2-1665/2011 по искам прокурора к Администрации МР, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа.



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Уфа

23 сентября 2011 года

Уфимский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К. (единолично);

при секретаре Алгушаевой А.Я.;

с участием: помощника прокурора <адрес> Баева А.З., представителя Администрации Муниципального района Уфимский район Низамутдиновой Э.А., представителей МОБУ СОШ Уфимского района,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора <адрес> к Администрации муниципального района <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа д. <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа д. <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> им ФИО4, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства (осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов),

установил:

<адрес> обратился в суд с исками к ответчикам Администрации муниципального района <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа д. <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа д. <данные изъяты>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> им ФИО4, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства (осуществить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов), указывая на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе реализации права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ и строительных норм и правил в указанных выше муниципальных общеобразовательных бюджетных учреждениях муниципального района <адрес> оборудовано крыльцом со ступенями без специальных приспособлений для входа посетителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: нет оборудованных пандусов, рельсов, настилов и т.п.

Администрация муниципального района <адрес> является учредителем этих общеобразовательных учреждений и несет ответственность по обязательствам данных учреждений в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством. Согласно ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, т.е. администрация муниципального района <адрес>.

Таким образом, бездействие администрации муниципального района <адрес> нарушает права и свободы отдельных категорий граждан, для которых государством установлены дополнительные повышенные меры социальной защиты.

Прокурор просил:

обязать администрацию муниципального района <адрес> осуществить финансирование мероприятий по оборудованию зданий общеобразовательных школ <адрес> муниципального района <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

обязать администрацию вышеуказанных муниципальных бюджетных учреждений муниципального района <адрес> оборудовать крыльцо общеобразовательных школ <адрес> муниципального района <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> в удовлетворении исков просила отказать по основаниям, изложенным отзыве на исковое заявление.

Представители общеобразовательных школ иски полностью признали, пояснили суду, что указанные в исковом заявлении недостатки устраняются.

Представитель МОБУ СОШ <адрес>, извещена о рассмотрении дела, в суд не явилась, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии указанного ответчика и признании исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив предоставленные ими доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ , в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пунктом 3.9 строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Из объяснения прокурора, представителей ответчиков и акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанные школы <адрес>, учредителем которой является Администрация муниципального района <адрес>, не имеют специальных приспособлений для входа посетителей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Следовательно, требования прокурора, основанные на вышеприведенных нормах действующего законодательства, должны быть удовлетворены.

При этом суд учитывает доводы представителя администрации муниципального района <адрес> о том, что разрабатывается районная программа в части обеспечения доступности муниципальных учреждений образования для инвалидов и финансирование мероприятий определено на ДД.ММ.ГГГГ год. С учетом этого срок для финансирования следует установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> осуществить финансирование мероприятий по оборудованию зданий общеобразовательных школ <адрес> муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д. <адрес>, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д. <адрес>, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> им ФИО4, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>, Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> оборудовать крыльцо вышеуказанных общеобразовательных школ муниципального района <адрес> специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана кассационная жалоба (прокурором - представление) в Верховный Суд <адрес> через Уфимский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья

Кудряшов В.К.