г. Уфа 23 сентября 2011 года Уфимский районный суд РБ в составе: председательствующего судьи Кудряшова В.К. (единолично); при секретаре Алгушаевой А.Я.; с участием: помощника прокурора <адрес> Баева А.З., представителя Администрации Муниципального района Уфимский район Низамутдиновой Э.А., представителя МОБУ СОШ с. <адрес>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уфимского района к Администрации муниципального района <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства (осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов), <адрес> обратился в суд с иском к ответчикам Администрации муниципального района <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства (осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов), указывая на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе реализации права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ и строительных норм и правил муниципальное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> оборудовано крыльцом со ступенями без специальных приспособлений для входа посетителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: нет оборудованных пандусов, рельсов, настилов и т.п. Администрация муниципального района <адрес> является учредителем общеобразовательного учреждения и несет ответственность по обязательствам данного учреждения в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством. Согласно ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, т.е. администрация муниципального района <адрес>. Таким образом, бездействие администрации муниципального района <адрес> нарушает права и свободы отдельных категорий граждан, для которых государством установлены дополнительные повышенные меры социальной защиты. Прокурор просил: обязать администрацию муниципального района <адрес> осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания общеобразовательной школы <адрес> муниципального района <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию муниципального бюджетного учреждения основная общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> оборудовать крыльцо общеобразовательной школы <адрес> муниципального района <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным отзыве на исковое заявление. Представитель МОБУ СОШ <адрес> иск полностью признала, пояснила суду, указанные в исковом заявлении недостатки устраняются. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив предоставленные ими доказательства, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пунктом 3.9 строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Из объяснения прокурора, представителей ответчиков и акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что школа <адрес>, учредителем которой является Администрация муниципального района <адрес> не имеет специальных приспособлений для входа посетителей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следовательно, требования прокурора, основанные на вышеприведенных нормах действующего законодательства, должны быть удовлетворены. При этом суд учитывает доводы представителя администрации муниципального района о том, что разрабатывается районная программа в части обеспечения доступности муниципальных учреждений образования для инвалидов и финансирование мероприятий определено на ДД.ММ.ГГГГ год. С учетом этого срок для финансирования следует установить до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы общеобразовательной школы <адрес> муниципального района <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> оборудовать крыльцо общеобразовательной школы <адрес> муниципального района <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На решение может быть подана кассационная жалоба (прокурором - представление) в Верховный Суд <адрес> через Уфимский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Судья Кудряшов В.К.