г. Уфа 23 июня 2011 года Уфимский районный суд РБ в составе: председательствующего судьи Кудряшова В.К. (единолично); при секретаре Алгушаевой А.Я., с участием представителей СНТ "Рябинушка" Гайнуллина А.З., Фатихова А.Г., представителя администрации муниципального района <адрес> и Управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Уфимский район Жуковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Рябинушка"о признании недействительным акта обследования земельного участка; Истец СНТ «Рябинушка» обратился в суд с заявлением о признании недействительным акта обследования земельного участка, составленного ДД.ММ.ГГГГ Управлением земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ и утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР Уфимский район РБ. В обоснование поданного заявление указано, что оспариваемый Акт признает земельный участок СНТ «Рябинушка», являющийся имуществом общего пользования садоводов, единственной существующей подъездной дорогой к другим коллективным садам со сквозным проездом через участок. Установление оспариваемым Актом возможности сквозного проезда других садоводов через территорию коллективного сада для земельного участка СНТ «Рябинушка» является изменением предназначения: в качестве имущества общего пользования садоводов коллективного сада СНТ «Рябинушка». Данное обстоятельство нарушает право садоводов СНТ «Рябинушка» пользоваться имуществом общего пользования сада (земельным участком коллективного сада) по своему усмотрению, установленное статьей 209 ГК РФ. Также это является ограничением в использовании имущества общего пользования СНТ «Рябинушка» с обособленным предназначением, так как ставит под сомнение право использования имущества коллективного сада (земельного участка) для обеспечения прохода, проезда, водоснабжения, охраны, организации отдыха и иных потребностей членов коллективного сада СНТ «Рябинушка», установленного ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Заявитель считает, что оспариваемый Акт является незаконным в связи со следующими обстоятельствами. Действующее законодательство не предоставляет Администрации МР Уфимский район РБ и его структурным подразделениям право составлять акты обследования. Порядок подтверждения существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, устанавливается ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (часть 3 статьи 1). Кроме этого в ведении Роскартографии РФ (на сегодня Росреестр РФ) находятся вопросы, связанные с изготовлением атласов автомобильных дорог и иных атласов. Руководства по их изготовлению, утверждаемые приказом Роскартографии РФ, предусматривают, что атласы изготавливаются с соблюдением требований к составлению и изготовлению карт, включающих, в том числе, сбор и анализ картографических и справочных материалов, изучение района картографирования. На обзорных картах отображаются пути сообщения. В «Атласе Республики Башкортостан», том 1 Север Республики, на странице 131 указаны коллективные сады СНТ «Рябинушка», СНТ «Весна», СНО «Эталон», а также указаны подъездные автомобильные дороги, на которых истцом нанесены буквы «С1», «С2», «СЗ», «ОЗ», «Р1», «Р2», чтобы визуально отрезками СЗ-С2, С1-..., F1-F2 выделить наличие подъездных автомобильных дорог. Таким образом, сведения об отсутствии других подъездных автомобильных дорог, указанные в оспариваемом Акте, не соответствуют действительности и противоречат данным других документов, изготовленных в установленном порядке. Оспариваемый Акт содержит классификации (критерии) автомобильных дорог, которые действующее законодательство не устанавливает тождественным. В оспариваемом Акте используются следующие классификации (критерии): - внутрихозяйственные автомобильные дороги, - подъездные автомобильные дороги, - всесезонные автомобильные дороги. Целью обследования земельного участка в Оспариваемом Акте указывается установление количества подъездных внутрихозяйственных автомобильных дорог. В результате обследования в оспариваемом Акте устанавливаются уже подъездные автомобильные дороги. Отсутствие других подъездных автомобильных дорог устанавливается по сравнению с дорогой соответствующей действующим техническим нормам и всесезонному использованию. Таким образом, вызывает сомнение достоверность сведений, указанных в оспариваемом Акте. Кроме этого, результат обследования в оспариваемом Акте содержит указание о том, что часть территории коллективного сада СНТ «Рябинушка» (около 200 метров) соответствует действующим техническим нормам. Между тем решение вопросов о возможности использования части земельного участка коллективного сада в качестве автомобильной дороги, о соответствии этой части коллективного сада действующим техническим нормам автодорог - это вопросы, подтверждаемые соответствующей экспертизой. Оспариваемый Акт не указывает, на основе исследования каких данных и документов, в связи с какой необходимостью, с использованием каких методик, на основе каких расчетных материалов и полученных образцов материалов и т.д. сделан вывод о соответствии части территории коллективного сада к техническим требованиям, предъявляемым для автодорог (без указания реквизитов и наименования технических норм, без указания вида и назначения дорог, в качестве которой часть территории коллективного сада соответствует этим требованиям). Положение об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ не предусматривает у Управления права и полномочия на проведение экспертизы объектов недвижимости. В части 2 статьи 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Таким образом, одним из способов защиты нарушенных прав является обращение в суд с заявлением об оспаривании решения. В соответствии с пунктом 1.4 Положения об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ Управление является юридическим лицом. В связи с чем. Управление может быть истцом и ответчиком, что установлено пунктом 1 статьи 48 ГК РФ. СНТ «Рябинушка» просит признать недействительным Акт обследования земельного участка, составленный ДД.ММ.ГГГГ Управлением земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ и утвержденный ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР Уфимский район РБ. В судебном заседании представители СНТ "Рябинушка" заявление поддержали, просили его удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации муниципального районаУфимский район и Управления земельных и имущественных отношений администрации МР Уфимский район в удовлетворения заявления просила отказать. Представитель СНТ "Весна" и СНО "Эталон", извещенные надлежащим образом в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив предоставленные ими доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниями. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Статьей 249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»: правом составления акта обследования обладает кадастровый инженер (часть 1 статьи 42), составляется акт обследования в результате осмотра кадастровым инженером имущества по местонахождению, а не иными лицами (часть 1 статьи 42), акт обследования заверяется подписью и печатью кадастрового инженера (часть 2 статьи 42). Согласно статьи 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, получившее полномочия на осуществление этой деятельности в соответствии с этим Законом. Сведения о лицах, получивших право осуществления кадастровой деятельности содержатся в государственном реестре кадастровых инженеров (статья 30 этого Закона). Статья 31 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастровой деятельности подразумевает коммерческой деятельностью, а не формой выражения волеизъявления органа местного самоуправления в ответ на обращение граждан или иных лиц (в оспариваемом Акте указывается, что он составлен в ответ на заявление (Приложение № к заявлению), поступившее со входящим номером № от ДД.ММ.ГГГГ). Администрации муниципального района Уфимский район РБ и его структурным подразделениям (Управление земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ) не предоставлено право составлять и утверждать акт обследования земельного участка, в том числе, в качестве формы ответа на обращения граждан или иных лиц. Оспариваемый Акт составлен на несуществующий земельный участок. В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Границы определяются путем описание местоположения границ объекта недвижимости, которое устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (пункт 3 части 1 статьи 7, пункт 7 статьи 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества подтверждает существование земельного участка (недвижимого имущества) с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Оспариваемый Акт указывает, что он составлен в результате обследования земельного участка, то есть отдельно взятого существующего земельного участка, а не совокупности существующих участков. Территория коллективного сада СНТ «Рябинушка» является совокупностью земельных участков. Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Однако указанным Федеральным законом не предусмотрено право органом местного самоуправления по самостоятельному составлению актов, содержащих сведения о наличии или отсутствии подъездных дорог к другим садоводческим товариществам. Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона определено, что разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок. Между тем оспариваемый Акт содержит (подтверждает) сведения относительно <адрес> прилегающей к ним территории, в которой исследовалось наличие подъездных автомобильных дорог. Каждый из этих коллективных садов большая совокупность земельных участков. Общая территория коллективных садов и прилегающей территории - это территория нескольких кадастровых кварталов, то есть территорий (часть 5 статьи 14 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), а не отдельно взятый земельный участок. Оспариваемый Акт составлен на несуществующий земельный участок, так как та территория, относительно которой содержатся сведения в Оспариваемом Акте не является земельным участком (то есть не существует такой участок), а является совокупностью большого количества земельных участков, объединенных в разные кадастровые квартала. Управление земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ, составитель оспариваемого акта, не является органом, уполномоченным на подтверждение сведений о существовании автодорог. Положение об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ, утвержденное решением Совета МР Уфимский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано в газете «Уфимские нивы» от ДД.ММ.ГГГГ. Функции Управления предусматривают полномочия относительно объектов, являющихся муниципальной собственностью, либо изымаемых в пользу Администрации либо относительно объектов создаваемых в интересах Администрации и либо связанные управленческими функциями Управления, Администрации. Указанное Положение не предусматривает полномочия по удостоверению существования и расположения коммуникаций на территории района независимо от балансовой принадлежности. Кроме этого осуществление подобной деятельности подразумевает осуществление инженерно-геодезической деятельности, на которое указанным Положением Управление не уполномочивается. Управлении земельных и имущественных отношений Администрации МР Уфимский район РБ может предоставлять только сведения об автомобильных дорогах, являющихся муниципальной собственностью, не относящихся к собственности РБ и/или организованных для обслуживания земельных участков физических и юридических лиц. Но указанное полномочие не предусматривает предоставление сведений о муниципальной собственности в форме акта обследования. Сведения о застроенных и подлежащих к застройке территориях, расположенных в их границах элементах планировочной структуры, информация о ранее разработанной градостроительной документации, сведения о градостроительной ситуации и т.д. находятся в ведении органов архитектуры. Отделом архитектуры и градостроительства Администрации МР Уфимского района РБ для оформления в собственность земельного участка СНТ «Рябинушка» было выдано градостроительное заключение по границам земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ В качестве приложения к нему изготовлен ситуационный план земельного участка: <адрес>», с масштабом М 1:10000, в котором указаны подъездные автомобильные дороги к указанным коллективным садам. В копии ситуационного плана, приложенном к заявлению, подъездные автомобильные дороги указаны. Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу об обосновании заявленных требований, которые должны быть удовлетворены. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Признать недействительным Акт обследования земельного участка, составленный ДД.ММ.ГГГГ Управлением земельных и имущественных отношений Администрации МР <адрес> РБ и утвержденный ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР Уфимский район РБ. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней. Судья Кудряшов В.К.