2-1432/2011 по иску Ахиярова Х.Х., Бережного Р.Ф., Силина А,Н., Шестакова Н.А. о компенсации дополнительного отпуска



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Уфа

25 июля 2011 года

Уфимский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К. (единолично);

при секретаре Алгушаевой А.Я.;

с участием: представителя истцов Голубковой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахиярова Х.Х., Бережного А.Н., Габделисламова Р.Ф., Силина А.Н. и Шестакова Н.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Курасковское управление технологического транспорта" о компенсации дополнительного отпуска, оплате северной надбавки, премиальных доплат и о возмещении морального вреда,

установил:

Истцы Ахияров Х.Х., Бережной А.Н., Габделисламов Р.Ф., Силин А.Н. и Шестаков Н.А. обратились в суд с иском к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Курасковское управление технологического транспорта» о компенсации дополнительного отпуска, оплате северной надбавки, премиальных доплат и о возмещении морального вреда.

Иск мотивирован тем, что в Нижневартовском цехе ООО «Курасковское УТТ» истцы работали по бессрочным трудовым договорам в качестве рабочих. В трудовых договорах характер их работы указан - межрегиональный вахтовый метод с выездом в Нижневартовский филиал, являющийся местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.

Истцы уволены в связи с ликвидацией Нижневартовского цеха ООО «Курасковское УТТ» с ДД.ММ.ГГГГ. При получении окончательного расчета и приказов о предоставлении отпусков истцам стало известно, что работодатель в течение 5 лет незаконно наполовину уменьшал им ежегодный дополнительный отпуск, предусмотренный трудовым договором, вместо 16 календарных дней предоставлял 8 дней и менее.

Также в нарушение условий коллективного договора отпуск за вредные условия труда ответчик предоставлял истцам не полностью. Компенсация за эти дни не выплачивалась.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы отпускных, в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ он обязан выплачивать их процентами не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных сумм за каждый день задержки по день фактического расчета.

Всего ответчик задолжал истцам компенсацию за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, за дополнительный отпуск по вредности условий труда, с учетом пени за задержку выплаты, в размере: Ахиярову Х.Х. - <данные изъяты> рублей, Бережному Н.А. - <данные изъяты> рублей; Габделисламову Р.Ф. - <данные изъяты> рублей; Силину А.Н. - <данные изъяты> рублей; Шестакову Н.А. - <данные изъяты> рублей.

Кроме того, работодатель необоснованно снижал истцам процент северной надбавки к заработной плате, хотя согласно ст.ст. 57, 107, 300, 315, 316, 317 ТК РФ, Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», выезжающим на работу в местность, приравненную к району Крайнего Севера, за каждый год работы в этой местности, к зарплате добавляется 10%.

Истцы были приняты на работу в ООО «Курасковское УТТ» уже имея необходимый стаж для начисления 50% надбавки, но ответчик оплачивал им надбавку на 20-30 % ниже, что видно из расчетных ведомостей.

Согласно расчетам, составленным по расчетным ведомостям каждого из истцов за период с ДД.ММ.ГГГГ, задолженность северной надбавки истцам с учетом пени составила: Ахиярову Х.Х. - <данные изъяты> рублей; Бережному А.Н. - <данные изъяты> рублей; Габделисламову Р.Х. - <данные изъяты>; Силину А.Н. - <данные изъяты> рублей; Шесткову Н.А. - <данные изъяты> рублей.

В период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента увольнения ответчик безосновательно снижал истцам размер премиальных выплат, установленный коллективным договором, Положением о премировании.

Приказы о лишении истцов премии или уменьшении ее размера отсутствуют.

Задолженность по премии, с учетом пени, составляет: Ахиярову Х.Х. - <данные изъяты> рублей, Бережному А.Н. - <данные изъяты> рублей; Габделисламову Р.Х. - <данные изъяты> рублей; Силину А.Н. - <данные изъяты> рублей; Шестакову Н.А. - <данные изъяты> рублей.

Действия ответчика длительное время нарушавшего права и интересы истцов причинили им нравственные страдания, которые каждый из истцов оценивает в <данные изъяты> рублей.

Истцы просили взыскать с ответчика:

компенсацию недополученного ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом пени, в пользу истцов: Ахиярову Х.Х. - <данные изъяты> рублей, Бережному Н.А. - <данные изъяты> рублей; Габделисламову Р.Ф. - <данные изъяты> рублей; Силину А.Н. - <данные изъяты> рублей; Шестакову Н.А. - <данные изъяты> рублей;

взыскать с ответчика северную надбавку к заработной плате в пользу истцов: Ахиярову Х.Х. - <данные изъяты> рублей; Бережному А.Н. - <данные изъяты> рублей; Габделисламову Р.Х. - <данные изъяты>; Силину А.Н. - <данные изъяты> рублей; Шестакову Н.А. - <данные изъяты> рублей;

взыскать с ответчика невыплаченную премию в пользу истцов: Ахиярову Х.Х. - <данные изъяты> рублей, Бережному А.Н. - <данные изъяты> рублей; Габделисламову Р.Х. - <данные изъяты> рублей; Силину А.Н. - <данные изъяты> рублей; Шестакову Н.А. - <данные изъяты> рублей;

взыскать с ответчика в пользу истцов возмещение морального вреда по <данные изъяты> рублей;

взыскать с ответчика в пользу истцов все судебные расходы, в том числе затраты по оформлению доверенностей.

В судебном заседании представитель истцов Голубкова Л.Ф. иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Ответчик ООО "Курасковское управление технологического транспорта", извещенный надлежащим образом по последнему известному адресу местонахождения, в суд не явился, об изменении своего адреса местонахождения суду не сообщил. На основании статей 118 и 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Как видно из трудовых книжек и трудовых договоров от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцы были приняты на работу в Нижневартовский филиал ООО «Курасковское УТТ» после увольнения из организации, расположенной в местности, приравненной к району Крайнего Севера.

Пунктом 4.3 трудового договора было установлено, что работнику предоставляется ежегодный отпуск в размере 28 календарных дней и ежегодный дополнительный отпуск за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера продолжительностью 16 календарных дней.

Пунктом 2.1 и 5.2 трудового договора установлено, что надбавки к заработной плате за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера, производятся в соответствии с федеральными законами и коллективным договором.

Пунктом 6.1 трудового договора установлено, что изменения и дополнения в договор вносятся путем составления дополнительного письменного соглашения, подписанного обеими сторонами.

Согласно ст. 302 Трудового кодекса РФ работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов:

предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих:

в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня,

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера- 16 календарных дней.

В соответствии со ст. 321 ТК РФ, кроме установленных законодательством, ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Статьей 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если таковые условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Пунктом 4.3 трудового договора, заключенного с работодателем, истцам был установлен дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 16 календарных дней, которые работодатель обязан был предоставлять работникам ежегодно.

Поскольку ежегодный дополнительный отпуск предоставлялся истцам не в полном объеме, истцы вправе требовать выплаты денежной компенсации за не использованную часть дополнительного отпуска.

Согласно расчету, суммы подлежащие выплате в счет компенсации дополнительного отпуска за период работы истцов в Нижневартовском филиале ООО «Курасковское УТТ» составляет: Ахиярову Х.Х. - <данные изъяты> рублей, Бережному Н.А. - <данные изъяты> рублей; Габделисламову Р.Ф. - <данные изъяты> рублей; Силину А.Н. - <данные изъяты> рублей; Шестакову Н.А. - <данные изъяты> рублей.

Представленные суду представителем истца расчеты судом проверены и признаны правильными.

Ответчик своего расчета не представил. Представленный истцами расчет не оспаривал.

В силу статей 127, 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения работника, что является обязанностью работодателя.

В удовлетворении требований истцов о взыскании неполученной премии с учетом компенсации и северной надбавки с учетом компенсации должно быть отказано по следующим основаниям.

На основании п.п. «в» п. 16 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к района Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: в местностях, приравненных к района Крайнего Севера, - 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличении ем на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка, но не выше <данные изъяты> рублей в месяц.

При начислении надбавок к заработной плате непрерывный стаж работы, дающий право на их получение, определяется по продолжительности последней непрерывной работы на конкретном предприятии.

Согласно п. 3.3.2 Положения по оплате труда и премированию за основанные результаты производственно-хозяйственной деятельности рабочих, руководителей, специалистов и других служащих Нижневартовского филиала ООО «Курасковское Управление Технологического транспорта», введенного с ДД.ММ.ГГГГ, всем работникам филиала выплачиваются надбавки в установленном Федеральным законодательством порядке за работу и проживание в местностях, приравненных к районам Крайнего севера - районный коэффициент - 70% и северная надбавка - до 50%. Аналогичная норма содержится в Положении по оплате труда, утвержденном с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно расчетам задолженности, представленной представителем истцов в суд северная надбавка Ахиярову Х.Х. выплачена ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 30%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40%; Бережному А.Н. выплачена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10%; Габделисламову Р.Ф. выплачена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 40%; Силину А.Н. выплачена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 20%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30%, с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 30%; Шестакову Н.А. выплачена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40%.

Величина указанной надбавки не противоречит установленной в Положениях величине надбавки, поскольку установление суммы надбавки предполагается в пределах 50%, а не является обязательно установленной в размере 50%.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

ООО «Курасковское УТТ» принят коллективный договор ДД.ММ.ГГГГ и Положения о премировании работников, в т.ч. Положение «О премировании работников Нижневартовского филиала ООО «Курасковское УТТ» за основанные результаты хозяйственной деятельности по итогам месяца», которое введено с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно условий данного Коллективного договора оплата труда производится по утвержденным должностным окладам, тарифным ставкам и сдельным расценкам в соответствии с действующим Положением об оплате труда в денежной форме; выплачивается премия по тогам (результатам хозяйственной деятельности предприятия) работы за месяц.

В соответствии с Положением «О премировании работников Нижневартовского филиала ООО «Курасковское УТТ» за основные результаты хозяйственной деятельности по итогам месяца», введенное с ДД.ММ.ГГГГ максимальный размер премии установлен - 180%.

Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя производить премиальные выплаты в размере 180%.

Согласно п. 3.1 Положения «О премировании работников Нижневартовского филиала ООО «Курасковское УТТ» за основные результаты хозяйственной деятельности по итогам месяца» «текущая премия не является обязательной выплатой. При недостатке средств на оплату труда выплата премии по премиальному положению уменьшается или отменяется полностью».

Таким образом, на предприятии работники могут быть как премированы, так и размер премии им может быть уменьшен, и основаниями для уменьшения размера премии может является недостаточность средств на оплату премии.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком трудовых прав истцов невыплатой премии в размере 180% не представлено.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку ответчиком были нарушены права на своевременное получение работниками причитающихся по закону денежных выплат, с ответчика в пользу истцов следует взыскать компенсацию морального вреда по <данные изъяты> рублей каждому.

В соответствии со ст. 94 и ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу каждого истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и расходы по оформлению доверенности представителю на участие в рассмотрении дела в суде <данные изъяты> руб.

Поскольку истцы в силу закона освобождены от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства следует взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.         

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Курасковское управление технологического транспорта»:

в пользу Ахиярова Х.Х. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты> пени за задержку выплаты <данные изъяты> компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности <данные изъяты> руб.;

в пользу Бережного А.Н. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты>., пени за задержку выплаты <данные изъяты>, компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности -<данные изъяты> руб.;

в пользу Габделисламова Р.Ф. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты>., пени за задержку выплаты <данные изъяты>, компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя - <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности <данные изъяты> руб.;

в пользу Силина А.Н. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты> пени за задержку выплаты <данные изъяты>., компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности <данные изъяты> руб.;

в пользу Шестакова Н.А. денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска <данные изъяты>., пени за задержку выплаты <данные изъяты> компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты> руб., расходы по оформлению доверенности <данные изъяты> руб.;

в доход государства государственную пошлину <данные изъяты>

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья

Кудряшов В.К.