г. Уфа 3 июля 2012 года Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кудряшова В.К. при секретаре Тимергалиевой А.Г.; с участием: Вафина И.И., его представителя Кашкарова Н.Х., представителя Администрация сельского поселения Алексеевский сельсовет Давыдовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вафина И. И. о признании незаконным решения органа местного самоуправления; Вафин И.И. обратился в Уфимский районный суд РБ с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Вафин И.И. обратился в Администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Уфимский район с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N б/н от "ДД.ММ.ГГГГ Вафину И.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма на основании ст. ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. В обоснование отказа в постановке на учёт указано, что доходы семьи И.И. Вафина достаточны для самостоятельного накопления денежных средств под строительство жилого дома общей площадью <данные изъяты> Заявитель считает решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет муниципального района необоснованным и незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или того фонда субъекта Российской Федерацииподоговорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом,указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерациикатегориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниямнуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или Законом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 1050 от ДД.ММ.ГГГГ, в целях формирования доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей". В ходе проведения контроля сведений, представленных заявителем, общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации с/с поселения Алексеевский муниципального района произведен расчет обеспеченности площадью на одного человека, исходя из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих всем членам семьи И.И. Вафина. В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконных лоджий, веранд и террас. <данные изъяты> (общая полезная площадь квартиры) кв.м. : <данные изъяты> (кол-во членов семьи)= <данные изъяты> Таким образом, обеспеченность на одного человека составила <данные изъяты>. м., что является менее учётной нормы, установленной Советом муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, в размере не менее <данные изъяты> кв.м. общей площади. Кроме того, в силу п. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. В п.п. 1, 2, 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ исчерпывающим образом, установлены случаи, по которым может быть отказано в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обжалуемое решение само по себе не содержит точного указания ни на одно из оснований, указанных в п. 1 ст. 54 ЖК РФ. Ссылка в мотивировочной части обжалуемого решения на достаточность дохода Вафина И.И. для самостоятельного накопления под строительство жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м. не состоятельна. Ст. 54 ЖК РФ, равно как и Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает такого основания отказа. Такой критерий как признание семьи И.И. Вафина малоимущей с целью признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" так же не применим в силу закона. Наоборот, семья должна обладать достаточными средствами, позволяющими получить кредит для оплаты расчётной стоимости жилья. Заявитель просил признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Вафину И. И. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма незаконным. В судебном заседании Вафин И.И. и его представитель Кашкаров Н.Х. заявление поддержали, просили его удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Давыдова О.В. в удовлетворении заявления просила отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив предоставленные ими доказательства, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст. 51 ЖК РФ. В силу пункта 2 части 1 названной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно части 2 этой же статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как следует из объяснения сторон и представленных документов, заявителю на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. метров по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п 1 Постановления администрации муниципального района Уфимский район от ДД.ММ.ГГГГ № и объяснения представителя администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет учетной нормой площади жилого помещения на территории сельского поселения <данные изъяты> сельсовет, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет <данные изъяты> кв.м. общей площади на одного человека. Как следует из объяснения сторон, акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из домовой книги, в указанной квартире вместе с заявителем проживают отец Вафин И.И., мать Вафина Р.М. жена Вафина А.И., сын Вафин И.И., брат Вафин А.И., сестра Вафина Г.И. Следовательно, на каждого члена семьи приходится <данные изъяты> кв.м. общей площади квартиры. Таким образом, на долю каждого члена семьи заявителя приходится менее <данные изъяты> кв. метров общей площади жилого помещения. В заявлении Вафина И.И. о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в квартире по адресу: <адрес> проживают <данные изъяты> человек: он, жена, сын, брат, сестра, мама и папа, предполагаемый способ в улучшении жилищных условий - молодежная программа. Согласно выписке из протокола № из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации СП <данные изъяты> сельсовет МР Уфимский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации СП <данные изъяты> сельсовет на основании ч.2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ приняла решение отказать Вафину И.И. в постановке на учет. В силу ч. 2 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Из данной нормы следует, что ссылка на норму права должна быть приведена в составе обоснования такого отказа. Как видно из выписки из протокола заседания общественной комиссии в принятом решении об отказе Вафину И.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нет ссылки на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Согласно Правилам о предоставлении молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На основании ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с требованиями части 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Администрацией сельского поселения <данные изъяты> сельсовет вопреки требованиям вышеуказанной нормы Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено доказательств, по каким основаниям, документы, представленные заявителями, не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "жилище" на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 При таких обстоятельствах заявление Вафина И.И. следует удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации сельского поселения Алексеевский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Вафину И. И. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма незаконным. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца. Судья Уфимского районного суда РБ Кудряшов В.К.