. свое заявление в территориальную избирательную комиссию подала только .... При этом вместе заявлением о самовыдвижении были подан подписной лист с подписями жителей в поддержку Исаковой Э.А., собранных ..., то есть до признания Исаковой Э.А. выдвинутым кандидатом, что противоречит п. 2 ст. 47 Кодекса Республики Башкортостан о выборах.

Требование Исаковой Э.А. о признании незаконным бездействие ТИК МР Уфимский район РБ, выразившемся в том, что ТИК МР Уфимского района РБ в нарушение п. 23 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» в течение одних суток не выдала Исаковой Э.А. решение ТИК от ... следует отклонить по следующим основаниям.

Из объяснения заявителя, показаний свидетеля М.А.И., письма территориальной избирательной комиссии от ... 0 следует, что Исаковой Э.А. было известно о том, что ей отказано в регистрации кандидатом в депутаты.

По смыслу п. 23 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.

Однако Исаковой Э.А. с требованием о выдаче ей решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты сельского поселения Зубовский сельсовет в ТИК МР Уфимского района не обращалась.

Обязанности направления заинтересованному лицу решения об отказе в регистрации вышеназванным Федеральным законом не установлено.

С согласия Исаковой Э.А. она решением территориальной избирательной комиссии МР Уфимский район от ... 0, была включена в состав участковой избирательной комиссии избирательно участка 0.

В силу ч. 2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Решение территориальной избирательной комиссии МР Уфимский район об отказе в регистрации кандидата в депутаты СП Зубовский сельсовет Исаковой Э. принято ..., заявление в суд подано ..., по истечении десятидневного срока для его обжалования.

Ходатайство Исаковой Э.А. о восстановлении срока для обжалования решения территориальной избирательной комиссии МР Уфимский район от ... следует оставить без удовлетворения, поскольку срок, установленный частью 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Следовательно, в удовлетворении требований Исаковой Э.А. о признании незаконным решения ТИК МР Уфимского района РБ от ... и возложении на ТИК МР Уфимского района РБ обязанности зарегистрировать Исаковой Э.А. кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления по избирательному округу 0 в д. Нижегородка, также должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Исаковой Э.А. о защите гражданских прав и нарушенных избирательных правах полностью отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба (прокурором - представление) в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение 5 дней с момента.

Судья

Кудряшов В.К.