2-1148/2011 по иску Мухаметьяновой С.Ф., Юнусовой И.К., Алексеевой И.А., Шевченко М.Н. о компенсации дополнительных отпусков



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Уфа

05 июля 2011 года

Уфимский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К. (единолично);

при секретаре Алгушаевой А.Я.;

с участием: представителей истцов Буганиной И.Д. и Никифоровой Т.Р., представителя ответчика Мустафиной Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаметьяновой С.Ф., Юнусовой И.К., Алексеевой И.А., Шевченко М.Н. к обществу с ограниченной ответственностью "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" о компенсации дополнительных отпусков, процентов (денежной компенсации) за задержку выплат отпускных, выплате недополученной заработной платы и возмещении морального вреда;

установил:

Истцы Мухаметьянова С.Ф., Юнусова И.К., Алексеева И.А., Шевченко М.Н. обратились в суд с иском к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи" о компенсации дополнительных отпусков, процентов (денежной компенсации) за задержку выплат отпускных, выплате недополученной заработной платы и возмещении морального вреда, указывая на то, что с ними ДД.ММ.ГГГГ были расторгнуты договоры.

В нарушение статей 116, 302, 321 и 322 ответчик им предоставлял ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 8 дней вместо положенных 16 дней.

Согласно положению об оплате труда на заработную плату начисляется премия 180%. В нарушение указанного положения премия за работу с апреля месяца 2008 года снижалась.

По вине ответчика истца причинены нравственные страдания.

Истцы просили взыскать с ответчика денежную компенсацию за недополученные дополнительные отпуска, недоначисленную и не выплаченную премию, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., все судебные расходы.

В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования и просили взыскать компенсацию на неиспользованный отпуск при увольнении в пользу Юнусовой И.К. <данные изъяты>., Мухаметьяновой С.Ф. <данные изъяты>., Алексеевой И.А. <данные изъяты>., Шевченко М.Н. <данные изъяты>., недоплату среднего заработка при увольнении в течение 6 месяцев Юнусовой И.К. <данные изъяты>., Мухаметьяновой С.Ф. <данные изъяты>., Алексеевой И.А. <данные изъяты>., Шевченко М.Н. <данные изъяты> коп., а также взыскать в пользу Алексеевой И.А. недоплату больничных листов по временной нетрудоспособности <данные изъяты>., недоплату больничного по беременности и родам в Алексеевой <данные изъяты>.

Истцы, извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истцов.

Представители истцов поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика в удовлетворении иска просила отказать, указывая на то, что дополнительные отпуска за работу в районе Крайнего Севера предоставлялись исходя их фактического нахождения на вахте, поскольку истцы работали вахтовым методом. Премия выплачивалась на основании приказа руководителя в соответствии с Положением о премировании.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив предоставленные ими доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно п. 3.1 Положения об оплате труда работников Нижневартовского филиала ООО "КУЭН", утвержденного директором предприятия, премирование работников осуществляется ежемесячно из фонда заработной платы согласно действующему Положению о премировании работников Нижневартовского филиала за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности по итогам месяца.

Пунктом 2.1 Положения о премировании работников Нижневартовского филиала ООО "КУЭН" предусмотрено начисление премии производится из фонда заработной платы месяцем позже после подведения итогов деятельности за месяц.

Согласно п. 2.3 Положения о премировании премирование работников структурных подразделений Филиала производится при условии выполнения установленных показателей и соблюдении условий премирования.

Пунктом 2.5 Положения о премировании предусмотрено, что при выполнении структурными подразделениями Филиала и Филиалом в целом основных показателей и соблюдении обязательных условий премирования, но при отсутствии балансовой прибыли Филиала с начала года, руководителем Филиала может быть принято одно из следующих решений:

не выплачивать премию полностью;

снизить размер премии.

Пунктом 3.1 Положения о премировании установлено, что основанием для начисления премии работникам Филиала является представленная структурными подразделениями, отделами (службами) Филиала справка о выполнении показателей и соблюдении обязательных условий премирования. Справка составляется по данным бухгалтерской и внутренней отчетности, оперативного учета не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем предоставляется инженеру по организации и нормированию труда.

В соответствии с п. 3.11 Положения о премировании выплата премии производится на основании приказа по филиалу. В приказе о премировании в обязательном порядке указывается причина, по которым работнику не начисляется премия.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений

Однако доказательств того, истцы каждый в отдельности были лишены премии за нарушение трудовой дисциплины и или по иным основаниям, суду не представлено.

Как видно из представленных локальных актов ответчика, решение вопроса о премировании находится в компетенции руководителя филиала исходя из показателей деятельности филиала.

Из объяснения представителя ответчика и представленных приказов о выплате текущих премий видно, что премии всем работникам филиала начислялись на основании приказов директора филиала исходя из результатов хозяйственной деятельности по итогам месяца, а также в целях обеспечения безубыточной работы при наличии прибыли.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истцов в части взыскания премий, денежной компенсации по ставке рефинансирования недоплаты среднего заработка на 6 месяцев, а также Алексеевой И.А. больничных по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, начисленным истцами с учетом предполагаемых премий должно быть отказано.

Исковые требования истцов о взыскании компенсации за неиспользованные отпуска подлежат удовлетворению в размере первоначально заявленных требований, поскольку расчет были сделаны без учета предполагаемых премий, во взыскании которых отказано.

Пунктом 4.3 трудовых договоров, заключенных с работодателем, было предусмотрено, что дополнительные отпуска (за работу в районах Крайнего Севера и местностям в ним приравненным, за работу в условиях ненормированного рабочего дня и т.д.) предоставляются в соответствии действующим законодательством и внутренними нормативными актами.

В то же время статьей 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если таковые условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Согласно ст. 302 Трудового кодекса РФ работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов:

предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих:

в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня,

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 16 календарных дней.

В соответствии со ст. 321 ТК РФ, кроме установленных законодательством, ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

Поскольку ежегодный дополнительный отпуск предоставлялся истцам не в полном объеме, истцы вправе требовать выплаты денежной компенсации за неиспользованную часть дополнительного отпуска и возмещения неполученной надбавки к заработной плате.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ истцы вправе требовать с ответчика денежную компенсацию за задержку выплаты денежных средств, в качестве компенсации отпускных в размере, не менее 1/300 ставки банковского рефинансирования за каждый день задержки.

Ответчик своего расчета не представил. Представленный истцами расчет не оспаривал.

В силу статей 127, 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения работника, что является обязанностью работодателя.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку ответчиком были нарушены права на своевременное получение работниками причитающихся по закону денежных выплат, с ответчика в пользу истцов следует взыскать компенсацию морального вреда по <данные изъяты> рублей каждому.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ с ответчика в пользу истцов следует взыскать расходы по оформлению доверенностей представителям на участие в рассмотрении дела в суде по <данные изъяты> руб. Юнусовой И.К. и Мухаметьяновой С.Ф. и по <данные изъяты> руб. Алексеевой И.А. и Шевченко М.Н.

Поскольку истцы в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства следует взыскать расходы по госпошлине в размере <данные изъяты> по требованиям имущественного характера и <данные изъяты> руб. по требованиям не имущественного характера.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Курасковское управление энергообеспечения нефтедобычи»:

в пользу Юнусовой И.К. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты>., пени за задержку выплаты <данные изъяты>., компенсацию морального вреда <данные изъяты>., расходы по оформлению доверенности <данные изъяты>.;

в пользу Мухаметьяновой С.Ф. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты>, пени за задержку выплаты <данные изъяты>., компенсацию морального вреда <данные изъяты>., расходы по оформлению доверенности -<данные изъяты>.;

в пользу Алексеевой И.А. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты>., пени за задержку выплаты <данные изъяты>., компенсацию морального вреда <данные изъяты>., расходы по оформлению доверенности <данные изъяты>.;

в пользу Шевченко М.Н. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты>., пени за задержку выплаты <данные изъяты>., компенсацию морального вреда <данные изъяты>., расходы по оформлению доверенности <данные изъяты>.

в доход бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении остальных требований Мухаметьяновой С.Ф., Юнусовой И.К., Алексеевой И.А., Шевченко М.Н. отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Кудряшов В.К.