2-1499/2011 по иску Администрации Муниципального р-на Уфимского р-на РБ к Кригеру В.Г., Кригер Н.Г., Кригер Ю.В., Кригер К.В.



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Уфа

02 сентября 2011 года

Уфимский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К. (единолично);

при секретаре Алгушаева А.Я.;

с участием: представителя истца администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, третьих лиц Самойлова Ф.Г.. и Самойловой Л.А.., представителя ответчиков адвоката Кутлугильдиной С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан к ФИО12 Кригеру В.Г., Кригер Н.Г., Кригер Ю.В., Кригер К.В. о расторжении договора аренды земельного участка;

установил:

Истец Администрация муниципального района <адрес> обратилась в суд с иском к ответчикам Кригер В.Г., Кригер Н.Г., Кригер Ю.В. ФИО19, Кригер К.В. о расторжении договора аренды земельного участка, указывая на то, что муниципальное образование <данные изъяты> сельсовет (далее именуемый - арендодатель) на основании постановления главы муниципального образования <данные изъяты> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ заключило с ответчиками Кригер В.Г. Кригер Н.Г.., Кригер Ю.В.., Кригер К.В. договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым арендодатель передал ответчикам в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером из категории земель поселений, находящийся по адресу: <адрес>), для ведения личного подсобного хозяйства (далее именуемый - земельный участок). Договор был заключен на <данные изъяты> лет.

На указанном земельном участке (по адресу: <адрес>) находится недвижимое имущество, а именно: <данные изъяты> жилой дом, в котором расположена трехкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м. На момент заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира принадлежала на праве собственности ответчикам. ДД.ММ.ГГГГ ответчики заключили договор купли-продажи данной квартиры, в соответствии с которым новыми собственниками квартиры стали Самойлова Л.А. и Самойлов Ф.Г., которые с момента приобретения ими в собственность квартиры, расположенной на земельном участке, регулярно и своевременно оплачивают арендную плату по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами которого они не являются.

ДД.ММ.ГГГГ третьи лица обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с целью зарегистрировать право собственности на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов в связи с наличием противоречия с между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (в ЕГРП имеется запись о государственной регистрации сделки по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, где арендаторами являются ответчики). В данном уведомлении указано на необходимость представить соглашение о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Однако данное требование регистрирующего органа является невыполнимым, поскольку установить место нахождения ответчиков не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был вынесен отказ в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов .

Истец считает, что третьи лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке, имеют исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренду. Истец также считает, обстоятельства, из которых исходили арендодатель и ответчики при заключении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, изменились существенно.

Во исполнение требования о досудебном урегулировании вопроса о расторжении договора, предусмотренного п. 2 ст. 452 ГК РФ, истцом как собственником земельного участка и арендодателем по последнему известному адресу места нахождения ответчиков (<адрес>) было направлено предложение о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, однако ввиду отсутствия ответчиков по указанному адресу ответа в адрес истца в течение срока, указанного в предложении, не последовало.

Истец просит договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муниципальным образованием <данные изъяты> сельсовет <адрес> и Кригер В.Г.., Кригер Н.Г.., Кригер Ю.В.., Кригер К.В.. расторгнуть.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Третьи лица Самойлов Ф.Г. и Самойлова Л.А.. иск также поддержали, пояснили суду, что приобрели жилое помещение у ответчиков вместе с приусадебным участком. Ответчики после продажи освободили жилой дом и земельный участок, выехали в <данные изъяты>, их место жительства им неизвестно.

На основании ст. 167 и 50 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, поскольку местонахождение ответчиков не известно.

Представитель ответчиков адвокат Кутлугильдина С.Г.. в удовлетворении иска просила отказать.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ответчики продали в собственность Самойлова Ф.Г. и Самойловой Л.А.. квартиру по адресу: <адрес>. В договоре указано, что проданная квартира находится на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. метров, предоставленном продавцам сроком на <данные изъяты> лет в аренду.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, имеют исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность или в аренду. Однако собственники квартиры (третьи лица), находящейся на земельном участке, в данном случае фактически лишены возможности реализовать указанное право ввиду наличия действующего договора аренды земельного участка, заключенного муниципальным образованием Алексеевский сельсовет с ответчиками.

В соответствии со статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В соответствии с п. 2 ст. 451 ГК РФ договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Из материалов дела следует, что обстоятельства, из которых исходили арендодатель и ответчики при заключении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, изменились существенно. Ответчики больше не являются собственниками недвижимого имущества, расположенного на земельном участке; они не заинтересованы в реализации отношений, предусмотренных договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ, не осуществляют арендных платежей.

Таким образом, имеет место совокупность условий, предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ, следовательно, имеется основания для расторжения договора аренды.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан удовлетворить.

Расторгнуть договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным образованием <данные изъяты> сельсовет Республики Башкортостан и Кригером В.Г., Кригер Н.Г., Кригер Ю.В., Кригер К.В..

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд <адрес> через Уфимский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья

Кудряшов В.К.