2-1355/2011 по иску Ивановой А.М. к Правительству РБ.



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Уфа

15 сентября 2011 года

Уфимский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К. (единолично);

при секретаре Алгушаевой А.Я.;

с участием истицы Ивановой А.М., ее представителя Ягафаровой Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой А.М. к Правительству <адрес> Башкортостан об обязании предоставления жилья по договору социального найма,

установил:

Истица Иванова А.М. обратилась в суд с иском к Правительству <адрес> Башкортостан об обязании предоставления жилья по договору социального найма.

Иск мотивирован тем, что действующее законодательство устанавливает обязанности государства по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.

Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц. Которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. К данной категории относятся дети-сироты. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Федеральное законодательство помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения, а также то, на кого возлагается обязанность представления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства.

Исходя из положений Федерального закона органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируется из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 г. №167. Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ.

В <адрес> действует постановление Правительства РБ от 20 июля 2007 г. №200 «Обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, устанавливающий порядок предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу Федерального закона №159 дети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах снимаются с полного государственного обеспечения и должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Ссылка на отсутствие свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, такого рода доводы не основаны на законе.

Истица Иванова А.М. первоначально просила обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма не ниже установленных социальных норм.

В дальнейшем истица уточнила исковые требования и просит обязать Правительство <адрес> обеспечить передачу администрации муниципального района <адрес> РБ финансовых средств для обеспечения Ивановой А.М. жилым помещением по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным стандартам и техническим требования, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., но не более <данные изъяты> кв.м.; обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ за счет средств, предоставленных Правительством РБ для обеспечения жилым помещением Иванову А.М., приобрести и предоставить Ивановой А.М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным стандартам и технически требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв.м., но не более <данные изъяты> кв.м.

Затем истица Иванова А.М. уточнила исковые требования, исключив из числа ответчиков администрации муниципального района <адрес>, и просила обязать Правительство <адрес> предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее <данные изъяты> кв.м. но не более <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании истица Иванова А.М. и ее представитель Ягафарова Р.Х. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика Правительства <адрес> и третьего лица администрации муниципального района <адрес>, извещенные надлежащим образом в суд не явились, в отзывах на исковое заявление просили отказать в удовлетворении исковых требований.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив представленные доказательства, пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Согласно ч. 1п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Как указано в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм."

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

Названный Федеральный закон предоставляет дополнительные гарантии по социальной защите - право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из объяснения истицы, ее представителя и представленных документов, Иванова А.М. (ранее ФИО4) ДД.ММ.ГГГГ года рождения воспитывалась в Башкирском республиканском детском <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выбыла ДД.ММ.ГГГГ в детский <адрес>, и находилась на полном государственном обеспечении, так как относилась к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица обучалась в Уфимской городской гимназии .

По выписке из аттестата истица с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ истца обучалась средней общеобразовательной школе <адрес>.

Согласно паспорту Иванова А.М. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, д. <адрес>.

В производственной характеристике от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Иванова А.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГУП <данные изъяты>".

Вместе с тем истицей не представлено суду убедительных доказательств того, что до достижения возраста 23 лет она обращалась в орган местного самоуправления <адрес> по вопросу предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как видно из протокола заседания постоянной комиссии по развитию сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам использования и выделения земельных участков, на заседании комиссии обсуждался вопрос о предоставлении Ивановой А.М. земельного участка. Однако на тот момент статус ребенка-сироты был утрачен, поскольку Иванова А.М. обратилась в орган местного самоуправления после достижения ею возраста 23 лет, в то время как статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется за ним до 23 лет.

Как указано в п. 3 Постановлении Правительства РБ от 20.07.2007 года N 200 финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета <адрес> в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов <адрес>.

Согласно утвержденному Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 года N 200 Порядку, учет детей-сирот осуществляется органами опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов <адрес> как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семья опекуна (попечителя), в том числе приемная, патронатная семья, общежитие и т.д.).

В данном случае Правительство РБ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку осуществляет только финансирование, жилые помещения предоставляются органами местного самоуправления.

При таких обстоятельствах дела в удовлетворении исковые требований должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ивановой А.М. к Правительству <адрес> об обязании предоставления жилья по договору социального найма отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд <адрес> через Уфимский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Кудряшов В.К.